Сколько в Петрозаводске судостроительных предприятий? Перед нашей северной экспедицией в плане у нас было посещение двух — Онежского ССЗ и верфи деревянного судостроения "Варяг". Однако уже на месте выяснилось, что кроме них в городе строительством судов занимается еще и... морской музей.
"Хотели достичь Мангазеи"
Называется он "Полярный Одиссей", и привычной нам музейной статики в нем почти не найдешь. Здесь не только показывают посетителям разные экспонаты, но и спускают на воду лодки, яхты, парусники — как современные, так и исторические. У музея есть даже свой собственный флот, на котором периодически совершаются экспедиции.
Свое имя он получил в честь двухмачтовой парусно-моторной шхуны, в 1981 году отправившейся в плавание по следам Эдуарда Толля, российского полярного исследователя конца XIX — начала ХХ вв. Командовал "Одиссеем" инженер по физике плазмы Виктор Дмитриев, чьим даже не хобби, а настоящим делом жизни стало возрождение отечественных традиций деревянного судостроения. Позже, после ряда плаваний, он создаст в Петрозаводске морской клуб "Полярный Одиссей", а в дополнение к нему одноименный музей.
Корабел.ру |
— Судно "Полярный Одиссей", которое стало брендом, изначально было малым рыболовным ботом. Его списали, он весь прогнил, но мы его восстановили и превратили в настоящую шхуну. Была идея пройти на нем по Северному морскому пути, повторяя экспедицию барона Толля, поэтому и назвали "Полярный Одиссей". Но нас "тормознули" в Карском море льды и пограничники, — рассказывает корреспонденту "Корабел.ру" президент клуба, директор морского центра Виктор Дмитриев.
Путешественники добрались до поселка Амдерма, расположенного к востоку от пролива Югорский Шар, и вынуждены были вернуться обратно. Однако сдаваться карельские энтузиасты не собирались. Предки-поморы ходили в Арктику на деревянных судах — кочах. Били морского зверя, высаживались на Шпицбергене, даже отправлялись в дальние каботажные плавания на восток, вдоль северных берегов Евразии. Значит, можно, как Тур Хейердал, построить аналогичные суда и повторить их путь.
С чертежами будущего коча в руках Виктор Дмитриев пришел к генеральному директору завода "Авангард" Валерию Судакову — так и так, мы с ребятами хотим построить вот такую штуку. Почему именно к нему? На этой верфи о деревянном судостроении знали не понаслышке — здесь в советское время активно строились минные тральщики, последние деревянные боевые корабли нашей эпохи. Переговоры оказались успешными, и под строительство поморского судна было выделено место в цехе. К команде новоиспеченных корабелов даже приставили мастеров, которые обучали их, как "шить" корпус.
Корабел.ру |
7 февраля 1987 года поморский коч был заложен, название ему дали соответствующее — "Помор". На тот момент в СССР еще никто не пытался воссоздать это древнее народное судно для реального плавания в высоких широтах. Спустя четыре месяца, 5 июня, коч был спущен на воду, а уже 25 июня отправился в первое испытательное плавание по Белому морю, встав на рейд Соловецкого монастыря.
"Помор" был хорошо подготовлен к арктическому походу — он имел яйцевидную форму корпуса, благодаря которой льды, смерзаясь, не сдавливают борта, а выталкивают коч наверх. Двойная обшивка позволяла избежать при этом серьезных повреждений.
— Это историческое судно, без мотора, две мачты, прямые паруса, шесть весел. На нем мы отправились в плавание, хотели достичь Мангазеи. Но не получилось, ветра были встречные, было много проблем, были бунты, пиратский захват. В общем, масса приключений, — вспоминает Виктор Дмитриев. — Обратно на этом корабле мы вернулись вдвоем с помощником Сергеем Железовым, а всех остальных отправили домой. Готовили новую команду, тренировались в Беломорье, и через год с помощью журнала "Вокруг света" впервые в СССР отправились на Шпицберген на историческом судне.
Компанию кочу "Помор" в этом новом путешествии составила лодья "Грумант". Ее, правда, оснастили мотором, лишив полной аутентичности. Но и функции она выполняла чисто вспомогательные. Экспедиция на Шпицберген и обратно прошла успешно. В последующие годы "Помор" совершил еще несколько плаваний, ходил из Чукотского моря на Аляску, посетил американский Сиэтл, зимовал в канадском Ванкувере. Сейчас легендарный коч стоит на берегу Онежского моря, являясь одним из ключевых экспонатов морского музея "Полярный Одиссей".
Корабел.ру |
Кататься — только бесплатно!
В девяностые годы, уже освоив технологию изготовления деревянных судов, Виктор Дмитриев с командой стали строить их не только для экспедиций. Это было время, когда набирали популярность фильмы на историческую тематику. В 1990 году "Мосфильм" заказал 10 судов для съемок фильма "Ермак" — пять казацких стругов и еще пять лодок. Пошли и другие заказы. В 1992 году, например, на воду был спущен двухмачтовый галеас "Святая София", построенный для белорусских предпринимателей. В том же году сдан заказчику одномачтовый парусно-моторный бот "Пилигрим", предназначенный для регулярных паломничеств в Святую Землю.
Перечислять можно очень долго — вереницей потянулись разнообразные ботики, фрегаты, бригантины, шхуны, яхты, хаус-боты, кочи, лодьи, шлюпы, струги и драккары. Один из самых необычных заказов — небольшие потешные фрегаты с полным парусным вооружением, представляющие из себя уменьшенные в масштабе до шести метров в длину беспалубные суда для проката. Часть из всего этого потока судов разошлась по миру, но кое-что осталось в Петрозаводске в распоряжении верфи-музея. И это уже не просто экспонаты, они на плаву и периодически используются для прогулок по Онежскому озеру. Вернее, использовались до определенного момента.
Корабел.ру |
— У нас есть собственный флот. У нас есть поморская ладья, на которой катался президент России Борис Ельцин.
Ладью эту хорошо знают в мире, приглашают на морские фестивали. Есть бригантина "Полярный Одиссей" с шестью пушками. Есть "Гонец", шлюп, есть три хаус-бота. Поэтому флот у нас зарабатывал нормальные деньги, — говорит Виктор Дмитриев.
И тут же вносит ложку дегтя.
— Правда, у нас есть проблема с законами. Чиновники от Минтранса придумали Кодекс водного транспорта и разрушили устоявшиеся традиции. Мы ведь жили по Кодексу торгового мореплавания, и для желающих заниматься бизнесом не было проблемы получить разрешение. А сейчас разделили маломерный флот на коммерческий и некоммерческий, а в итоге обрушили вообще основу флота нации.
Суда, которые строит "Полярный Одиссей", регистрирует ГИМС, поясняет президент музея. Но для того, чтобы вести на них коммерческую деятельность, по его словам, необходимо переходить под крыло Морского или Речного регистра. А здесь возникает казус.
— Если, допустим, живет человек где-нибудь в деревне и у него есть лодка, а приезжают туристы прокатиться на рыбалку два-три раза в сезон, неужели он пойдет с этой лодкой в Регистр? Будет тратить массу средств? — возмущается Виктор Дмитриев. — Сколько я Путину ни писал — три раза, все скидывают на Минтранс. А Минтранс стоит на своем, они придумали глупость, они ее и отстаивают. Ну нельзя "маломерку" загонять под Регистр. Поэтому нет заказов, не развивается народное судостроение, а значит, страдает туризм, воспитание молодежи — ведь это все взаимосвязано!
В итоге на сегодняшний день прогулки по Онеге для туристов заморожены, катаются только члены клуба — на бесплатной основе. Для остальных висит такое объявление:
"Коммерческие прогулки отменены по причине нелепых изменений в законодательстве РФ, делающих практически невозможным коммерческое катание туристов на маломерных судах".
Корабел.ру |
Цитаты из книги отзывов морского музея "Полярный Одиссей"
"Получил большое удовольствие от парусника, от природы, от рыбалки, от того, что в первый раз ходил на паруснике.
Молодцы, поморы! Давайте готовить большой маршрут им. Петра I и рейс на Северный Полюс. Есть нужда - помогу!
Спасибо!"
Борис Ельцин, президент России (10.07.1997 год)
"Добрым старым друзьям Виктору Дмитриеву и Юре Наумову - основателям "Полярного Одиссея" - семь футов под килем.
Юрий Сенкевич, российский тележурналист и путешественник (11.08.2000)
"Дорогой мой Виктор Дмитриев! Желаю НАМ, именно НАМ, Пройти Наш Северный Полюс"
Федор Конюхов, путешественник (22.01.2012)
[Больше фото в галерее ниже]