Уже более полугода на портале "Корабел.ру" действует сервис "Торговая площадка", созданный нами для заказчиков и поставщиков судового оборудования и услуг. Полгода — вполне достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги и посмотреть, насколько полезен этот инструмент судовладельцам, производителям, дилерам и сервисным компаниям.
Полгода в цифрах
На "Торговой площадке" сегодня зарегистрировано 2915 компаний (3072 пользователя) в статусе поставщиков и 619 компаний (737 пользователей) в статусе заказчиков. Показатели эти, которые в первые месяцы набирали обороты понемногу, примерно с апреля-мая вышли на очень неплохие темпы роста. На сегодня ежемесячно в число участников добавляется по три-четыре сотни поставщиков и еще девяносто заказчиков. Всего на сайте за полгода существования прошло 1664 заявки. Выложено 7300 предложений. 116 000 просмотров всех заявок.
Приглядимся повнимательнее к этим цифрам.
Первое, что бросается в глаза, это соотношение — на одного заказчика приходится от четырех до пяти поставщиков. Картина, в общем-то, ожидаемая, поскольку отражает ситуацию на рынке. Одно из следствий — несколько более свободное положение заказчика, который имеет возможность выбирать подходящее ему предложение из целой серии откликов. Да и сама структура площадки не случайно выстроена так, что именно в руках заказчика фактически находится кнопка запуска самого процесса сделки. Пока он не выставит свое предложение, поставщикам не на что будет откликаться. И пока он не определит победителя, сделки не будет.
Те из клиентов нашей "Торговой площадки", которые выступают в обеих ипостасях, являясь одновременно и заказчиками, и поставщиками, подтверждают ощутимый крен ресурса в сторону заказчиков. Более того, считают его оправданным и неизбежным.
— Самое главное, чтобы ваш сервис был интересен заказчику, — говорит Михаил Койфман, генеральный директор ООО "Планета". — А поставщик всегда подстроится. Вот мне как заказчику он интересен.
Чем конкретно интересен? На этот вопрос разные заказчики отвечают по-разному. Многим важна сама возможность "мониторить" рынок, определяя ценовой диапазон на ту или иную деталь или услугу. Это позволяет позже вести более аргументированный диалог с конкретными поставщиками, точнее планировать объем и характер закупок на длинную перспективу.
Есть и такой фактор, как предельная прозрачность самого механизма закупок для руководства предприятия. При желании директор может сам, зарегистрировавшись на площадке, посмотреть, чем аргументирована та или иная сделка, почему отсеялись одни поставщики и вышли в "топ" другие. Кстати, как нетрудно заметить, количество пользователей превышает количество компаний. Объясняется это именно тем, что в ряде случаев с "Торговой площадкой" в фирме работают сразу несколько человек — например, менеджер по снабжению и директор.
Заменяет человека
Для наглядности предоставим возможность перечислить остальные плюсы пользования "Торговой площадкой" собственно заинтересованным лицам.
Менеджер по снабжению "Русской рыбопромышленной компании" Александр Веснин отмечает широкое информационное поле по материалам и по контрагентам, которое создано в рамках площадки. Оно охватывает все регионы России, избавляя от необходимости "вручную" искать поставщиков судового оборудования на необъятных просторах Сети.
— Правда, кое-что, на мой взгляд, требует доработки в интерфейс вашего сервиса, — оговаривается он. — В нем есть название, описание, раздел, есть дата завершения, но нет региона поставщика. В результате я не могу отобрать предложения из какого-то конкретного региона, приходится смотреть по отдельности — кто откуда. Хотелось бы, чтобы такой фильтр у вас появился.
Предложение понятное и, в целом, разумное. Сейчас на "Торговой площадке" прорабатывается оптимальный механизм его реализации. Скорее всего, заказчикам будет предоставлена возможность выбора поставщиков по отдельным городам в выпадающем меню. Впрочем, от подробностей пока воздержимся — время покажет, как это лучше будет выглядеть на практике.
Еще одна категория клиентов превыше всего ценит оперативность работы с "Торговой площадкой".
— Больше всего привлекла нас оперативность, хорошая динамика откликов, — вспоминает менеджер по продажам ООО "Нептун групп" Андрей Коваль свои впечатления от первых месяцев работы с сервисом. У его компании за 15 лет существования уже накопилась своя база поставщиков, но с помощью "Корабел.ру" их количество существенно расширилось в короткие сроки.
Сильный аргумент приводит генеральный директор ООО "Норд-Дизель" Олег Секушин:
— Сейчас "Торговая площадка" заменяет мне человека в фирме. Я забрасываю туда заявку, мне предлагают цену, приходит уведомление на почту. А дальше все просто: я покупаю или не покупаю, думаю сам.
Добавить в избранное
Это были соображения заказчиков по поводу работы с "Торговой площадки". Их реплики говорят сами за себя — каждый видит свои преимущества, делает упор на ту или иную функцию. Проще говоря, наш сервис оказался для них универсальным инструментом, подходящим для решения целого спектра задач.
Со стороны поставщиков, понятно, восприятие площадки не столь многоаспектно. Для них, в основном, ценна возможность миновать в поиске клиентов утомительную стадию обшаривания бесконечных объявлений, публикуемых на самых разных ресурсах. Кто-то скажет — всего лишь! На самом же деле, одно достаточно простое действие — регистрация на "Торговой площадке" — экономит в итоге массу времени и сил.
Не всем поставщикам, правда, нравится анонимность введенная на нашем ресурсе. Просматривая заявки, фирмы не видят названий заказчиков и ориентируются только на содержание запроса. У Михаила Койфмана, гендиректора компании "Планета", есть мнение, что имя заказчика изначально должно быть открыто. Тогда просматривая, скажем, пять схожих заявок, он сможет выбирать для себя наиболее интересных партнеров — по репутации, по перспективам, по опыту прошлой совместной работы.
Определенная логика здесь есть, но если встать на позицию заказчика, ситуация меняется. Когда все данные по заявке, включая название и контакты компании, открыты изначально, заказчика начинают "бомбардировать" телефонными звонками все поставщики сразу, без какого-либо фильтра. Именно для того, чтобы избежать этой проблемы, "Корабел.ру" в свое время и ввел систему анонимных заявок.
Есть компромиссный вариант выхода из ситуации, который должен устроить обе стороны. В скором времени на "Торговой площадке" появится возможность для заказчика составлять себе пул избранных поставщиков. И вот для них заявки уже будут именными с самого начала, без необходимости выигрывать конкурс. Уточним на всякий случай — не все заявки, а только той компании, которая включила поставщика в свой "золотой" список.
Знают и могут
Вернемся к нашим цифрам. В целом, около 3,5 тыс. компаний, являющихся участниками "Торговой площадки", это хороший показатель. Он демонстрирует — сервис уже находится в поле зрения основной массы игроков на этом рынке. Это не значит, что им активно пользуется все три с половиной тысячи. Участниками, регулярно выставляющими свои заявки, пока являются не больше полусотни компаний (около десяти процентов), на которые приходится порядка 200 столь же активных поставщиков. Но все остальные, как минимум, знают о "Торговой площадке", многие эпизодически пользуются и в случае необходимости могут ее задействовать на полную. Доказательство тому служит количество просмотров заявок: на сегодня каждый день выложенные заказчиками запросы прочитывает 350 — 400 компаний. Это и есть наш ресурс развития.