Темрюк: четверть века в статусе международной гавани

0 162 4 мин
28 мая у жителей города Темрюк двойной праздник: День пограничника и 25-летие открытия ворот порта для выхода в мировой океан.

О возрождении и становлении порта Темрюк порталу "Тамань" рассказал заслуженный работник транспорта России, почётный работник морского флота СССР, заслуженный работник транспорта Кубани, почётный гражданин Темрюкского района, начальник морской администрации портов Тамани в 1996-2005 годы Валерий Васильевич Сазонов.

 

"Первоначальной задачей было определиться со статусом порта: морской, речной или рыбный. Взвесив все обстоятельства, с учётом перспективы развития в 1996 году порту Темрюк был присвоен статус морского порта. В нём создана Морская администрация (МАП). Решение принял Николай Петрович Цах – министр транспорта России (1996-1998 годы). Благодаря конкретной помощи МАП Новороссийск, мы смогли сделать первые шаги", - отметил ветеран.    

 

По словам Валерия Сазонова, идейными вдохновителями возрождения порта были гендиректор "Кубаньгазпром" Пётр Макаренко и первый заместитель министра путей сообщения Владимир Ильин, зампред правительства края Виктор Гладской, генеральный директор АО "Компания порт Темрюк" Вячеслав Головко, генеральный директор АО "Морской торговый порт Темрюк" Дмитрий Цветенко.

 

"При поддержке Минтранса, администраций края и района, руководителей компаний, тяготеющих к портовой деятельности, в рамках государственно-частного партнерства МАП организовала: создание 17 судов портофлота, морского сообщества, перегрузочных комплексов, объектов портовой транспортной инфраструктуры, условий безопасности для судоходства и обустройству пункта пропуска через госграницу России. Приняли деятельное участие в размещении и обустройстве подразделений ВМФ и ФПС России, что послужило основой последующих встреч и рабочего взаимодействия по развитию таманских портов с их командованием", - поделился воспоминаниями Валерий Сазонов.

 

Во взаимодействии с "Темрюкмортранс" (предприятие структуры ОАО "Кубаньгазпром") в 1997 году восстановили 475 метров Восточного оградительного мола. Это дало возможность открыть судоходство в акваторию порта. С подразделениями РЖД в 1998-2000 годах восстановили и развили железнодорожную транспортную инфраструктуру, включая станции Темрюк, Кавказ и 80 км подъездных путей от узловой станции Крымская. Было открыто железнодорожное движение в порт.

 

"В порту построили транспортно-перегрузочный комплекс на 3 млн тонн и дамбу-перемычку длиной 420 метров с ж/д путями и автодорогой. Она надёжно отделила акваторию от реки Кубань, связала восточную и западную стороны порта, открыла перспективу его развития. Для города дамба стала важным социальным объектом защиты от возможных наводнений и служит основой, на которой во взаимодействии с ПМК-6 "Строитель" построили передний створный знак, служащий в Темрюке ориентиром мореплавателям, - подчеркнул Валерий Сазонов.

 

Реализованные проекты открыли возможности для дальнейшего развития порта и загрузки Темрюкской судоремонтной базы и её плавдока.

 

"Незабываемо чувство радости, когда мы в декабре 1988 года у причала АО "Морской торговый порт Темрюк" приняли первое судно загранплавания грузовой теплоход "ОМЬ". Лоцпроводку обеспечил Геннадий Пыхтунов, а моряк Валерий Тарануха организовал обработку. В честь таких свершений на въезде в порт в 1999 году во взаимодействии с Евгением Горлаковым установили памятный "Символ сотрудничества транспортников" – якорь, опирающийся на колесную вагонную пару, олицетворяющие неразрывную связь и взаимную зависимость транспортных отраслей в достижении единой цели. Этот оригинальный знак – единственный в России", рассказал заслуженный работник транспорта России.

С последующим выполнением ФГУП "Росморпорт" мероприятий по изменению параметров подходного канала с 2014 года размеры обрабатываемых Темрюке судов увеличились по длине с 140 м до 150,5 м и по осадке с 4,6 м до 5,7 м, что сказалось на увеличении грузооборота и создании новых рабочих мест в порту.

 

В настоящее время в порту Темрюк ведут хозяйственную деятельность десять стивидорных компаний на 19 причалах суммарной длиной 2834 метра. Их пропускная способность в год составляет 9,4 млн тонн грузов, в том числе два причала для обработки судов РО-РО на 15 тыс. единиц.

 

С 1998 года успешно работают перегрузочные комплексы "Газпромтранссервис" и "Порт Мечел-Темрюк" с потенциальными возможностями по 1,5 млн тонн. В 2008-2014 годы за счёт привлеченных средств инвесторов созданы перегрузочные комплексы: "Мактрен-Нафта", "КГС-Мол", "Темрюкский СРЗ". С 2017 года над созданием перегрузочного комплекса нефтепродуктов работает "ТемрюкМорТранс". Уверенно развивается и увеличивает грузооборот "Каргохим". Имена "Темрюк" и "Тамань" носят два танкера компании "Новошип".

По итогам 2022 года грузооборот порта Темрюк составил 4,5 млн тонн. Развивающиеся по инвестсоглашениям компании имеют реальную перспективу прироста грузооборота на пять миллионов тонн. Это послужило основанием для руководства "Росморпорта" поручить Таманскому управлению Азово-Черноморского бассейнового филиала выступить заказчиком выполнения проектно-изыскательских работ по реконструкции восточного и западного оградительных молов постройки 1908 года. Проект находится на завершающей стадии госэкспертизы. Реконструкция основных гидротехнических сооружений порта Темрюк соответствует планам модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны.

 

Особенность порта - в возможжности его использования для обработки негабаритных грузов. В 2004 году порт Темрюк выполнил уникальную операцию по отгрузке на океанское судно для транспортировки на Дальний Восток десяти судов рыбопромыслового флота. В 2017 году на теплоход "Александр Ткаченко" погрузили полноразмерный макет космического корабля "Буран", доставленный из Москвы, для последующей транспортировки в Сочи как экспонат для образовательного центра "Сириус". В 2018 году на околопричальной площадке "КГС Мол" выполнен монтаж и отгрузка на баржи готовых к работе портальных кранов грузоподъёмностью 35 тонн для доставки их морем в порт Новороссийск. 

 

"Искренне приветствую жителей города и района, коллективы портовиков, сотрудников государственных контрольных органов, осуществляющих свою деятельность в пункте пропуска через госграницу РФ в порту Темрюк, которые обеспечивают сегодня трудовую вахту по обработке и обслуживанию в морской гавани Темрюка судов заграничного плавания. С благодарностью вспоминаем ветеранов, всех многочисленных участников и должностных лиц, кто в своё время содействовал и помогал создавать для этого условия. Всем вам, дорогие темрючане, мирного неба, здоровья и благополучия, дальнейших успехов в развитии столицы Тамани – нашего порта и города воинской доблести Темрюка", - поздравил с юбилеем Валерий Сазонов.

 

 

"МАП Темрюк и Кавказ", ООО Темрюк
+7(86148) 5-20-91
"Темрюкский судоремонтный завод", ЗАО Темрюк
(86148) 58-621, 58-641, 58-645
"КГС-порт", ООО Темрюк
+7 (861) 485-86-70, +7 (918) 994-48-70, +7 (918) 994-48-66
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Российские железные дороги", ОАО Москва
+7 (499) 262-99-01
"Морской порт Мечел-Темрюк", ОАО Темрюк
+7 (861) 485-58-00
"Новошип", ПАО Новороссийск
+7 (8617) 79-16-02



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025