Но квоты квотами, господдержка господдержкой, а промысловые компании по-прежнему периодически ведут дела с иностранными судостроителями. На обновление нашего рыболовного флота работают не только российские, но и зарубежные верфи. И в первую очередь речь идет о турецкой компании Tersan, располагающей весьма приличным судостроительным комплексом в городе Ялова.
Она сотрудничала с клиентами из России еще до всяких инвестквот, а сейчас, как ни странно, делает это даже с еще большим размахом. Совсем недавно на воду сошел очередной супертраулер для дальневосточных рыбаков. Честно говоря, именно это событие и стало поводом для нашего сегодняшнего материала.
Что строит Tersan по российским заказам, с какого года и в каких объемах? Давайте изучим этот вопрос.
"Печора" для почина
Фирма Tersan была основана в Турции еще в начале 1990-х годов, однако в первое время судостроением не занималась, специализируясь на предоставлении агентских услуг для судовладельцев, чьи суда часто проходят через Босфор. Однако в 1997 году она прикупила судоремонтный заводик в Тузле и обзавелась плавучим доком. За считанные годы Tersan набрала обороты и доросла до судостроения. Первый свой заказ на судно компания реализовала в 2002 году. В 2008 году пришло время для расширения мощностей. Судостроительное подразделение было целиком перебазировано в город Ялова.
Чтобы продемонстрировать темпы и объемы работы предприятия, перечислим те суда, которые были переданы заказчикам за последние 12 месяцев. Это шесть единиц:
- 20 мая 2020 года сдан траулер для канадцев;
- 10 февраля 2020 года сдан траулер "Зенит" для "Арктиксервиса" из России (о нем мы еще поговорим отдельно);
- 26 ноября 2019 года сдан автомобильно-пассажирский паром для норвежской компании Fjord1:
- 18 ноября 2019 года сдано два ярусолова для норвежской фирмы Ervik Havfiske;
- 26 сентября 2019 года сдан еще один автомобильно-пассажирский паром для норвежской компании Fjord1.
С российскими рыбаками фирма Tersan начала сотрудничество в 2015 году, когда свой рыболовный флот задумал обновить "Ненецкий рыбакколхозсоюз". На тот момент в распоряжении рыбаков было три траулера – "Заполярье", "Серпухов" и "Несь". Раньше имелось еще несколько СРТМ, но в нулевые их пришлось списать, так что необходимость нового судна ощущалась очень остро. Тем более, что "Заполярье" и "Серпухов" уже изрядно устарели как физически, так и морально, их тоже пора было отправлять "на иголки".
В активе турецкой верфи уже был богатый опыт строительства разных судов, в том числе и рыбопромысловых. К тому же, турки сразу были готовы работать с оптимальным для нужд "Ненецкого рыбакколхозсоюза" среднетоннажным проектом ST-116 от известного норвежского КБ Skipsteknisk. Позже, когда начнется история с инвестквотами, именно на этот проект "положат глаз" еще одни северяне – рыбаки из "Архангельского тралового флота". Траулеры, которые сейчас строит для "АТФ" Выборгский завод, как раз и относятся к ST-116.
Контракт был подписан на строительство одного судна, и обошелся заказчику в 25 млн долларов. Свободных средств в таком объеме у "Ненецкого рыбакколхозсоюза" не было, поэтому пришлось брать займ у банка "ВТБ" сроком в полтора года.
В феврале 2015 года в Ялове прошла церемония резки металла, в начале сентября корпус спустили на воду. В 2016 году траулер, получивший название "Печора" отправился в Норвегию, где был доукомплектован траловым оборудованием. Одновременно норвежские специалисты произвели настройку фабрики по переработке рыбы.
Новым судном рыбаки остались очень довольны. "Здесь, на "Печоре", работать одно удовольствие. Аппаратура современная, погоды траулер не боится. Все по высшему разряду сделано", – рассказывал капитан траулера Дмитрий Панин журналистам в 2018 году.
В зените славы
Опыт ненецких рыбаков оказался учтен соседями, и в 2017 году "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум" (это один из крупнейших российских рыболовных холдингов), вступая в только что запущенную программу инвестквот решил подстраховаться, заказав первые два краболова-процессора из длинной серии не в России, а в Турции – на той же самой верфи Tersan. Еще шесть судов по тому же проекту ST-184 для "СЗРК" должен построить Выборгский судостроительный завод.
Турки взялись за дело весьма рьяно умудрились за год с небольшим полностью сдать первый краболов. Церемония резки металла прошла 24 июля 2018 года, корпус был спущен на воду 13 марта 2019 года, а уже 31 октября 2019 года успешно завершились ходовые испытания.
Сейчас судно, получившее название "Зенит", находится в составе ЗАО "Арктиксервис" (входит в "СЗРК"). В конце апреля краболов добрался до Мурманска, обогнув всю Европу, причем перенес несколько штормов, показав отличные мореходные качества. В ходе промысла он сможет не только добывать краба – сразу на борту добыча перерабатывается в готовую варено-мороженую продукцию, которая потом надежно хранится в морозильном грузовом трюме. Ее можно сгружать, не заходя в порт, на транспортные суда с помощью грузовых стрел. При этом операции, согласно заявленным характеристикам оборудования, не должно помешать даже пятибалльное волнение.
Производительность по переработке сырья составляет 30 т/сутки для краба опилио и 60 т/сутки для камчатского краба. Производительность по готовой замороженной продукции составляет 20 тонн в сутки для краба опилио и 40 тонн в сутки для камчатского краба.
По задумке "СЗРК", турецкие корабелы, выполняя заказ, заодно должны были дать некий мастер-класс для выборгских корабелов, впервые взявшихся за такую сложную задачу. "С момента начала головного строительства на верфи Tersan будут присутствовать специалисты ВСЗ, которые в дальнейшем будут руководить строительством серии судов на выборгской верфи", – заранее объявили в Объединенной судостроительной корпорации, куда входит Выборгский СЗ.
Время гигантов
А теперь переходим к еще более сложным и крупным судам. Пока строился 62-метровый краболов "Зенит", завод Tersan успел попутно заложить настоящий гигант – супертраулер "Владимир Лиманов" проекта ST-192. Церемония прошла в январе 2019-го, а спустя 10 месяцев судно сошло на воду.
Оно имеет длину 108,3 м, ширину 21 м и максимальную осадку кормой 8,92 м. Заявленная скорость достигает 15 узлов, ее обеспечивает главный двигатель мощностью 8 МВт. На борту стоит фабрика по переработке рыбы, включая ее сортировку, обработку, заморозку, упаковку, хранение и отгрузку. Замораживать можно до 260 т/сутки. Предусмотрено оборудование для производства сурими производительностью 80 т в сутки с отдельной лабораторией, а также рыбомучная установка, перерабатывающая 250 т сырого материала в сутки.
В общем, не траулер, а мечта рыбаков. В довершение картины скажем, что на борту созданы максимально комфортные условия для экипажа, включая кинозал, спорткомплекс и сауну.
Контракт на строительство этого судна был подписан с верфью Tersan "Русской рыбопромышленной компанией" в 2018 году. Схема такая же, как в случае с краболовом для "СЗРК": сама серия будет строиться в России в рамках программы инвестквот, а вот головное судно отдано туркам – для обкатки.
"Компания приняла решение строить первое судно на зарубежной верфи в целях освоения использования современных технологий при строительстве сложных современных траулеров-процессоров. Приобретенные знания и опыт будут перенесены в Россию и использованы при строительстве серии судов на российской верфи", – сообщалось журналистам представителями "РРПК" в октябре 2018-го.
Как известно всем, кто следит за реализацией госпрограммы поддержки обновления рыболовного флота, в России серию супертраулеров по этому проекту для дальневосточных рыбаков строит петербургское предприятие "Адмиралтейские верфи".
В честь Героя СоцТруда
А теперь переходим к тому траулеру, о котором мы упоминали в самом начале этой статьи. Он был спущен на воду 12 июня 2020 года, а уже в следующем году должен войти в состав дальневосточного "Океанрыбфлота". Контракт с турками рыбаки заключили летом 2018 года – по нему завод Tersan обязуется построить два траулера того же проекта, что и "Владимир Лиманов".
"В строительство мы вкладываем колоссальные средства, но это сегодня необходимо: флот имеет обыкновение устаревать, и мы ставим задачу постепенно полностью заменить наши суда на траулеры нового поколения. В 2021 году турецкая верфь обещает сдать в эксплуатацию первый объект, и сразу начнется строительство второго", – заявил генеральный директор "Океанрыбфлота" Евгений Новоселов, подписав контракт.
В реальности же турки даже не стали ждать сдачи головного траулера – резка металла для второго судна началась за несколько дней до спуска на воду первого. И это как раз то, что сама верфь Tersan считает своей сильной стороной: они любят "запараллеливать" процессы, ускоряя за счет этого сроки строительства.
Головному судну уже дали имя первого гендиректора дальневосточного предприятия Георгия Мещерякова. Кстати, Героя Социалистического Труда! Церемония спуска на воду прошла в Ялове 12 июня 2020 года в очень торжественной обстановке, несмотря на все коронавирусные ограничения. Этот заказ для турок настолько важен, что мероприятие сочли необходимым лично посетить министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу и председатель морской торговой палаты Турции Тамер Кыран.
"Мы гордимся нашим сотрудничеством по обновлению флота с компанией "Океанрыбфлот". Сегодня мы будем наблюдать спуск на воду первого судна, которое мы построили для нее. Траулер длиной 108 метров и шириной 20 метров оснащен превосходным высокотехнологичным оборудованием, способным работать даже в холодных зимних условиях и арктических водах. Это рыболовное судно нового поколения, имеющее рабочую скорость 16 морских миль и вместимость 150 человек, обеспечит свои экипажи первоклассными комфортными условиями. Ежедневно с помощью 12 технологических линий, которые специально созданы для переработки различных видов рыбы, можно перерабатывать 450 тонн рыбы. С точки зрения экологичности, здесь будут практически нулевые отходы", – так описал происходящее председатель правления завода Tersan Осман Паксу.
24 против 36
Какие причины побуждают отечественных рыбаков продолжать заказывать суда в Турции? Предположить, в общем-то нетрудно. У компании Tersan есть веские козыри, которые она, кстати, нам не так давно озвучила. В ответ на наш запрос там рассказали про ряд принципиальных факторов, которые помогают привлекать заказы, в том числе российские.
Во-первых, это богатый опыт работы на рынке. В общих чертах мы его уже изложили в начале этой статьи. Прибавим, что те годы, когда завод вел именно судостроительную деятельность, были использованы максимально эффективно – построены уже десятки судов. А опыт, тем более такой успешный, автоматически влечет за собой доверие заказчиков. Собственно, в приведенных выше цитатах глав российских рыболовных компаний это ясно читается.
Во-вторых, это своевременное обновление инфраструктуры и оборудования. Проще говоря, турки не поскупились на модернизацию своего производства, вложились в НИОКРы и теперь пожинают заслуженные плоды.
И в-третьих, это гибкий подход к организации процессов на предприятии. По словам директора по развитию и маркетингу завода Элиф Шахин, одновременно на верфи могут реализовываться до 20 объектов! Не все 20 будут в отдельно взятый момент иметь воплощение "в железе", здесь учитываются и те проекты, которые пока только разрабатываются на бумаге, но масштаб работы вы все равно можете оценить.
В значительной мере это следствие предыдущего фактора. Завод сейчас обладает не только двумя стапелями – один на 56 метров, а другой на 200, – но и горизонтальной производственной линией, на которой ведется монтаж блоков.
Ну а для объективности стоит привести мнение самих рыбаков. Прошлым летом на очередном Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге мы побеседовали с Федором Кирсановым, тогдашним главой "Русской рыбопромышленной компании", и он рассказал нам, чем именно руководствовалось его предприятие, отдавая заказ на головное судно туркам:
"Думаю, для вас не секрет, что уже многие годы в нашей стране не развивалось гражданское судостроение. Поэтому за экспертизой и опытом мы обратились к верфи, у которой за плечами не один успешный проект, аналогичный нашему. Наша задача – перенести эти опыт и экспертизу на российскую почву и применить при строительстве всей серии. Отмечу, что турецкая верфь строит судно за 24 месяца, тогда как российской понадобится 36. Но все приходит с опытом".
Материалы по теме:
Рыбаки строят флот. Траулер "Печора" (о первом траулере для России, построенном верфью Tersan)
Зачем нам инвестквоты? Взгляд на рыбный промысел в столетнем масштабе
Первые траулеры под инвестквоты. Интервью в стереорежиме (о серии траулеров проекта SK-3101R)
Траулеры поплыли... в графиках строительства (о задержках в строительстве траулеров)
Какие рыболовецкие суда сегодня строятся в России (обзор строящихся судов)