
Выигрывают же от этого корабелы, обладающие доступом к необходимым для постройки "газоходов" технологиям и необходимыми профессиональными компетенциями.
Газа в России хватает – так поддержим мировую тенденцию?
Рынок все более решительно высказывается в пользу "газификации" гражданского флота. Так, опубликованные в начале апреля данные исследования греческой брокерской компании Intermodal подтвердили очевидное: СПГ как судовое топливо используется все чаще и, несмотря на очевидный интерес рынка к метанолу, аммиаку т.д., является основной альтернативой традиционным мазуту и солярке – пусть даже ультранизкосернистым. Более того, судя по отраслевой статистике, судостроители бодро наращивает темпы выпуска судов с адаптированными под СПГ пропульсивными комплексами.
Их много и будет еще больше
По состоянию на конец марта 2025 года в мире насчитывалось 1 329 судов, способных использовать это "голубое топливо", суммарной вместимостью в 110 млн регистровых тонн или почти 6,6% всего мирового флота. Таким образом, в годовом исчислении прирост СПГ-флота по тоннажу достиг 24%. Для сравнения: всего пять лет назад на данном виде топлива могли работать лишь 558 судов (ок. 43 млн брт). Еще более высокими темпами растет количество адаптированнных к СПГ судов в глобальном портфеле новостроя. К началу апреля оно достигло 1 037 единиц – т.е. вплотную приблизилось к отметке в 38% всех размещенных на верфях мира заказов:

Суда в эксплуатации
Суда в постройке
Кстати, по данным классификационного общества Det Norske Veritas (DNV GL), только в 2024 г. были заключены контракты на строительство 515 судов на альтернативном топливе (+38% в годовом исчислении), 264 единицы из которых согласно желанию заказчика будут адаптированы под голубое топливо. Это в два раза больше соответствующего показателя 2023-го, причем даже без учета СПГ-танкеров – для которых использование части груза в качестве топлива является уже традиционным. Эксперты DNV GL отмечают, что в сегменте контейнеро- и автомобилевозов доля судов на СПГ составляет 62%, а по мировому портфелю новостроя в целом данный показатель достигает 67%. Что же касается судов под различные виды альтернативного топлива, то по итогам прошедшего года новые заказы на них распределились следующим образом:

Вид альтернативного топлива | Кол-во судов |
СПГ | 264 |
Метанол | 166 |
Аммиак | 27 |
Прочие | 58 |
Всего | 515 |
Данные: DNV GL
Второе место в качестве альтернативного топлива со значительным отставанием пока занимает метанол, причем наибольшее количество заказов (на 85 судов) было сделано в контейнеровозном сегменте. По сравнению с 2023 г. более чем в три раза выросла численность заказов на суда, способные использовать в качестве топлива аммиак. При этом в прошлом году были впервые заключены десять контрактов на постройку не только лишь танкеров-аммиаковозов – в том числе и пяти балкеров.
Не смотря на отчетливый рост интереса инвесторов к различным видам альтернативного топлива для судовых двигателей, СПГ лидирует среди них с большим отрывом. По оценкам аналитиков британского Lloyd's List Intelligence, к концу прошлого года на различных этапах строительства находилось 574 судна основных типов под "голубое топливо":
Тип судна | Количество, ед |
Контейнеровозы | 310 |
Автомобилевозы | 152 |
СПГ-танкеры | 96 |
Балкеры | 16 |
Всего: | 574 |
Данные: Lloyd's List Intelligence
Как видим, чаще всего к СПГ адаптируют контейнеровозы, что впрочем не удивительно, поскольку со времен бурного постпандемийного роста спроса на мультимодальные перевозки именно эти суда составляют большую часть мирового портфеля новостроя. Несколько неожиданным (на первый взгляд) выглядит популярность "голубого топлива" у заказчиков автомобилевозов. Впрочем, с учетом новых экологических требований IMO и необходимости значительного пополнения флота в данном сегменте (в ожидании отмены заградительных пошлин на авто) особо удивляться этому не приходится.
Спрос на СПГ-танкеры также демонстрирует стабильный рост на фоне вывода из строя "Северного потока", затянувшегося кризиса в Красном море, фактической блокады трубопроводных поставок через Украину и освовения Россией и США (Аляска) новых месторождений углеводородов в Арктической зоне. Не исключено также дальнейшее увеличение заказов и на сухогрузы-"газоходы", особенно крупнотонажные, стимулом к которому является как увеличение спроса на зерновые, минеральные удобрения, уголь и руду в условиях перекраивания логистических цепочек их доставки потребителям в сторону более протяженных марщрутов. По совокупности это способствует прогнозам ускорения пополнения мирового торгового флота судами, работающими на "голубом топливе" или по крайней мере "готовыми" к его использованию:

В эксплуатации Новострой
Стоит обратить внимание, что если в своих текущих количественных оценках адаптированного под СПГ флота эксперты норвежско-германского DNV GL существенно сдержаннее своих греческих коллег из Intermodal, то по темпам его ожидаемого прироста в ближнесрочной перспективе (от 200 до 500 судов в год) их прогнозы практически сходятся. Итак, мода на "газоходы" обещает оказаться устойчивой: заказчики платят, корабелы строят, а наиболее предусмотрительные инвесторы загодя вкладывают средства в развитие инфраструктуры для обеспечения бункеровки новых судов СПГ– как в портах, так и непосредственно в море.
Пора поддать газа!
В отличие от прочих видов альтернативного топлива, бункеровка судов сжиженным природным газом постепенно обретает весьма внушительные перспективы. По данным уже знакомых нам DNV GL, количество специализированных бункеровочных судов всего за один 2024 год увеличилось с 52-х до 64-х, причем в году текущем их семейство ожидает новых существенных прибавлений. Что же касается специалистов Intermodal, то по их оценкам численность бункеровочного флота под "голубое топливо" к началу 2025-го составила только 32 судна. Впрочем, их суммарные возможности по снабжению транспортных судов СПГ достигают свыше четверти миллиона (263 201) кубических метров.
Данный показатель представляется вполне солидным – особенно с учетом того, что в не столь далеком 2022 году подобных судов во всем мире насчитывалось всего 18. В текущем году греческие эксперты прогнозируют 6%-й прирост бункеровочного СПГ-флота по тоннажу, а в 2026-м эти темпы вырастут втрое – до 18%. При этом средний возраст этих специализированных судов составит всего шесть лет – достаточно весомый аргумент в пользу того, что СПГ как топливо пришел в транспортный флот всерьез и надолго:

тоннаж (брт) количество
Строительство абсолютного большинства судов-бункеровщиков СПГ осуществляется на верфях Китая и Южной Кореи, что вполне объяснимо с учетом безусловного лидерства этих двух стран в мировом судостроении в целом. Что же касается официально известных собственников этого флота, то они также в основном сосредоточены в Юго-Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония), но также представлены и в странах Евросоюза (например в Испании), который в последние годы сам обрек себя на приобретение дорогого заокеанского СПГ.
Активно идет и модернизация береговой инфраструктуры – включая прокладку сетей распределительных газопроводов, создание резервуарных парков под СПГ и соответствующих систем обеспечения безопасности. Если на конец 2024-го (по данным Clarksons) возможностями бункеровки сжатым природным газом обладали 198 портов мира, то к концу марта года текущего (по оценкам Intermodal) их количество выросло до 201, причем еще 57 портов намерены завершить работы по созданию бункеровочных баз СПГ к концу 2026 года.
Заметим, что зарубежные наблюдатели уже сейчас намекают на возрастающие геополитические риски ускоренной "газификации" торгового флота и признают ключевую роль ведущих стран-экспортеров как сжиженного, так и трубопроводного газа в ее осуществлении. Россия при этом оказывается в выгодном положении, поскольку даже в условиях санкционных ограничений достаточно успешно поддерживает объемы добычи и осуществляет экспорт "голубого топлива" обоими этими способами. Итак, сравнительно дешевым топливом будущего для своего транспортного флота наша страна обеспечена, причем в избытке. Остается только этот флот оперативно построить – пусть даже с помощью "старых друзей" из числа государств-партнеров, в полной мере обладающих соответствующими возможностями и опытом.