Проблема определения количества груза на судне появилась одновременно с рождением масштабного коммерческого судоходства. Еще в XIX веке в разных странах было разработано нестолько методов драфт-сюрвея, в результате применения которых стали часто возникать конфликты и коммерческие разногласия. К концу XX века суды и арбитражи переполнились исками и претензиями, касающимися расхождений при вычислении количества навалочных грузов.
В 1991 году Комитетом по энергетике Европейской экономической комиссии ООН был принят международный кодекс, известный как «Draft Survey Code», который, хотя и носил рекомендательный характер, но устанавливал единые методы расчетов и требования к обеспечению судов комплектом персональных судовых документов «Draft Survey Manual», изготовленных по более точным и более современным стандартам. Обычно же, по сей день, при расчетах количества груза применяется проектная документация судна, изготовленная задолго до постройки судна. Эта документация изначально предназначена не для коммерческого учета грузов, а для совсем других целей, связанных с расчетами мореходных параметров. Однако реальное судно всег да имеет отличия от проектных чертежей. Эти отличия имеют величину всего несколько сантиметров, однако международные исследования показали, что из-за этого погрешность драфт-сюрвея для крупнотоннажных судов превышает 1 %, что для коммерческих целей неприемлемо.
В более сложной ситуации находятся суда река-море, в том числе и современной постройки. Специалистам известны конструктивные особенности корпусов этих судов, которые в зависимости от загрузки всегда изгибаются и скручиваются в нескольких плоскостях. Для расчета количества груза на них предполагается снятие значений осадки не по шести, как у морских, а по 10 точкам. Но в формулы для расчета можно ввести лишь шесть значений, поэтому как правильно учитывать дополнительные промежуточные значения эксперты не знают. В результате появляются погрешности вследствие многозначности результатов расчета. Для судна река-море грузоподъемностью пять тысяч тонн такая погрешность может составить до
двухсот тонн.
Над вопросами точности определения количества грузов, как навалочных, так и наливных, уже более 10 лет работает Санкт-Петербургская компания «Калибра». Изначально фирма, в штате которой работают дипломированные Ллойдом эксперты, одновременно с разработкой технологии WeighShip®, занималась обычными сюрвейерскими работами. В 2002 году был завершен первый уникальный программный продукт и проведена его сертификация в Регистре судоходства. В этом же году компания осуществила поставку на первое судно и на сегодняшний момент почти 100 судов пользуются программным обеспечением и современными судовыми документами для коммерческого учета грузов, изготовленными «Калиброй».
Технология WeighShip ® основывается на лазерных измерениях фактических размеров судна, его трюмов и танков. Под каждое судно изготавливаются необходимые персональные документы («Калибровочные Таблицы», DRAFT SURVEY MANUAL) где учитываются все коррективы и отклонения, затем они согласовываются с Регистром, так же как и поставляемая в комплекте с документами бортовая программа. При изготовлении продукции соблюдаются требования международных стандартов и рекомендаций (ISO 8311, ECE/ENERGY/19). Для облегчения и удобства работы капитанов, персонально на каждое судно, по согласованию с судовладельцем, предоставляется поэтапное руководство по выполнению расчета количества груза и правильному взаимодействию с сюрвейером (или сторонним экспертом). При необходимости выполняется тренинг экипажа. Таким образом удается снизить ошибку в расчетах количества грузов до минимума, а также исключить возникновение спорной ситуации и влияния «человеческого фактора» в том числе умышленного.
Сейчас компания, под маркой WeighShip® предлагает два основных вида продукции: для танкеров (наливные грузы) и для балкеров (навалочные грузы). Совсем недавно были произведены поставки третьего вида продукции: для судов любого типа, назначением для учета количества судового топлива. На данный момент вопрос учета и расхода топлива актуален, так как стоимость топлива растет, а точность расчета количества поставляемого топлива на бункеровщике оставляет желать лучшего.
Потребителями продукции «Калибры» являются как крупные судовладельцы, так и компании, в активе которых 5–10 судов. Принципиально то, что в основном в компанию обращаются люди, которые сами занимаются управлением своего предприятия и знают в чем у них убыток. Соответственно ощущают его на своем «собственном кармане». Успешный опыт работы судов, которые оснащены документами и программами «Калибры» показывает, что неправильный расчет количества груза, в том числе умышленный или некомпетентный – можно предотвратить, и издержки, также как и коммерческие претензии – можно исключить.
В более сложной ситуации находятся суда река-море, в том числе и современной постройки. Специалистам известны конструктивные особенности корпусов этих судов, которые в зависимости от загрузки всегда изгибаются и скручиваются в нескольких плоскостях. Для расчета количества груза на них предполагается снятие значений осадки не по шести, как у морских, а по 10 точкам. Но в формулы для расчета можно ввести лишь шесть значений, поэтому как правильно учитывать дополнительные промежуточные значения эксперты не знают. В результате появляются погрешности вследствие многозначности результатов расчета. Для судна река-море грузоподъемностью пять тысяч тонн такая погрешность может составить до
двухсот тонн.
Над вопросами точности определения количества грузов, как навалочных, так и наливных, уже более 10 лет работает Санкт-Петербургская компания «Калибра». Изначально фирма, в штате которой работают дипломированные Ллойдом эксперты, одновременно с разработкой технологии WeighShip®, занималась обычными сюрвейерскими работами. В 2002 году был завершен первый уникальный программный продукт и проведена его сертификация в Регистре судоходства. В этом же году компания осуществила поставку на первое судно и на сегодняшний момент почти 100 судов пользуются программным обеспечением и современными судовыми документами для коммерческого учета грузов, изготовленными «Калиброй».
Технология WeighShip ® основывается на лазерных измерениях фактических размеров судна, его трюмов и танков. Под каждое судно изготавливаются необходимые персональные документы («Калибровочные Таблицы», DRAFT SURVEY MANUAL) где учитываются все коррективы и отклонения, затем они согласовываются с Регистром, так же как и поставляемая в комплекте с документами бортовая программа. При изготовлении продукции соблюдаются требования международных стандартов и рекомендаций (ISO 8311, ECE/ENERGY/19). Для облегчения и удобства работы капитанов, персонально на каждое судно, по согласованию с судовладельцем, предоставляется поэтапное руководство по выполнению расчета количества груза и правильному взаимодействию с сюрвейером (или сторонним экспертом). При необходимости выполняется тренинг экипажа. Таким образом удается снизить ошибку в расчетах количества грузов до минимума, а также исключить возникновение спорной ситуации и влияния «человеческого фактора» в том числе умышленного.
Сейчас компания, под маркой WeighShip® предлагает два основных вида продукции: для танкеров (наливные грузы) и для балкеров (навалочные грузы). Совсем недавно были произведены поставки третьего вида продукции: для судов любого типа, назначением для учета количества судового топлива. На данный момент вопрос учета и расхода топлива актуален, так как стоимость топлива растет, а точность расчета количества поставляемого топлива на бункеровщике оставляет желать лучшего.
Потребителями продукции «Калибры» являются как крупные судовладельцы, так и компании, в активе которых 5–10 судов. Принципиально то, что в основном в компанию обращаются люди, которые сами занимаются управлением своего предприятия и знают в чем у них убыток. Соответственно ощущают его на своем «собственном кармане». Успешный опыт работы судов, которые оснащены документами и программами «Калибры» показывает, что неправильный расчет количества груза, в том числе умышленный или некомпетентный – можно предотвратить, и издержки, также как и коммерческие претензии – можно исключить.