Катер подняли со дна Карантинной бухты в марте 2020 года силами Черноморского флота. Предполагается, что он был затоплен во время эвакуации из осажденного Севастополя в 1942 году, сообщает Русское географическое общество.
История катера VI серии типа "Г-5" полна загадок. Его судьбу еще предстоит восстановить по архивным документам. Известно, что в 1933 году на заводе им. Андре Марти в Ленинграде заложили 12 торпедоносцев этой серии. Тогда же в Карантинной бухте Севастополя для них был возведен новый эллинг. Архивно-экспертная работа по выявлению конструктивных признаков для идентификации велась целый год. Процесс осложняла плохая сохранность катера, пролежавшего под водой почти 80 лет. На данный момент можно утверждать, что боевая единица типа "Г-5" VI серии с бортовым номером 55 числилась в составе 2-й бригады торпедных катеров в Очакове. В августе 1941 года корабль временно перешел в подчинение 1-й бригады торпедных катеров в Севастополе.
В 2024 году по инициативе Севастопольского городского отделения Русского географического общества было принято решение перевезти катер на Константиновскую батарею. В ночь на 25 января транспортную операцию провели с помощью подразделений Черноморского флота. Работы требовали большого профессионализма и осторожности, поскольку важно было не повредить сильно изношенные детали корпуса.
"Радует, что удалось спасти катер. Пока мы оставляем его на хранение на территории музейного комплекса. Далее будет назначена экспертиза, а по ее результатам будет принято решение о дальнейших действиях. Предполагаю, что такой уникальный экспонат станет особенно интересной частью музейной экспозиции", — отметил председатель Севастопольского городского отделения РГО, руководитель музейно-выставочного комплекса "Константиновская батарея" Владимир Воробьев.