Новый сезон речной навигации в Москве открылся в конце апреля. Пассажиры могут отправиться в речное путешествие по 30 крупным городам и историческим центрам страны от Южного и Северного речных вокзалов, сообщает официальный сайт мэра Москвы.
Возрождение речного транспорта столицы началось с реконструкции Северного речного вокзала. Он открылся в 2020 году. Спустя много лет вновь заработала переправа Северный речной вокзал — Захарково.
Южный речной вокзал открылся после реконструкции 28 апреля 2023 года. С причалов Южного речного вокзала уже отправились теплоходы в Нижний Новгород, Рязань, Муром, Коломну. Первый теплоход ушел в село Константиново, на родину поэта Сергея Есенина. Ожидается, что в этом сезоне причалы Северного и Южного речных вокзалов отправят в другие города и примут более двух тысяч теплоходов.
Жемчужина нынешнего сезона — маршрут "Московская кругосветка", или "Речное Золотое кольцо". Жители и гости столицы могут отправиться в путешествие, посетив на теплоходе Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов, Кострому, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Кинешму, Углич, Рязань, Касимов, Муром, Павлово. Маршрут начинается от Северного речного вокзала, теплоход идет по Оке, Волге и Москве-реке и возвращается на Южный речной вокзал. Кроме того, в этом сезоне теплоходы идут в круговой круиз через Уфу со стартом и финишем в Москве.
В 2023 году столица продолжила обновлять маршрутную сеть, включив в нее 10 основных экскурсионных прогулок. У каждого маршрута появился свой цвет на схеме и расписание. Внедрена единая система навигации для посадки и высадки пассажиров, а также для помощи в ориентировании на причалах и набережных. Совершить речную прогулку теперь можно вверх и вниз по течению. Новой точкой притяжения для жителей и гостей столицы стал причал Лужники — Центральный. Теплоходы отходят от причалов каждые 15 минут.
В 2023 году открылся речной ситуационный центр ЦОДД, который курирует работу 44 причалов. Центр следит за техническим состоянием причалов и акваторией с помощью системы мониторинга и формирует расписание для экскурсионно-прогулочных маршрутов. В акватории Москвы-реки установлено почти 300 камер с обзором наиболее популярных и проблемных участков города и причалов. В прошлом сезоне на Москве-реке начал работать первый в истории города водный патруль. Зеленый катер ЦОДД ведет мониторинг акватории, фиксирует нарушения и нестандартные ситуации на воде, оперативно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и дежурными службами.
Речной транспорт интегрирован в городское приложение "Московский транспорт". С его помощью можно отслеживать движение судов в акватории столицы на карте, покупать билеты, узнавать расписание, а также находить причалы и строить маршруты к ним на разных видах транспорта.
В нынешнем году по Москве-реке начнут регулярно ходить электросуда. Вскоре инновационный транспорт выйдет на первый маршрут Парк "Фили" — Киевский. Это будет первый в мире круглогодичный, самый современный в мире, водный транспорт полностью на электрическом ходу. Передвигаться по Москве станет удобнее, а главное, это можно будет сделать без вреда для экологии и здоровья. С появлением нового вида пассажирского транспорта в столице поэтапно начнет курсировать 21 речное электросудно, откроется 23 плавучих причала с четырьмя береговыми зарядными станциями и два пункта стоянок флота с возможностью подзарядки.
Одно электросудно вмещает до 50 человек, в том числе маломобильных пассажиров. На борту расположены комфортабельные столы, медиаэкраны, санузел, есть вайфай и USB-слоты, места для велосипедов, самокатов. Попутно развивается инфраструктура для будущего регулярного речного транспорта. Появляются специальные плавучие причалы двух диаметров — 10 и 16 метров. В пассажирской зоне смогут одновременно разместиться от 40 до 80 человек. Для их удобства причалы оборудуют местами для отдыха с вайфаем, кафе с панорамными видами, информационными табло с понятным расписанием.
Оплатить проезд можно будет привычными способами: картой "Тройка", банковскими картами или через систему биометрической оплаты. Электросуда станут полноценной частью единой системы московского транспорта.