Во вторник, 12 декабря 2017 года на судостроительно-судоремонтном заводе "Нефтефлот", находящемся в Самаре, состоялась торжественная церемония сдачи головного танкера проекта проекта RST11, получившего имя "Святой князь Владимир".
Три "Владимира" за один год
Вообще, этот год явно проходит под знаком крестителя Руси. Мало того, что он начался с широко разрекламированного исторического блокбастера "Викинг", посвященного судьбе равноапостольного князя. Так еще и в судостроительной и судоходной отрасли в последние месяцы имя легендарного Рюриковича по разным причинам склоняют на все лады.
В круизном сегменте самый яркий пример — это лайнер "Князь Владимир", реанимировавший заглохшее было круизное судоходство по Черному морю. Напомним, что стратегическое указание о запуске маршрута было дано еще в прошлом году другим Владимиром — президентом России. Росморпорт выкупил под эти цели старый теплоход Roy Star 1971 года постройки, переоборудовал его и под новым именем в июне 2017 года запустил в первый пассажирский рейс.
Не будем здесь подробно останавливаться на описании маршрута и впечатлениях туристов — на эту тему "Корабел.ру" готовит отдельный материал, который будет опубликован в скором времени.
Еще один нашумевший "Князь Владимир" сезона-2017 — это ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "Борей-А". В середине ноября 2017 года он был спущен на воду северодвинским предприятием "Севмаш". Событие долгожданное, незаурядное. Новая подлодка стала четвертой в "княжеской" серии, и отличается от своих предшественниц усовершенствованными характеристиками. В том числе и боевыми. Впрочем, опять же здесь нет смысла расписывать все детали. Поскольку на нашем сайте уже выходил отдельный материал, посвященный спуску на воду новейшего "Борея".
|
Вывод из эллинга атомного ракетоносца "Князь Владимир" / Корабел.ру |
В этом ряду сдача заказчику обычного танкера смотрится не особо внушительно. Одно только "Красное Сормово" этот процесс уже поставило на поток, сдавая RST разных типов практически конвейерными темпами. Однако здесь все же случай особый.
Во-первых, судно построили не где-нибудь, а в Самаре — в городе, где судоремонт вполне себе существовал, а вот судостроением не пахло еще с дореволюционных времен. А во-вторых, у танкера оказалась крайне непростая судьба. Начинали его строить на Волжском заводе под Волгоградом для судоходной компании "Волготранс", а закончили на самарском "Нефтефлоте" для петербургского "Петротанкера".
Символичные даты
Для Самары строительство танкера проекта RST11 стало без преувеличения веховым событием. Геннадий Егоров, гендиректор "Морского инженерного бюро", по проекту которого делалось судно, отметил, что такого события в этом городе не было ни много ни мало — с 1896 года! На протяжении практически 120 лет в Самаре занимались максимум судоремонтом.
В июле 2016 года, когда танкер спускали на воду, глава "Нефтефлота" Александр Каменский говорил:
— У нас на слуху такие заводы, как "Красное Сормово", навашинский завод, шлиссельбургский завод, который строит суда данного класса. Для нас это первый опыт строительства таких судов.
День для спуска тогда, кстати, тоже выбирали не без умысла. Дело в том, что 28 июля, когда о борт танкера разбили бутылку шампанского, отмечался День крещения Руси. Об этом на церемонии не преминули сказать особо, в очередной раз помянув князя Владимира.
Передача судна заказчику, как уже было сказано, состоялась 12 декабря текущего года, в День конституции России. Возможно, здесь тоже был заложен какой-то символический смысл.
|
Спуск на воду танкера "Святой князь Владимир" / "Нефтефлот", ЗАО |
— Другого такого судна нет, это точно. Новая радионавигация, новые системы, новое устройство и так далее, — пояснил журналистам во время церемонии сдачи главный инженер проекта танкера "Святой князь Владимир" Валерий Красноярский. — Оно может проходить через все Волго-Донские шлюзы. В связи с этим у него акватория — и Азовское, и Черное моря, все реки. Судно максимально универсальное для грузоперевозчиков.
Проект RST11 — это однопалубное, двухвинтовое нефтеналивное грузовое судно с двойным дном, высотой 1100 мм в ДП, двойными бортами, с баком и ютом, с кормовым расположением жилой надстройки, машинного отделения, переходным мостиком в ДП судна, наклонным форштевнем и транцевой кормой.
Танкер при этом имеет класс "Волго-Дон макс", его габаритная длина — 131,64 м, ширина — 16,5 м, высота борта — 5,5 м. Он предназначен для смешанной ("река-море") и морской перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе бензина, без ограничения по температуре вспышки. Его дедвейтом в море — 6586 тонн при осадке 4,477 м, в реке — 4677 тонн при осадке 3,6 м. Скорость — 10 узлов. Экипаж — 15 человек.
Судно имеет восемь грузовых танков и два отстойных танка вместимостью 7042 куб. м. В качестве главных двигателей используются два среднеоборотных дизеля мощностью по 736 кВт, работающие на дизельном топливе MDO. Судовая электростанция состоит из трех вспомогательных дизель-генераторов мощностью по 150 кВт и аварийного дизель-генератора мощностью 75 кВт.
|
Танкер RST11 / "Морское Инженерное Бюро", ООО |
Как горячую картошку
Построен танкер был не совсем с нуля. "Родителем" для него стал старенький теплоход "Капитан Тимофеев" 1973 года постройки (до 1999 года он назывался "Волгонефть-110"). Зимой 2010-2011 года он был списан и порезан на части на Волжской РЭБ. Отдельные секции нашли свое применение в корпусе нового судна. Фактически от старого теплохода остались нос и корма, а все, что между ними, было заменено.
С заводом-строителем на самом деле все было непросто. В 2011 году после списания "Капитана Тимофеева" за работу над судном взялся Волжский ССЗ (Волгоградская область, город Волжский), который уже имел хорошие отношения с "Волготрансом". Там неоднократно ремонтировались суда компании. Заказ был для завода крайне выгоден, хотя и сложен. При общей численности штата в 170 человек к работам планировалось привлечь еще не менее сотни специалистов. Тем не менее предприятие рассчитывало успешно справиться со строительством танкера уже к следующему году. Это должно было стать аргументом для получения заказа от "Волготранса" на целую серию аналогичных судов.
Но уже к декабрю того же года "Волготранс" решил отдать заказ своим землякам — самарскому предприятию "Нефтефлот". Совет директоров судоходной компании дал свое добро, и в январе 2012 года "Волготранс" заключил с самарскими корабелами контракт, согласно которому "Нефтефлот" покупает корпус за 73,77 млн рублей, а к июню 2013 года обязуется передать заказчику готовый танкер. Правда, с оговоркой — от начала строительства до сдачи судна должно пройти не менее 18 месяцев.
Стоимость постройки на тот момент составляла 320 млн рублей без НДС. Однако дело затянулось, спустить "Святого князя Владимира" на воду удалось лишь к лету 2016 года. На тот момент его цена возросла до 600 млн рублей. Потом график снова "пополз вправо". Достроечные работы и весь цикл испытаний заводчане собирались завершить в полгода, а в реальности этот срок вырос до полутора лет.
|
Вывод танкера на ходовые испытания / "Морское Инженерное Бюро", ООО |
Заказчик, кстати, тоже за это время успел смениться. После спуска танкера на воду, несмотря на все оптимистичные речи, "Волготранс" отступился от долгостроя, и судно осталось без владельца. "Корабел.ру" позвонил в компанию, чтобы узнать причины такого решения, однако там от комментариев отказались, сославшись на коммерческую тайну. В "Нефтефлоте" оперативно прояснить эту историю нам тоже не смогли.
Новым заказчиком в конце концов стала компания "Петротанкер". Она оформила контракт на постройку через Государственную лизинговую транспортную компанию. Это позволило включить механизм утилизационного гранта, о котором так много говорили в последние годы. "Петротанкер" за ликвидацию старого судна типа "Волгонефть" получил 71 млн рублей. Эта сумма была использована в качестве лизинговых платежей.
Пока танкер "Святой князь Владимир" остается в Самаре, а в свой порт приписки — Астрахань — он отправится только весной. В каких акваториях ему предстоит работать дальше, еще неизвестно. В свое время обсуждалась возможность его эксплуатации в международных водах — в Черном и Средиземном морях.
Материалы по теме: