Место для будущего предприятия было выбрано в 10 км от центра Мурманска, в районе речки Росты. Курировал начало работ непосредственно начальник Главного управления Северного морского пути, Герой Советского Союза Иван Папанин.
На призыв знаменитого полярника откликнулась молодежь: комсомольцы, молодые коммунисты. Первым делом среди камней и скал был организован палаточный лагерь, постепенно строились бараки, возводилась самая необходимая инфраструктура. Уже осенью 1938 года первая очередь завода "Севморпуть" была запущена: заработали механический, литейный, кузнечный цехи, были построены дороги, основные склады, возведены причальные сооружения.
И в этом же году завод принял на ремонт первые арктические суда и сторожевой корабль "Ураган". Это были первые после Октябрьской революции боевые надводные корабли, спроектированные и сделанные советскими кораблестроителями.
Накануне празднования 60-летия завода напротив музея Северного флота, в районе Роста был установлен памятный знак – плита из полированного камня, на которой выгравированы следующие слова "Первостроителям судоремонтного завода "Севморпуть" в поселке Роста".
Еще один памятник комсомольцам-строителям завода стоит непосредственно на территории самого "35 СРЗ". Под камнем, на котором указан год начала стройки – "1936" в 1977 году заводчане-комсомольцы зарыли капсулу с письмом потомкам. В следующем году послание будут извлекать из земли, читать, что же завещала молодежь XX-века молодежи века XXI-го, о чем мечтала, как видела историю своего родного завода.
А история "35 СРЗ" сполна обрисовывается строчкой из знаменитой песни про комсомольцев – "мы сурового времени дети". Совсем молодым завод встретил Великую Отечественную войну. Сухая статистика гласит, что за время войны мурманские корабелы отремонтировали 645 боевых кораблей, 544 транспортных, рыболовных и вспомогательных судов, из них 55 судов переделали в боевые.
Работать приходилось в условиях постоянных обстрелов и бомбежек. Немногие знают, но по количеству бомбежек на квадратный метр Мурманск уступает только Сталинграду, из 2830 зданий города уцелело лишь 990. Достаточно посмотреть на схему разрыва авиабомб завода "Севморпуть".
Конечно, после войны предприятию требовалась вторая масштабная стройка, на которую также первыми откликнулись комсомольцы.
"Севморпуть" становится номерным, а затем и "звездным"
25 апреля 1950 года судоремонтный завод Северного флота был переименован в "Судоремонтный завод №35 СФ" и передан в подчинение Главному управлению судоремонтных предприятий и доков ВМС, а с 1951 по 1954 включен в состав Северного флота, совместно с которым предприятие развивается и до сих пор.
На пике своего развития в конце 80-х годов на 35 СРЗ трудилось более 8000 человек.
Несмотря на глобальный спад экономики и кризис, затронувший в том числе и Военно-морской флот, 35 завод не прекращал работу. Было трудно, как и всем выжившим производствам в стране.
Положение улучшилось только в конце 00-х, когда страна начала активно строить, модернизировать и приводить в порядок свой флот.
В марте 2007 года президент РФ подписал указ №384 "О создании объединенной судостроительной корпорации". Основным судоремонтным предприятием, вокруг которого консолидировались все профильные заводы на всех морях страны стала северодвинская "Звездочка", в состав которой вошли в числе прочего и "35 СРЗ", и соседний СРЗ "Нерпа".
Открывать молодые пути
Включение в структуру ЦС "Звездочка" и ОСК имело целый ряд плюсов. Например, 35 СРЗ был включен в ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации", в рамках которого предполагается целый ряд мероприятий по реконструкции мощностей.
Общая 35 СРЗ занимает площадь в 72 га. В активе предприятия пять глубоководных причалов с глубинами от 5,7 до 14 метров, общая протяженность стационарных причалов – 1300 метров. Завод, кстати, единственный во всем Заполярье, имеет сухой док: две камеры габаритами, способные принимать суда водоизмещением до 10 тыс. тонн и максимальными габаритами 200*20 метров.
Сегодня, помимо доковых ремонтов и проведения сервисного обслуживания кораблей, ВМФ 35 СРЗ способен осуществлять практически все виды судоремонтных работ: от восстановления винто-рулевого комплекса, насосов и арматуры до ремонта электрооборудования: генераторов, электродвигателей, станций управления, специфической радионавигационной техники и т. д.
О текущем положении дел на предприятии рассказывает и.о. Директора филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" Дмитрий Панченя.
– Какова сейчас обстановка на предприятии?
– Сейчас на 35 СРЗ трудится порядка 1400 человек. Занимается завод в первую очередь сервисным обслуживанием и поддержанием боевой готовности надводных кораблей Северного флота. Проводим и модернизационные работы. В 2014 году к нам на предприятие пришел на ремонт БПК "Адмирал Чабаненко" с большим объемом работ. Совсем недавно закончился ремонт МПК "Брест" и БПК "Североморск"
– С гражданскими заказчиками работаете?
– Гражданское направление в судоремонте у нас – это только 1-2% от общего объема выручки. Но мы планируем его развивать. На всех уровнях, и в ОСК, и в ЦС "Звездочка" ведутся переговоры с добычными компаниями по привлечению их на наше предприятие. И варианты есть разные: от отдельных сервисных работ по обслуживают флота до создания отдельной ремонтной базы. Если говорить о конкретных проектах, то сейчас мы прорабатываем вопрос по проведению в следующем году докового ремонта СПБУ "Арктическая", которая была построена на северодвинской "Звездочке" в 2012 году.
– С какими конструкторскими бюро сотрудничаете, кто поставляет для вас конструкторскую документацию на ремонт кораблей?
– Основные проектанты, с кем мы взаимодействуем – это 51 ЦКТИС МО РФ, Невское и Северное ПКБ. По мере необходимости обращаемся в другие организации. У нас на предприятии функционирует 171 отдельное конструкторско-технологическое бюро от 51 института судоремонта, которое курирует всю работу по кораблям советской постройки.
– Молодежь на завод идет?
– Молодежи на заводе довольно много. Другое дело, что квалификация молодежи пока не дотягивает до той, которая требуется. Но мы учим, пытаемся наладить наставничество, в лучших традициях советского времени. Для привлечения кадров ведем агитацию в СМИ, устраиваем ярмарки вакансий, работаем с учебными заведениями города.
– В поисках лучших зарплат народ с одного предприятия не переходит?
– Массовых случаев перехода сотрудников с одного предприятие на другое на моей памяти не было. Уровень заработных плат, у нас и, скажем, на 82-м СРЗ, примерно один. Если бы была большая разница в 10-15 тысяч, то народ бы побежал. А если разница до 5 тысяч, то переходить и ездить каждый день в Росляково или к нам смысла нет.
Однако через два года в Мурманской области должна заработать Кольская верфь, на которой , по предварительным данным, будут трудиться 3000 человек. Возможно, политика НОВАТЭКа по привлечению рабочих внесет свои коррективы. Но это пока планы, посмотрим, что будет на деле.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |