В этом году впервые в рамках Военно-морского парада сразу три атомохода покажутся в водах Балтики. Все это современные российские корабли. Гордость флота и кораблестроителей. Готовят к парадам и боевым походам подводные крейсера представители промышленности – сотрудники судоремонтных заводов. В частности корабли Северного флота обслуживают работники 10-го судоремонтного завода (входит в АО ОСК) города Воинской славы Полярный.
О том, что из себя представляет техосмотр в масштабах подводной лодки, рассказывает начальник цеха по ремонту паротурбинных установок Сергей Васильевич Ясын.
О том, что из себя представляет техосмотр в масштабах подводной лодки, рассказывает начальник цеха по ремонту паротурбинных установок Сергей Васильевич Ясын.
"Подводный крейсер – как тот же личный автотранспорт, что требует техосмотра, - рассказывает Сергей Ясын. - У подводных крейсеров 4-го поколения - блочные паротурбинные установки (БПТУ). Там есть как механическая и насосная часть, так и электрооборудование – генераторы, электродвигатели, щиты и кабельные системы.
И если автотранспорт для ТО периодически отправляется на станцию техобслуживания, то атомоходы проходят техосвидетельствование сиситем и механизмов у родных причалов. Если суммировать за год, сколько бригады заводчан с «десятки» накатывают по всем базам Северного флота, то получится солидный километраж в треть земного экватора. Ранее к работам привлекались представители ОАО «Калужский турбинный завод». Они как производители оборудования давали консультации и в их присутствии выполнялись работы. Но вот уже как третий год АО «10 СРЗ» делает ТО самостоятельно.
"У судоремонтников все расписано в соответствии с определенной периодичностью. Что-то подлежит осматривать и менять раз в год, что-то раз в два года. Есть и ТО по наработке механизмов через 5000 часов, 25000 часов. К примеру, освидетельствование комплектующего электрооборудования БПТУ мы делаем ежегодно для подтверждения его работоспособности. И за последние три года отечественное электрооборудование показало, что оно имеет солидный «запас прочности». Критичных поломок не выявлено".
За первое полугодие 2021 года судоремонтники Полярного уже завершили на 4-ом поколении атомоходов ряд работ по ТО в объеме 5000 часов БПТУ. Также завершено ТО-2 оборудования выдвижных антенн одного из «Бореев». Прошла замена прокладок системы КПР, на другом заказе выполнена замена прокладок блока регулирования. Самыми главными показателями таких работ для флота считаются качество и сроки. Если эти показатели соблюдаются, то корабль не нарушает своих графиков дежурств, не теряет линейности и во время выходит на дежурство. И если уж мы заговорили о 4-ом поколении, то есть ли особенности в обслуживании этой серии?
"Да, каждый корабль даже одного проекта в чем-то отличается от остальных, – отвечает Сергей Ясын. - По «Бореям» явных отличий для нас не могу назвать. По-прежнему есть места в отсеках, куда очень-очень сложно добраться, а после того как добрался еще и ремонтные работы производить. Здесь необходимы сотрудники «компактного» телосложения. А так, 4-е поколение относительно «свежее» и серьезных проблем с агрегатами у них нет. «Севмаш» все дорабатывает еще в эллинге, добавляем грамотную эксплуатацию оборудования экипажем и тогда нам остается лишь наведываться в прочный корпус по графику".
Однако, есть все же проблемные точки в судоремонте новых атомоходов. Это момент знакомства с необходимой технической документацией для проведения работ на заказе. Схемы, чертежи и описание изучаются только на борту. Но прежде чем приступить к работам заводчанам нужно выпустить заказ-наряды. А для этого необходимы корабельные документы, которых в заводском архиве нет.
"У военных есть такое понятие как «сплоченность воинского коллектива». И когда работаешь на борту, то становишься частью этого коллектива, чувствуешь поддержку и готовность помочь хоть с документами, хоть физически. Это ценно и мы, в свою очередь, стремимся пополнять свой коллектив «кадрами от заказчика». К нам приходят на работу военные пенсионеры и они составляют костяк нашего предприятия. Так что грядущий день ВМФ – это профессиональный праздник большей части завода. От себя лично желаю, конечно же, здоровья всем. Ну а также слаженности в коллективе и успехов в ВП и БП (знающие сами расшифруют)!"
Сергей Ясын / Фото: "10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО |
И если автотранспорт для ТО периодически отправляется на станцию техобслуживания, то атомоходы проходят техосвидетельствование сиситем и механизмов у родных причалов. Если суммировать за год, сколько бригады заводчан с «десятки» накатывают по всем базам Северного флота, то получится солидный километраж в треть земного экватора. Ранее к работам привлекались представители ОАО «Калужский турбинный завод». Они как производители оборудования давали консультации и в их присутствии выполнялись работы. Но вот уже как третий год АО «10 СРЗ» делает ТО самостоятельно.
"У судоремонтников все расписано в соответствии с определенной периодичностью. Что-то подлежит осматривать и менять раз в год, что-то раз в два года. Есть и ТО по наработке механизмов через 5000 часов, 25000 часов. К примеру, освидетельствование комплектующего электрооборудования БПТУ мы делаем ежегодно для подтверждения его работоспособности. И за последние три года отечественное электрооборудование показало, что оно имеет солидный «запас прочности». Критичных поломок не выявлено".
Подлодка на ремонте / Фото: "10 ордена Трудового Красного знамени судоремонтный завод", АО |
За первое полугодие 2021 года судоремонтники Полярного уже завершили на 4-ом поколении атомоходов ряд работ по ТО в объеме 5000 часов БПТУ. Также завершено ТО-2 оборудования выдвижных антенн одного из «Бореев». Прошла замена прокладок системы КПР, на другом заказе выполнена замена прокладок блока регулирования. Самыми главными показателями таких работ для флота считаются качество и сроки. Если эти показатели соблюдаются, то корабль не нарушает своих графиков дежурств, не теряет линейности и во время выходит на дежурство. И если уж мы заговорили о 4-ом поколении, то есть ли особенности в обслуживании этой серии?
"Да, каждый корабль даже одного проекта в чем-то отличается от остальных, – отвечает Сергей Ясын. - По «Бореям» явных отличий для нас не могу назвать. По-прежнему есть места в отсеках, куда очень-очень сложно добраться, а после того как добрался еще и ремонтные работы производить. Здесь необходимы сотрудники «компактного» телосложения. А так, 4-е поколение относительно «свежее» и серьезных проблем с агрегатами у них нет. «Севмаш» все дорабатывает еще в эллинге, добавляем грамотную эксплуатацию оборудования экипажем и тогда нам остается лишь наведываться в прочный корпус по графику".
На 10 СРЗ / Фото: "10 ордена Трудового Красного знамени судоремонтный завод", АО |
Однако, есть все же проблемные точки в судоремонте новых атомоходов. Это момент знакомства с необходимой технической документацией для проведения работ на заказе. Схемы, чертежи и описание изучаются только на борту. Но прежде чем приступить к работам заводчанам нужно выпустить заказ-наряды. А для этого необходимы корабельные документы, которых в заводском архиве нет.
"У военных есть такое понятие как «сплоченность воинского коллектива». И когда работаешь на борту, то становишься частью этого коллектива, чувствуешь поддержку и готовность помочь хоть с документами, хоть физически. Это ценно и мы, в свою очередь, стремимся пополнять свой коллектив «кадрами от заказчика». К нам приходят на работу военные пенсионеры и они составляют костяк нашего предприятия. Так что грядущий день ВМФ – это профессиональный праздник большей части завода. От себя лично желаю, конечно же, здоровья всем. Ну а также слаженности в коллективе и успехов в ВП и БП (знающие сами расшифруют)!"