В России уже в 2006 году может появиться новая судоходная компания. По капитализации и дедвейту она станет третьей в мире.
Помощник президента РФ, председатель совета директоров ОАО «Совкомфлот» Игорь Шувалов обратился в Минэкономразвития с предложением рассмотреть возможность объединения его компании с Новороссийским морским пароходством («Новошип»).
Письмо Игоря Шувалова министру Герману Грефу было направлено еще 5 мая. Однако почти месяц о нем ничего не было известно СМИ. О содержании документа сообщил в среду вечером Интерфакс. МЭРТу предлагается изучить возможность внесения госпакета акций «Новошипа» в уставный капитал «Совкомфлота». Затем единая судоходная компания предлагает провести IPO на российских и международных биржах.
Напомним, что основными акционерами ОАО «Новошип» являются Росимущество (60,73% голосующих акций), РФФИ (6,4%), ОАО «Новошипинвест» (8,49%), Intrigue Shipping (14,41%). Пакет акций «Совкомфлота» полностью принадлежит государству.
Для реализации сделки, предлагаемой Игорем Шуваловым, Минэкономразвития и Росимуществу придется подготовить несколько нормативных актов, в частности проект указа президента РФ об исключении «Новошипа» из списка стратегических АО, и подготовить проект распоряжения правительства РФ о внесении дополнений в прогнозный план приватизации на 2006 год, предусматривающих приватизацию госпакета «Новошипа».
В свою очередь «Совкомфлот» планирует разработать совместно с профильными ведомствами стратегию управления акциями «Новошипа». Данный вариант объединения, по мнению Игоря Шувалова, обеспечит «максимизацию стоимости компании для государства как акционера при сохранении им независимости в принятии стратегических решений и гибкости в последующем распоряжении акциями «Совкомфлота» и «Новошипа».
В Минэкономразвития «Гудку» подтвердили сам факт появления письма. Однако ни назвать сроки его рассмотрения, ни прокомментировать не смогли. Отметим, что идею объединения двух компаний связывали с фигурой главы «Совкомфлота» Сергея Франка. В октябре прошлого года акционеры «Новошипа» сменили президента компании. Вместо Тагира Измайлова этот пост занял Сергей Терехин, ранее возглавлявший одну из дочерних компаний «Совкомфлота».
В самом «Совкомфлоте» наотрез отказались комментировать сделку, сославшись на законы корпоративной этики. Однако пресс-секретарь пароходства Андрей Кечашин признал: «Мы никогда и ни от кого не скрывали, что у нас есть потенциал роста», но в чем конкретно он проявится в связи с данной сделкой, объяснять не стал.
По мнению президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова, «слияние двух крупнейших судоходных компаний — это хорошая возможность закрепиться на международном рынке фрахта, где в основном и позиционированы эти два пароходства. Сделка позволит практически неограниченно расширить ареал судоходства в тех районах, которые представляют интерес для РФ. Кроме того, создание крупнейшего оператора привлечет под российский флаг тех владельцев судов, которые пока еще раздумывают, стоит или нет вернуться во второй реестр».
Георгий Давыдов говорит, что с высокой долей вероятности можно прогнозировать слияние не только акций этих компаний, но и менеджмента, поскольку это является логичным стратегическим шагом. Сделка скажется и на консолидации фрахтовых ставок.
Первый вице-президент Международной академии транспорта Александр Кондратьев солидарен с мнением коллеги: «Объединение двух крупнейших судоходных компаний дает возможность централизованно проводить государственную политику на рынке морских перевозок. Кроме того, их слияние будет способствовать ценовой стабилизации перевозочных услуг, прежде всего в районе Балтики, где сейчас творится полная вакханалия».
Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков пояснил, что схема объединения этих компаний не имеет большой значимости. Имеют значение лишь их планы — будут или нет они выходить на IPO. В дальнейшем, по мнению эксперта, может создаться новая компания, а в нее — переданы пакеты акций, то есть произойдет поглощение. Эта сделка для «Новошипа» еще более важна, чем для «Совкомфлота», полагает Александр Жуков.
Случайно или нет, но информация об обращении в Минэкономразвития совпала по времени с проверкой «Новошипа» аудиторами Счетной палаты, закончившими работу 15 мая. Ее выводы есть в распоряжении «Гудка», который расскажет о них в ближайших номерах. В компании были выявлены финансовые нарушения.
В том случае если активы судоходных компаний объединятся, в России появится торговое мегапароходство. Согласно оценкам, представленным в письме Игоря Шувалова, объединенная компания станет третьей в мире по объему капитализации, которая может составить $2,3 — 2,5 млрд. У крупнейших судоходных компаний Teekay Shipping и Frontline Ltd капитализация составляет $3,4 млрд и $3,069 млрд. Стоимость объединенных активов «Новошипа» и «Совкомфлота» предположительно составит $3,5 — 3,7 млрд (Frontline Ltd — $6,5 млрд, Teekay — $5,8 млрд). Общий тоннаж танкерного флота объединенных «Совкомфлота» и «Новошипа» может составить около 10,5 млн тонн. Таким образом, объединенная компания может занять третье место в сегменте танкеров-афрамаксов (2,7 млн тонн против 4,5 млн тонн у Teekay и 3,8 млн тонн у MISC) и второе место в сегменте танкеров-продуктовозов (1,6 млн тонн против 1,7 млн у China Shipping).
Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА