По данным последних отраслевых исследований, стоимость сооружения новых судов всех типов растет ускоренными темпами. Сегодня – дорого, но завтра станет еще дороже.
Цены на новые суда растут рекордными темпами / Фото: Reddit.com |
При этом исследователи отмечают, что подобная тенденция имеет все шансы не только сохраниться в долгосрочной перспективе, но и еще более укрепиться. Причина проста – непрерывно дорожают сырье и энергоносители.
Согласно оценкам Clarkson, повышение стоимости новых заказов коснулось судов абсолютно всех типов и размеров. Больше всего подорожали контейнеровозы: например, судно в 15 500 TEU сегодня стоит почти на 50%(!) больше, чем в начале 2021 года. Крупные балкеры типоразмера Capesize подорожали на треть, танкеры MR прибавили в цене 21%, а СПГ-танкера – 18%.
Одним из основных катализаторов подобного явления стал существенный рост цен на судостроительную сталь. Так, стоимость стального листа (китайского производства) к настоящему времени в среднем составляет порядка $800 за тонну, в то время как два года назад этот показатель едва достигал $250/ тонна.
Следующим по значимости представляется фактор динамичного роста мировых цен на традиционные энергоносители (нефть и природный газ), который на фоне украинского кризиса постепенно приобретает уже непредсказуемый характер.
Специалисты Clarkson полагают, что дальнейший рост цен на новострой может уже в ближнесрочной перспективе заметно притормозить поступление новых заказов на верфи. К этому также добавляется неопределенность, связанная с возможным дальнейшим ужесточением Международной морской организацией (IMO) экологических требований к новым судам и применяемому ими топливу.
Кстати, последний фактор также способствует дополнительному подорожанию новых проектов, поскольку требует разработок пропульсивных систем, способных работать как на традиционном горючем, так и на более экологичных его аналогах – СПГ, аммиаке и водороде.
Впрочем, в условиях штормящей мировой экономики судовладельцы все-таки склонны больше обращать большее внимание на экономичность, нежели на экологичность своего флота. А значит, как уже отмечал Korabel.ru, так называемые «зеленые» проекты не убьют традиционное судостроение.