Прошлогодние ожидания восстановления фрахтовых ставок на танкерные перевозки, а также их последующего роста оказались тщетными – вместо этого 2021 год продемонстрировал весьма сдержанный спрос на наливной тоннаж при переизбытке его предложения.
|
Танкер / Фото: "Википедия" |
При этом надежды на рост грузовой базы так же не оправдались. Согласно подсчетам специалистов английской брокерской компании Poten&Partners (P&P), объемы наливных грузов, перевезенных по морю в прошлом году остались приблизительно на уровне 2020 года, то есть почти на 16% ниже соответствующих показателей предшествующего пандемии 2019-го. Неудивительно, что в результате ставки на фрахт по отдельным типам танкеров упали до десятилетних минимумов.
Таким образом, несмотря на достаточно оптимистичный рост нефтяных котировок, расчеты владельцев возрастных танкеров (преимущественно типа VLCC) выжать из судов все возможное перед их отправкой на слом оказались ошибочными.
Вместо этого продление эксплуатации достаточно старых судов не только существенно притормозило размещение заказов на строительство современных танкеров, но и оказался дополнительным сдерживающим фактором для фрахтовых ставок.
По данным P&P, по сравнению с 2020-м, в 2021 году спрос на перевозки танкерами типоразмера Суэцмакс остался практически неизменным, на 6% вырос спрос на услуги Афрамаксов, зато существенно (на 9%) упала на рынке популярность супертанкеров VLCC.
Что касается наиболее активных на рынке танкерных перевозок грузовладельцев, то безусловное первое место заняла китайская Unipec (214 млн. тонн, более 963 отгрузок и 18% всего рынка). На втором месте – теперь уже просто британская (а не англо-голландская) Shell (5,5 млн. тонн, свыше 438 отгрузок и порядка 4,4% всего рынка.
Кстати, компания Unipec возглавляет еще и список фрахтовщиков танкеров VLCC (700 фрахтовок за год). За ней следует Индийская нефтяная корпорация (IOC) c 97 фрахтовками и Shell, которая в ушедшем году пользовалась услугами VLCC танкеров 70 раз.
Стоит отметить, что несмотря на весьма сдержанный прирост заказов на сооружение новых наливных судов, их стоимость начала достаточно динамично расти уже с января 2021-го – особенно на крупные и особо крупные танкера. По наблюдениям аналитиков Korabel.ru, уже к ноябрю прошлого года танкера типа VLCC, в среднем, подорожали на $20-22 млн. – до почти $110 млн. за единицу, а Суэцмакс – на $12-14 млн., до $73-75 млн. за судно.
За тот же период цена на новые танкеры типоразмеров LR1 и Афрамакс увеличивалась в достаточно узком (на $4-6 млн.) коридоре – до $54-60 млн. за единицу соответственно. А позже всех, (в марте-апреле 2021-го) пошли вверх цены на танкера-продуктовозы типа MR, строительство которых в среднем подорожало на $5-7 млн., до $40 млн. за штуку.