По словам Виктора Зырина, «Тобольский речной порт» – один из крупнейших перевалочных портов Объ-Иртышского бассейна – переживает трудные времена. Из-за кризиса резко упал грузопоток, ухудшились основные экономические и финансовые показатели работы предприятия. В этом году возврата к докризисным показателям не предвидится. А к внешним проблемам могут добавиться внутренние – противоречия между основными акционерами.
По информации, предоставленной руководителем порта, 2007-2008 годы стали лучшими за всю историю тобольского речпорта. В 2008 году грузооборот составил почти 3 млн. тонн, выручка превысила 1 млрд. 400 млн. рублей, а читая прибыль – 45 млн. рублей. Число работающих составило почти 700 человек, а средняя зарплата – почти 22,5 тыс. рублей.
Но по итогам 2009 года грузооборот сократился почти на 35 %, выручка на 52 %, чистая прибыль на 58,5 %, чисто работающих в предприятии сократилось до примерно 550 человек, а средняя зарплата до 16 тысяч.
Основные потребители грузов, переваливаемых тобольским речпортом, а это в основном щебень, – предприятия Югры, занятые строительством дорог. В последнее время примерно 20 % щебня, идущего через тобольский порт, получают дорожники юга Тюменской области, занятые строительством в Тобольском, Вагайском и Уватском районах. Значительного роста грузопотока в этом секторе не ожидается. Как отметил Зырин, неопределенности добавляет смена югорского губернатора.
Перспективы участия тобольских речников в реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» руководитель порта оценил скептически. «Кроме слов «Урал Промышленный – Урал Полярный» я больше ничего не вижу», – сказал гендиректор тобольского порта Виктор Зырин. Но интереса к проекту он не отрицал. Интересует гендиректора порта не только сам проект «УП-УП», но и связанная с этим активность столичных фирм. «Я немножко знаю ситуацию. Сейчас некоторые московские фирмы начинают кое-что прикупать: карьеры, предприятия кое-какие и все прикрываются «Уралом Промышленным – Уралом Полярным». Идет борьба за карьеры», – отметил он.
О перспективах участия тобольского речпотра в реализации Ямальского газового проекта руководитель речпорта не упомянул, сообщив, что для него важна ближайшая перспектива. В ближайшей перспективе у генерального директора и одновременно главного акционера Тобольского речпорта (под контролем Зырина – около 70 % акций) – налаживание отношений с новым акционером – ООО «Межрегионфлот», которое приобрело в прошлом году 25,5 % акций.
Напомним, осенью 2009 года Россимущество со второй попытки продало принадлежавший ранее государству блокирующий пакет акций Тобольского речпорта. Итоги аукциона по продаже 25,5 % акций ОАО «Тобольский речной порт» были подведены 10 ноября. Победителем торгов стало ООО «Межрегионфлот», которое управляет открытым акционерным обществом «Обь-Иртышское речное пароходство». За акции Тобольского речпорта заплачено 188,4 млн. рублей. Стартовая цена составляла 186,4 млн. рублей. В ходе аукциона был сделан лишь один шаг.
Основной акционер и генеральный директор Тобольского речного порта Виктор Зырин выражал тогда заметное беспокойство возможным приобретением пакета акций «недружественными структурами», но повлиять на итоги аукциона не смог.
В феврале 2010 история с продажей акций получила продолжение. По словам гендиректора, в начале месяца прошла встреча представителей нового акционера с нынешним портовым руководством. «Где-то неделю назад они приехали, проговорили полдня, выставили требования провести внеочередное собрание. И 4 марта у нас будет смена совета директоров. Такие правила игры. Дали свои предложения на очередное годовое собрание в мае», – сообщил Виктор Зырин. Он добавил также, что сейчас испытывает тревогу: «Акции продали фактически нашим конкурентам, а это страшнее кризиса».
Пожелавший не называть своего имени сотрудник тобольской горадминистрации, комментируя ситуацию с речным портом, сказал, что катастрофических проблем у предприятия нет, но много вопросов относительно его будущего. «Появляются новые акционеры, падают объемы работ. Это в рыночной экономике случается. Но удастся ли тобольским речникам получить новые крупные заказы в Югре? Куда поведут свою политику новые акционеры? Ответов в ближайшие дни не будет. Их придется ждать. На сегодня ситуацию с портом я бы назвал «точкой неопределенности», – поделился своим мнением чиновник.