реклама

Тенденции рынка судовой гидравлики 2024: "Мы должны обеспечивать потребности за счет собственных сил"

Гидравлические системы и приводы являются "мускулами" многих судовых устройств – от кранов и лебедок до рулевых машин и винторулевых колонок. Как развивается сегодня судовая гидравлика, какова ситуация с поставками комплектующих, кто проектирует в России гидравлические системы? Эти вопросы мы обсудили с экспертами пяти компаний. Одни из них работают в отрасли десятки лет, другие только недавно познакомились с требованиями Морского регистра, но все переживают за своё дело.
Стенд для предельного, циклового и программного нагружения гидравлических приводов для рулевых машин / Фото: АО
Стенд для предельного, циклового и программного нагружения гидравлических приводов для рулевых машин / Фото: АО "АВА Гидросистемы"

– Какими проектами вы сейчас занимаетесь и чем можете помочь судостроителям?

 

Анатолий Яцкевич, генеральный директор АО "АВА Гидросистемы"

 

–  Компания "АВА Гидросистемы" разрабатывает, производит и поставляет гидравлические системы и приводы для морских и речных судов, паромных переправ, портовых сооружений и мостов. За более чем 30 лет работы нами реализовано множество проектов в судостроении, в числе которых следящие приводы водомётных движителей и систем успокоения качки, гидрооборудование рулевых систем судов, земснарядов, плавающих строительных платформ, рыболовных судов, гидравлические лебёдки, стенды для промывки и испытаний и другое гидравлическое оборудование.

 

Михаил Рюмин, технический директор инженерного подразделения "ГЕТ-Гидравлик"

 

 –  Сейчас в работе гидравлическая система управления МИШ ВРШ проекта 03182р и система смазки главного упорного подшипника для "Лидера" (пр. 10510). Также ждем финансирования по самоподъемной модульной платформе PSE250 – мы разработали часть ПДСП по системе гидравлики спуско-подъемного устройства и ждем старта проекта по модернизации гидропривода бурового станка НИС "Бавенит". В целом компетенций хватает почти на все механизмы, так или иначе связанные с гидравликой: системы смазки, системы управления закрытиями и лацпортами, гидравлику различного палубного оборудования, лебедки, крановое оборудование, системы промывки и прочее. По желанию заказчика оснащаем всё системами САУ или местными пультами управления, а также предлагаем гидравлические цилиндры собственного производства.

 

Татьяна Нестерова, исполнительный директор ООО "Ижорские Гидросистемы" (i-Hydro):

 

–  Текущие проекты – судовые краны, СПУ и различное судовое грузоподъёмное оборудование для замены зарубежных аналогов. Разрабатываем их самостоятельно, производим из импортозамещённых комплектующих. Если будет потребность, готовы предложить широкий спектр решений в этом сегменте оборудования.

Судовой кран-манипулятор со складной телескопической стрелой / Фото: ООО
Судовой кран-манипулятор со складной телескопической стрелой / Фото: ООО "Ижорские Гидросистемы"

Сергей Пелешко, директор по развитию ООО "Пневмакс":

 

–  В настоящий момент компания очень активно реализует ряд проектов для российского судостроения. Законтрактованы наши решения для судовых систем ледокола "Лидер". Мы производим крановые системы для научно-исследовательских судов, гидросистемы и системы смазки для ВРК, промывочные стенды судовых систем и многое другое. Кроме того, появляется ряд локальных задач от судостроителей, до которых у российских промышленников раньше руки не доходили. Стараемся помогать везде, если позволяют компетенции и ресурсы. 

 

– Каково состояние элементной базы в России?

 

Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  Данная тема является болезненной для всех, не только для корабелов. Перечень в справочнике СКО пополняется очень медленно и далеко не на все ключевые комплектующие. И это несмотря на существенное участие государства, наличие множества программ по субсидиям и финансированию. Мы серьезно отстали и по-прежнему зависим от иностранных поставщиков, как европейских, так и азиатских. Кто-то может возразить, что ни одна страна не производит всего многообразия комплектующих и кооперация является нормальным явлением, но речь идёт об основных компонентах. Нет хороших насосов, фильтров, гидравлических клапанов, пропорциональной техники. Государство не торопится строить заводы для производства этих комплектующих, надеясь на частный бизнес, а частный бизнес в свою очередь не вкладывается, потому что не видит достаточного рынка сбыта. Замкнутый круг.

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  С элементной базой все просто: для общепромовских гидросистем в России представлен почти полный перечень комплектующих (по крайней мере, на них стоят шильды "Сделано в РФ"). Но это простые компоненты, а вот гидравлический хай-тек" – пропорциональная гидравлика, сервогидравлика – банально не попадает на гражданский рынок. Если говорить про конкретные позиции, не хватает гидравлики картриджного исполнения, пропорциональной техники, решений по фильтрации российского производства. С качеством изделий ситуация сложнее, а ведь цена последствий выхода из строя элемента гидросистемы существенно выше, чем стоимость самого элемента. Поэтому мы либо приобретаем уже одобренные изделия, либо устраиваем полномасштабные проверки закупленного оборудования и закладываем соответствующий ЗИП.

 

Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Для 90-95% всех комплектующих нам удаётся найти отечественные аналоги, но, конечно, некоторые проблемные позиции ещё существуют, и тут выручает Китай либо параллельный импорт.

 

Анатолий Яцкевич, "АВА Гидросистемы":

 

–  Доступ к комплектации европейского производства в настоящее время ограничен санкциями, поэтому активно осваивается отечественная элементная база. Часть аппаратуры, а также напорные фильтры и аккумуляторы, освоены нашим предприятием, изготавливаются для нужд собственного производства гидросистем и предлагаются для продажи. Применяется и аппаратура китайского производства.
 

Работы по освоению новой элементной базы достаточно много, но большой путь уже пройден,

можно надеяться, что основные трудности позади. Коммерческая линия у нас также сохраняется, поставляются комплектующие для гидравлических систем: насосы и моторы, гидроаккумуляторы, фильтры, рукава высокого давления и гидравлические трубы, БРС, фитинги, баки и баковые аксессуары, трубы и штоки для производства гидравлических цилиндров, гидростанций и блоков.

 

– Локализация в области гидравлики – взгляд и опыт компании...

 

Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Мы очень рассчитываем на отечественных производителей гидравлики, но понимаем, что начать производить всю номенклатуру гидрооборудования в кратчайшее время не получится, т.к. гидравлика – достаточно наукоёмкая продукция, которая требует серьёзного подхода к проектированию, производству и испытаниям. Считаем, что нужно использовать опыт создания гидрокомпонентов НИИ и предприятий, создающих гидропривод для ВПК (танков, ракет или самолётов). Если бы они начали выпускать элементную базу для "гражданки", это было бы большим подспорьем, особенно в области прецизионной и регулируемой гидравлики.

Судовая кран-балка / Фото: ООО
Судовая кран-балка / Фото: ООО "Ижорские Гидросистемы"

Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  К сожалению, нам не под силу осваивать все многообразие гидравлических комплектующих, поэтому мы локализуемся точечно, решаем вопросы путём изготовления агрегатов и модулей. У компании есть ряд разработок в области металлургии, энергетики, судостроения. Мы производим специальные гидравлические приводы, испытательные стенды, гидравлические системы для специальных задач, но элементная база по-прежнему иностранного происхождения. По большей части мы используем продукцию европейских производителей совместно с российской. Как только что-то новое появляется в России, тут же испытываем это и, если качество приемлемое, применяем в своих разработках. Компоненты из Азии задействуем пока только в виде исключения.

Судовой промывочный стенд / Фото: ООО
Судовой промывочный стенд / Фото: ООО "ПНЕВМАКС"

Анатолий Яцкевич, "АВА Гидросистемы":

 

–  Технологические возможности нашего производства позволяют нам изготавливать продукцию неизменно высокого качества, обеспечивая высокую производительность и экономичность систем, в которых она применяется. Предоставляются сертификаты РМРС, РКО.

 

Наиболее значимыми текущими проектами являются гидравлические  приводы рулевых машин судов с рабочим крутящим моментом до 160 кНм, разработанные в сотрудничестве с "АБС ГИДРО". Гидравлическое оборудование судовых рулевых машин производится АО "АВА Гидросистемы", электрооборудование и посты управления изготавливаются ООО "АБС ГИДРО". Поставщиком комплектных рулевых машин также являются они.  Комплект рулевой машины "АБС ГИДРО" – успешный пример импортозамещения, т.к. целиком производится в России.

 

Компанией "АВА Гидросистемы" разрабатываются и поставляются типовые (до 16 МПа) и специальные гидроцилиндры мобильного и промышленного исполнения усилием до 630 т с ходом штока до 5000 мм и диаметром поршня до 560 мм. Мы предлагаем широкий спектр гидроцилиндров: плунжерные, поршневые с одним или двумя штоками, телескопические, однополостные и двуполостные, в том числе, с пружинным возвратом, гидравлические мультипликаторы и прочие специальные цилиндры для различных вариантов монтажа. Они могут оснащаться датчиком линейного перемещения для обеспечения обратной связи по положению в системе серво- или пропорционального управления.

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  Локализация определенно нужна, но с оговоркой: необходимо несколько снизить планку требований, дать компаниям возможность подтверждать собственную  разработку изделий, их производство и какой-то объем применяемых комплектующих российского производства. В противном случае оставшихся игроков можно будет посчитать по пальцам одной руки. осле посещения "Невы-2023" мы стали предпринимать шаги для получения заключения подтверждения степени локализации на территории РФ но пока ещё находимся в процессе оформления документов.

 

–  Ощущаете ли вы активность китайских компаний на российском рынке гидравлики? Каковы могут быть её последствия?

 

Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Да, но по сути, китайская гидравлика лишь замещает европейскую. Зачастую из Китая везут те же компоненты, что и из Европы, просто под другой маркой. Объясняется это просто: ведущие гидравлические компании солидную часть своей продукции, например, гидронасосов, производят на китайских заводах.

 

Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  Про китайское нашествие говорят уже более 20 лет, но до известных событий это не носило массового характера. Мешали те же европейцы, обеспечивая хорошее качество, техническую поддержку и сервис. Но с их уходом ситуация начинает меняться. Китайского оборудования становится всё больше, качество его растет, но пока самым весомым аргументом всё же является низкая стоимость. Наша страна рискует попасть из одной зависимости в другую, и от неё нам будет очень трудно избавиться.

 

Китайские компании поменяли тактику: если раньше они только торговали и не задумывались о сервисе и поддержке, то теперь занимают насиженные места европейцев и перенимают их методологию. Регулярно общаюсь с промышленниками, они обеспокоены тем, что наша промышленность может потонуть в этом нашествии. На государственном уровне необходимо вводить точечные пошлины для защиты отечественного производителя, иначе большинство заводов не выдержит конкуренции.

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  Действительно, очень много импортеров переключилось с Европы на Азию. Мы сами участвовали в продвижении некоторых китайских брендов на общепромышленном рынке, но спустя некоторое время переориентировались на продукцию из Индии. Причины перехода – несоответствие ТТХ заявленным в каталогах, отсутствие адекватной техподдержки, непостоянное качество исполнения и т.д. Сейчас остановились на нескольких устраивающих нас производителях комплектующих – приобретаем фильтры, аксессуары для цистерн, картриджные клапаны, но расширять номенклатуру не планируем.
 

Последствия нынешней активности китайских поставщиков предугадать тяжело – все зависит и от их добропорядочности, и от качества товара, и от геополитической обстановки. Мы, к примеру, наблюдали ситуацию, когда после выхода на российский рынок компания начинает кардинально менять ценовую политику, сроки поставок и сервиса. А кто-то годами привозит различное палубное оборудование в сборе, устанавливает его и не знает проблем ни с гарантией, ни с сервисом.

Гидростанция для люковых закрытий шлюза аппаратных / Фото: Инженерное подразделение
Гидростанция для люковых закрытий шлюза аппаратных / Фото: Инженерное подразделение "ГЕТ-Гидравлик"

На наш взгляд, наиболее правильными будут такие рыночные условия, когда китайских производителей сильно разбавят отечественные игроки. Возможно, стоит ввести заградительную пошлину на ввозимые изделия и системы в сборе (ВРК, рулевые устройства, подрули и пр.), как, например, сделано в Индии. Это создаст условия для развития отечественного производства. В любом случае мы должны быть способны обеспечить свои потребности не за счет Китая, а за счет своих собственных сил.

Шкаф управления гидростанцией для люковых закрытий шлюза аппаратных / Фото: Инженерное подразделение
Шкаф управления гидростанцией для люковых закрытий шлюза аппаратных / Фото: Инженерное подразделение "ГЕТ-Гидравлик"

– Удается конкурировать с зарубежными компаниями по качеству, срокам и ценам?

 

Анатолий Яцкевич, "АВА Гидросистемы":

 

–  Во время выездного совещания на территории компании "АВА Гидросистемы" 14 июля 2023 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков так отозвался о нашем предприятии: "Опыт накоплен колоссальный. Есть собственная научная база. Собственное конструкторское бюро, которое позволяет предприятию, получив задачу, самим спроектировать, сконструировать и дать рынку такие нужные узлы и агрегаты, которые раньше мы закупали за границей". Думаю, добавлять ничего не нужно.

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  Качество нашей готовой продукции не уступает импортным аналогам. Сроки проектирования и изготовления меньше, цены на изделие и монтаж-ПНР ниже. Подход к заказчикам и проектантам более гибкий – мы можем предложить нестандартные решения и условия, что позволяет получить максимально удобное и надежное в эксплуатации оборудование. У иностранных поставщиков получить изделие в аналогичном исполнении гораздо сложнее.

 

Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  Мы их постепенно вытесняем из разных ниш. Если говорить о качестве и сроках, то здесь мы европейцев уже нагнали. Основная проблема состоит в том, что мы пока не можем приблизиться к их стоимости. Любая западная компания отладила серийность, технологию и производит оборудование качественно и по низким ценам. У нас же нет серийности, большинство разработок становятся разовыми, и по каждой большие затраты на проектирование, технологическую проработку, сертификацию и т.д. В результате стоимость получается очень высокой. Как только заходим в серию, экономика выправляется, но серии сегодня – это исключение. 


Государственные программы направлены сейчас на вовлечение частных компаний в новые разработки, и это очень правильный шаг. Но государство не обеспечивает такие разработки заказами, т.е. не дает возможности эти разработки отработать, довести до серийного образца, обязать российские заводы покупать российское.

 

Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Сегодня наша продукция конкурентоспособна по качеству. Сроки поставок также во многом похожи и обусловлены в основном временем изготовления и логистикой доставки комплектующих. Цены наши, наверное, пока не ниже, чем у импортных решений, т.к. мы сейчас тратим много средств на перевооружение производства, а субсидий особо не получаем.

 

– Как вы решаете кадровые проблемы? Достаточно ли специалистов-гидравликов готовят вузы?

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  Насколько мне известно, сильных гидравликов готовят на Урале и в петербургских Военмехе и Политехе, но кадры оттуда нам ещё не попадались. Специалистов готовим сами: отбираем способных студентов из Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доучиваем до определенного уровня и отправляем в свое конструкторское бюро. Наши "выпускники" уже востребованы отраслью: один дорос до ИО начальника гидравлического КБ, второй работает на Кировском заводе, третий – в техподдержке компании, занимающейся торговлей гидрокомпонентами.

 

Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Гидравлики по востребованности, наверное, уже обгоняют айтишников. Хорошего профессионала днём с огнём не сыщешь, приходится приглашать людей со всей страны и даже из СНГ. Госкорпорации и ВПК "запылесосили" очень много кадров. Мы, конечно, рады, что для всех есть работа, но появление хорошего профессионала на рынке труда стало уже событием. 
  
Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  В России всего несколько вузов готовят инженеров-гидравликов. Причем большинство выпускников разбегаются по разным смежным областям – не из-за того, что профессия не пользуется популярностью или низко оплачивается; просто многие находят себя в чем-то другом. Я сам выпускник кафедры гидравлики, но из 30 моих однокурсников по специальности работает только треть, остальные разлетелись по миру. Много общаюсь с преподавателями, и сегодня ситуация не изменилась. Нам приходится брать и переучивать специалистов смежных специальностей.

 

В "Пневмаксе" существует собственная система подготовки кадров: каждый отдел прежде чем ввести человека в работу готовит его, исходя из требований рынка и нужд компании. Тратим на это ресурсы. На вузы особой надежды нет, так как уровень подготовки очень низкий. Это касается как теоретической подготовки, так и практических навыков. Не редкость, когда бывшие студенты у нас впервые видят вблизи работающий гидравлический агрегат. И речь идёт о выпускниках кафедры гидравлики!


 Из-за нехватки кадров гидросистемами на предприятиях занимаются далекие от гидравлики люди. Как итог, оборудование проектируется с ошибками, получается сложным, громоздким и неэкономичным. Эти системы сложно обслуживать, повышается вероятность их отказа. Что такое отказ гидросистемы на корабле? Это ЧП. Стараемся избегать подобного подхода к работе.

 

– Велико ли ценовое давление со стороны заказчиков?

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  Масса коллег по рынку растеряли штат в 2022 году и не смогли завершить текущие и новые проекты, а кто-то просто прикрыл бизнес, так как представлял тот или иной европейский бренд. И так как сегодня выбор компаний, обладающих достаточными  компетенциями, на рынке невелик, договариваться с заказчиками стало проще.

 

Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Ценовое давление присутствует со стороны военной приёмки. Состав изделия тщательно проверяется, норма прибыли отрегулирована 275-ФЗ, но на наш взгляд, в этой системе есть бреши. Например, если по каким-то причинам при испытаниях мы безвозвратно теряем (ломаем, сжигаем, механически повреждаем) часть оборудования, это не отнести в статью расходов. Но при создании сложного и несерийного изделия не всегда возможно всё спрогнозировать и спроектировать так, чтобы оно заработало как надо с первого раза. Нередко приходится что-то дорабатывать и менять.

 

Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  Разногласия из-за стоимости с заказчиками возникают регулярно. Им очень часто сложно объяснить, из чего складывается стоимость изделия. Все хотят получить дешёвое решение, не понимая, что у низкой цены есть обратная сторона. Если компания зажата в ценовые рамки, ей приходится экономить на всем: комплектующих, оборудовании, технологиях, специалистах. Что может получиться в итоге? Между тем, заказчикам требуется высокое качество, первосортные комплектующие, полная документация, быстрая поставка, круглосуточная поддержка и сервис. Приходится очень долго и старательно всё объяснять, поэтому подписание некоторых договоров иногда затягивается на месяцы.

 

– Работаете ли вы ещё в каких-то отраслях промышленности? Отличается ли положение дел в них от ситуации в судостроении?

 

Сергей Пелешко, "Пневмакс":

 

–  Судостроение не является нашей основной нишей. Главные сегменты – это металлургия, энергетика, машино- и станкостроение. В этих отраслях большинство предприятий находятся в частных руках, руководство компаний более свободно в принятии решений, реализации своих программ модернизации и развития. Они быстрее принимают решения по выделению финансирования, более гибки при обсуждении условий договора, быстрее согласовывается техническая часть проектов. Судостроение по большей части является государственной отраслью, почти все предприятия зависят от государства или государственных заказов. Поэтому вся цепочка от инициации проекта до его реализации долгая и сложная.

 

Михаил Рюмин, "ГЕТ-Гидравлик":

 

–  Мы связаны практически со всеми отраслями промышленности. Положение дел везде очень похоже: те, кто раньше приобретали западное оборудование или компоненты, сейчас вынуждены перенацеливаться на внутренний рынок или искать пути поставок ранее закупаемого оборудования. Таких заказчиков, особенно крупных, сегодня большинство. Наша задача – доказать клиенту, что наш товар точно не хуже.
 
Татьяна Нестерова, i-Hydro:

 

–  Мы представлены в сегменте испытательного оборудования, разрабатываем гидравлические системы для строительной сферы, создаём программное обеспечение, позволяющее контролировать и оптимизировать производственные процессы. Работа в этих сферах более выгодна, т.к. заказчики это в основной массе частники и нам не приходится тратить много времени и людских ресурсов на отчётность и другие бюрократические вещи.

 

Анатолий Яцкевич, "АВА Гидросистемы":

 

–  Мы работаем над созданием новых комплектных гидравлических систем и гидрофицированных машин для различных отраслей промышленности и транспорта. Компания имеет опыт  проектирования и производства гидрооборудования разводных мостов и паромных переправ. Нашими гидросистемами оснащены, например, железнодорожные паромные переправы в портах Кавказ и Усть-Луга.

 

Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №2/ 
Подпишитесь на журнал, прислав ваши реквизиты на amigo@korabel.ru

#Технологиинакорабелру:
 

"Любая корабельная гидравлическая система может быть изготовлена в России"
Электрическое судно или электродвижение судов?
Вопрос ребром: Что строить – катамараны или СПК?
 

"АБС ГИДРО", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 677-10-53
"АВА Гидросистемы", АО Санкт-Петербург
+7(812)449-03-35
"ПНЕВМАКС", ООО Химки
+7 (495) 739-39-99
"Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова", ФГБОУ ВПО Санкт-Петербург
+7 (812) 712-64-85, +7 (911) 942-75-80
"Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", ГБОУ Санкт-Петербург
+7(812)294-46-15
"Ижорские Гидросистемы", ООО Санкт-Петербург
+78123396168
"ГЕТ-Гидравлик", ООО Санкт-Петербург
+7(812)748-26-33



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Парадоксов Феодосий Дмитриевич, 31.07.2024, 17:01Всем гидравликам рекомендую читать труды Владимира Константиновича Свешникова!
 
И тогда в отечественном судостроении и кораблестроении наметится однозначный прогресс!
Свежие новости