Онлайн-трансляции
Онлайн-трансляции
Текстовые онлайн-трансляции корреспондентов "Корабел.ру" с событий.

ТРАНСЛЯЦИЯ: Арктика: настоящее и будущее 2022

0 1406 7 мин
8 декабря в Санкт-Петербурге стартует XII Международный форум "Арктика: настоящее и будущее". В программу вошло 56 сессий, что подтверждает его статус самого масштабного делового мероприятия в России на тему Арктики. В форуме примут участие ключевые игроки, формирующие арктическую повестку страны.
Международный выставка и форум Арктика: настоящее и будущее / Фото: "Ассоциация полярников"

"Курс на север" - это не просто название пленарного заседания, а последовательная стратегия развития арктических территорий.

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков подробно рассказал, каких программ и результатов мы добились за короткий срок:
  •  
  • "Гектар Арктики";
  • активное развитие туризма;
  • льготные режимы: территория опережающего развития и Арктическая зона РФ.

Только в Мурманской области в рамках 188 проектов заявлены инвестиции в 310 млрд рублей с созданием почти 11 000 рабочих мест.

Медведи и лебеди: на выставочной площадке форума представлен стенд госкорпорации "Росатом"
На стенде компании "Росатом" на форуме Арктика: настоящее и будущее / Фото: "Ассоциация полярников"
"Росатом" – национальный лидером в производстве электроэнергии (около 20% от общей выработки).

На выставочном стенде компания рассказала историю своих достижений по годам: от года учреждения в 2007 по сегодняшний день.
На стенде компании "Росатом" на форуме Арктика: настоящее и будущее / Фото: "Ассоциация полярников"
Сегодня "Росатом" является федеральным партнером по эксплуатации и освоению Северного морского пути.

ОСК приняла участие в выставочной экспозиции на XII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее"

Делегация Объединенной судостроительной корпорации во главе с генеральным директором Алексеем Рахмановым, а также специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергеем Ивановом примет активное участие в деловой программе форума.
"Адмиралтейские верфи" участвуют в Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" / Фото: "Адмиралтейские верфи", ОАО

Сегодня на формуе была представлена Международная арктическая станция "Снежинка". Она строится в Ямало-Ненецком автономном округе в зоне Полярного Урала.

Станция предполагает автономную работу без подключения к сетям водоснабжения и электричества.

Особенность станции - использование водорода в качестве источника энергии (а также самостоятельное изготовление и хранение водорода).

"Снежинка" рассчитана на 80 человек постоянного пребывания. В задачи входят научные исследования и регулярное прохождение практики студентами технических ВУЗов.

Объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего Арктики в период глобальных геополитических и экономических изменений - главная тема XII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее", который открылся сегодня в Санкт-Петербурге

В нём принимают участие более 2 тысяч человек из России и зарубежных государств. Запланировано 55 секций, на площадке одной из которых выступлю с докладом.
Пленарная сессия в рамках Международного форума Арктика: настоящее и будущее / Фото: "Ассоциация полярников"
Расскажу о реализации на Ямале программы по предоставлению бесплатного гектара земли. Сразу отмечу, что несмотря на климатические условия, наш округ оказался привлекательным для жителей российских регионов.
 
Ямал занимает лидирующие позиции по многим вопросам. В округе реализуются все стратегические проекты, обозначенные Президентом. Делается всё, чтобы Ямальский Север динамично развивался и не сбавлял набранных темпов, чтобы жить здесь было комфортно и безопасно.

Создаются условия для тех, кто решил приехать, чтобы увидеть красоту Северной Земли и остаться здесь жить.

В рамках круглого стола на тему: "Опорные точки: социально-экономическое развитие арктических муниципалитетов", участники дискуссии обсудили стратегии развития северных муниципальных образований

Главы Норильска, Ковдора, Красноярска и Якутска поделились своим опытом улучшения жизнедеятельности города и обсудили предложения по усовершенствованию инфраструктур.

Так, Архангельск, по словам Сергея Валерьевича Засолоцкого, директора департамента экономического развития администрации городского округа "Город Архангельск", в своей стратегии опирается на развитии IT и транспортно-логистических структур. А для Якутска "ключ к успеху - развитие образования", поделился Евгений Николаевич Григорьев, глава ГО "город Якутск".

Сессия "По следам углерода: программы декарбонизации арктической экономики"
Добролавский Никита Леонидович (независимый эксперт, член Арктического совета) / Фото: "Ассоциация полярников"
Доброславский Никита Леонидович (независимый эксперт, член Арктического совета).

Как события 2022 повлияли на декарбонизацию мировой экономики?

⁃ Изменение климата - одна из сильнейших угроз, стоящих перед мировой экономикой (повышение температур и таяние ледников).
⁃ Человек воздействует на температуру Земли выбросами газа (углекислый и метан).
⁃ Единственный способ остановить изменение климата —декарбонизация мировой экономики (снижение выброса газов).
⁃ Если мировая экономика не достигнет углеродной нейтральности к 2050 г, то негативный эффект от изменения климата будет ежегодно забирать до 18% мирового ВВП.
⁃ Рост числа лесных пожаров может помешать планам поглощения СО2.
⁃ Сокращение выбросов распространено на данный момент в основном среди крупного бизнеса.

"Россия - страна с наилучшей динамикой сокращения углеродоемкости ВВП среди стран G20 в XXI веке".

Сессия "Поле для экспериментов: инновационные электроэнергические проекты в АЗРФ"

Губанов Максим Михайлович, руководитель направления по энергетике и ЖКХ АНО "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта"
Сессия "Поле для экспериментов: инновационные электроэнергические проекты в АЗРФ" / Фото: "Ассоциация полярников"
Есть потенциал для внедрения следующие инновационных технологий:

1. Применение атомных станций малой мощности.
2. Возобновляемые источники энергии.
3. Использование территориально доступных энергетических ресурсов, например, уголь.

Ключевое направление деятельности — удаленные изолированные пункты. Есть необходимость модернизации с привлечением инвестиций, требуется государственная поддержка.

Пример инвестиционного проекта на фото.
Сессия "Поле для экспериментов: инновационные электроэнергические проекты в АЗРФ" / Фото: "Ассоциация полярников"

"Атомфлот" и "Норникель" подписали долгосрочный договор на оказание ледокольных услуг

Согласно условиям договора, одному из универсальных атомных ледоколов проекта 22220 предстоит ежегодно работать в Енисейском районе Карского моря с 1 января по 31 мая и с 1 ноября по 31 декабря. Срок действия договора - с 1 января 2023 года по 31 декабря 2041 года.
"Наши многолетние партнеры высоко оценили эффективность работы атомного ледокола "Сибирь" на реке Енисей, - сказал и.о. генерального директора "Атомфлота" Леонид Ирлица. – Атомоход проекта 22220 продемонстрировал готовность обеспечить эффективную транспортную систему по доставке продукции горно-металлургической компании".
 
Алексей Рахманов на форуме "Арктика: настоящее и будущее" рассказал о необходимости перейти от изучения Арктики и вахтовой работы к созданию условий для полноценной жизни в ее условиях.
"В начале прошлого века – мы Арктику изучали. То, что мы делаем сейчас, позволяет в Арктике работать. И это доказывает "Норильский никель", коллеги из "Новатэка". Мы подошли к третьей стадии развития Арктики – научиться не работать вахтовым методом, а жить. Превратить Арктику в место постоянного жительства, а не только исследования и работы – одна из главных задач, которые мы ставим перед собой", – рассказал глава корпорации.

????
Алексей Рахманов заявил, что ОСК готова участвовать в создании плавучей инфраструктуры в районе СМП:
"Я не исключаю, что футуристические планы по городам на морях и океанах станут реальностью. И конечно, без нашей судостроительной смекалки осваивать эти технологии будет сложно. К сожалению, вечная мерзлота тает, и выход инфраструктуры в море с использованием судостроительных технологий представляет из себя более уверенное решение, не подверженное всем тем коллизиям, которые возникают при строительстве на вечной мерзлоте при ее таянии. Судостроители всегда будут готовы к реализации таких амбициозных задач".

????
В ходе выступления на пленарном заседании Алексей Рахманов также отметил, что в этом году интерес общественности к проблематике Арктики резко вырос, а названия произведенных корпорацией ледоколов "Арктика", "Сибирь", "Урал" и ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" у всех на слуху. Он поблагодарил "всех сотрудников Адмиралтейских верфей и Балтийского завода, рабочих и проектантов, которые участвовали в разработке этих уникальных технологий, и конечно коллег из "Росатома", чье атомное сердце бьется в трюмах наших ледоколов".

В рамках панельной сессии "Культурный код Арктики. Развитие креативной экономики в Арктической зоне" участники обсудили современное состояние креативных индустрий арктических регионов
Саргылана Игнатьева, ректор Арктического института культуры и искусств / Фото: "Ассоциация полярников"
Креативная экономика играет большую роль в формировании ВВП страны.

Было выделено четыре основных направления развития креативной экономики:
1. Межведомственная координация
2. Образование (возможности для формирования новых образовательных программ и центров)
3. Создание инфраструктуры (новые креативные кластеры)
4. Организация мероприятий

За последние несколько лет вырос туристический поток в Арктические регионы.

Активно развивается событийный туризм, который отражает уникальную культуру каждого региона. Трансформируются учреждения культуры и открываются новые пространства.

Также участники уделили внимание развитию кинопроизводства в таких арктических регионах как Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

В рамках стратегической сессии на тему: "Особый приоритет: социальное и экономическое развитие коренных малочисленных Севера" участники дискуссии обсудили важные вопросы, связанные с государственной поддержкой и защитой 19 коренных народов, проживающих в Арктической зоне

Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК "Норильский никель" Грачев Андрей Михайлович выделил три важные составляющие госполитики в поддержку КМНС:
Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК "Норильский никель" Грачев Андрей Михайлович / Фото: "Ассоциация полярников"
• Признание прав КМНС
• Всемирная поддержка КМНС
• Особое внимание к потребностям КМНС

По последнему пункту, как подчеркнул спикер, очень важно использование этнологической экспертизы для понимания, что действительно необходимо коренным народам. Также важно заниматься поддержкой культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.

В области государственно-частного партнерства продолжает свое активное развитие проект "Школа общественной дипломатии", где ведется подготовка представителей КМНС для защиты своих интересов на международной арене.

На Форуме, в рамках сессии "Big fish: нюансы развития рыбной промышленности Севера и Дальнего Востока", были озвучены результаты исследования ФАНУ "Востокгосплан"

На основе анализа рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного федерального округа, были сделаны выводы:
  • Предприятия РХК ДФО не готовы к открытому диалогу (крупный бизнес находит иные возможности лоббирования своих интересов).
  • В государственной поддержке в первую очередь заинтересованы малые хозяйствующие субъекты (рыбодобытчики), предприятия рыбоводства и рыбопереработки.
  • Большая часть предприятий планируют сохранение текущих параметров деятельности, привлечения специалистов, оплаты труда и инвестиционной активности.
Сессия "Шахматная партия Арктики: стратегия развития нефтегазового комплекса"

"Нефтегазовый комплекс Арктики в условиях санкций"
"Big fish: нюансы развития рыбной промышленности Севера и Дальнего Востока", были озвучены результаты исследования ФАНУ "Востокгосплан" / Фото: "Ассоциация полярников"
Что имеем сейчас:
  • Преимущественно экспорт был европейским — ворота закрыты.
  • Ограничения в страховании судов.
  • Уход зарубежных инвесторов из проектов.
  • Запрет на поставку зарубежного оборудования.
  • Недостаточность отечественного грузового флота.

Выводы:
  • В прошлом году экспортировали 100 млн тонн нефти в Евросоюз. Сейчас встаёт вопрос переориентирования на другие рынки.
  • России необходимо развитие собственного судового флота.
  • При разработке инноваций следует учитывать два момента: рентабельность проекта и его экологическая безопасность. Арктика — чувствительная территория!
  • В первую очередь мы должны ориентироваться на собственные силы — продвижение обоснованных российских решений.


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости