Сварщик считается одной из самых сложных и востребованных профессий в судостроении. Тонкостями ремесла с нами поделился Евгений Кожевников, сварщик завода "Янтарь" с десятилетним стажем.
– Евгений, как пришли на завод?
– После девятого класса школы отправился в профлицей учиться на газоэлектросварщика. Нельзя сказать, что в детстве я мечтал заняться этой профессией, скорее, так сложились обстоятельства, со временем работа сварщика стала нравится. После лицея продолжил образование в Прибалтийском судостроительном техникуме.
Чтобы стать хорошим сварщиком, необходимо терпение, концентрация и большой объем практики. Если дать юному студенту настроенный аппарат и показать, как сваривается то или иное соединение, под каким углом и с какой скоростью вести горелку, он сможет это проделать. Но через пару дней это все вылетит из головы. А вот если ребята будут каждый день этим заниматься, то у них начнет хорошо получаться.
Крайне важно, чтобы у учебного заведения была хорошая материальная база, студентам предоставлялся большой объем металла, электродов. Наш техникум находится на территории "Янтаря" и из него выходят отличные специалисты. Этому способствует то, что будущие сварщики имеют доступ к большому объему различных материалов – от черного до различных цветных металлов. При раскройке листов металла в цехах остаются обрезки. Студенты учатся на них, потом сдают обратно на завод, и это идет в металлолом.
– Вы закончили техникум и…
– Во время учебы я проходил производственную практику в одном из цехов, туда же и отправился работать после получения диплома технолога сварочного производства.
– Какие-то дополнительные документы для работы требуются?
– На стапеле всегда нужно иметь при себе удостоверение сварщика, где указан разряд и допуски на работу с определенными видами металла или оборудованием, удостоверение ПТМ (пожарно-технический минимум) и допуск к работам на высоте. Каждая из аттестаций подтверждается ежегодно. Если был большой перерыв в работе или сделано много брака при выполнении работ, отдел главного сварщика потребует заварить образцы. Затем их проверяют различными методами: с помощью визуального осмотра, неразрушающего (рентген, ультразвук и т.д.) и разрушающего контроля. Если на текущих заказах методы неразрушающего контроля дефектов не выявляют, то разрешение могут продлить автоматически, без заваривания образцов.
– Как определить хорошего сварщика?
– Всегда привожу такой пример. Поручите сварщику сварить образец 300 мм, причем без разницы в каком положении. Если заварит хорошо, красиво – это показатель того, что он что-то умеет. Но ответа на вопрос, хороший ли это сварщик, вы не получите. Поручите ему секцию, где работы на месяц. Вот это сделать уже сложно, и это покажет, как долго он готов работать с высоким качеством. Сварщик, по сути своей, это стайер, марафонец. Как я уже говорил, самые важные качества для него – это концентрация и выносливость.
– Стоит ли в детстве заниматься лепкой или теннисом, чтобы стать хорошим сварщиком? Какие качества важны для профессии?
– На протяжении всего рабочего дня сварщику нужно сосредоточенно следить за процессами сварки и постараться не отвлекаться на внешние факторы. Поэтому умение концентрироваться – это самое важное для нас. А лепка там, не лепка… Не готов сказать.
– Рука же должна быть точной и крепкой?
– Это само собой приходит со временем. Если долгое время не заниматься сваркой, руки начнут трястись. Со временем они окрепнут. Это как тренировки в спорте.
– Сколько времени требуется, чтобы освоить азы сварки и начать варить?
– Все индивидуально. У кого-то это может занять полгода, у кого-то год. Все зависит от таланта и предрасположенности. В течение десяти лет я учился тому, что умею. Кто быстрее схватывает, тому, может, и трех или пяти лет хватит.
– Какими видами сварки владеете?
– В основном работаю полуавтоматической и автоматической видами сварки. Ручной электродуговой иногда приходится работать, но очень редко. Аргонодуговой сваркой, владею на начальном уровне, так как в работе с ней не сталкиваюсь.
– Что сложнее всего варить на судне – форпик?
– Да, сложнее всего работать в труднодоступных местах, куда тяжело залезть, и в замкнутых помещениях, где очень быстро набирается задымленность. В основном, это днище, коффердамы, цистерны, носовые обтекатели и т.д.
– Сварщик сам выбирает, каким видом сварки хочет заниматься?
– Направление, которое ему больше нравится, он может выбрать еще в техникуме. В мое время там обучали в основном ручной электродуговой сварке, другим видам сварки практически не уделяли время. Сейчас, более сбалансировано преподают все виды сварки – пробуй, выбирай. Определяющим фактором становится место, куда студент попадает на практику. В одних цехах варят полуавтоматами и автоматами, в других – ручной аргонодуговой сваркой, в третьих задействованы все виды сварки.
– Какие виды сварочных работ самые высокооплачиваемые?
– Точно не скажу. Наверное, самая сложная в освоении и высокооплачиваемая работа – аргоннодуговая сварка. Зато фронт работ там существенно меньше, чем у полуавтоматической или ручной электродуговой, и в итоге ты можешь много не заработать. Полуавтоматической сваркой выполняется самый большой объем работ на судне. Затем идет автоматическая сварка, а замыкают список – ручная дуговая и аргоннодуговая сварка.
– Что нужно делать для повышения производительности труда сварщика?
– В первую очередь для этого нужно обновлять материальную базу предприятия, закупать новое более производительное оборудование. Например, раньше у нас были полуавтоматы с одной функцией "варить полуавтоматом", газ при этом нужно было постоянно перекрывать вручную. Закончил работать – краник закрываешь. Современные технологи позволяют объединить в одном аппарате функции полуавтоматической и ручной электродуговой сварки. К нему же может подключаться и электродуговая строжка. Сразу три инструмента в одном. Если что-то не получается полуавтоматом заварить, не удается засунуть руку или на улице сильный ветер, сдувающий защитный газ, то можно быстро переключиться на ручник и аккуратненько заварить электродом.
– Без монтажных припусков не работаете?
– Конкретно мы не пользуемся. Работа с чистыми размерами требует высокой технологичности и дисциплины производства на всех этапах, кораблестроение очень сложное производство, я пока не слышал о таких внедрениях на других верфях.
– Какие методы неразрушающего контроля применяете?
Рентген, ультразвук, магнитопорошок, капиллярный метод, с помощью мелокеросина и давлением воздухом или водой.
– Дефекты при сварке из-за чего в основном возникают?
– Из-за нарушения технологии сварки, плохой подготовки свариваемых деталей. Также на качество сварки влияет квалификация сварщика и погодные условия. За всем этим следит сам сварщик.
– Автоматическая сварка более точная?
– Автоматическая сварка обеспечивает высокое качество и высокую производительность работ, но требует и высокой квалификации сварщика. Она не подходит для труднодоступных мест и нерентабельна для изготовления штучных изделий.
– Сложно настроить автоматическую сварку?
– Исходя из толщины и марки металла выбирается сварочная проволока и флюс, задаются параметры сварки: сила тока, напряжение, скорость сварки. После начала сварки нет возможности наблюдать за процессами, происходящими в зоне сварке, т.к. сварочная ванна закрывается флюсом, который сыпется сверху. Поэтому сварщик либо предварительно тестирует параметры сварки на образцах, либо (если имеет большой опыт) знает, что требуется, и сразу переходит к сварке изделия.
– На автоматическую сварку под флюсом отправляют опытных сварщиков?
– Тех, кто прошел соответствующую аттестацию после курса обучения. Первое время они работают под присмотром опытных наставников. На самом деле автоматическая сварка не очень сложная, там от тебя мало что зависит. Но требуется хорошее знание всех сварочных процессов.
– С роботизированной сваркой вы не сталкивались?
– Нет, только в интернете видел.
– На каком оборудовании успели поработать? Как его оцениваете?
– Из зарубежных фирм у нас всегда были Esab и Kemppi. Недавно приобрели аппараты ПДГ, это уже российский производитель. Аппараты очень хорошо варят, к внутренней начинке никаких вопросов нет, но внешний вид и материалы корпуса требуют доработки… Стоило бы поэкспериментировать над корпусом подающего устройства, посмотреть, как это выполнено у иностранных конкурентов. Привозят попробовать аппараты разных компаний, но не все нам подходят. Случается, сварочное оборудование поработает месяц и разваливается, ведь на стапелях достаточно суровые условия эксплуатации.
– Esab и Kemppi сколько лет служат?
– Бывает, лет по десять работают с небольшими ремонтами. Эти производители делают оборудование очень высокого качества.
– Со сталями каких толщин сталкивались?
– За все годы работы я варил металл от 3 мм до 100 мм. Попадались даже толщины 200 мм.
– Черный металл?
– Чаще всего черный. Нержавеющая сталь у нас тоже присутствует, мы ее варим полуавтоматическим способом в достаточно большом объеме. С алюминием пришлось столкнуться только во время подготовки к конкурсу. В процессе работы с ним не соприкасался, поэтому возможности хорошо освоить этот материал не было. Готовясь к соревнованиям, немного его попробовал. Титан один раз довелось поварить, совсем немного. С ним у нас умеют работать на заводе, но объемы работы небольшие.
– Какое оборудование используете для работы в труднодоступных местах корпуса?
– Специальные горелки различных конфигураций с поворотными, прямыми, удлиненными гуськами.
– Количество сварщиков на одном проекте от чего зависит?
– Насколько быстро нужно его сдать. Случается, что всех, кто есть, перебрасывают на один объект, даже из отпусков вызывают. Единственное ограничение – чтобы никто никому не мешал. Если помещается три человека максимум, четвертого туда уже не поставишь.
– Самая сложная работа, которую делали…
– Не могу особо что-то выделить. Бывают объекты, куда физически тяжело подлезть и где приходится варить несколько дней подряд. После этого очень устаешь. А так плюс-минус все похоже.
– От пространственного положения объекта сварки много зависит?
– Для неопытного сварщика, который только начинает работать, все одинаково непросто. Для того, что поопытнее, сложны те виды работ, на которые он редко попадает. Целый день руки кверху держать, не у всех получается. Но буквально за месяц руки привыкают. Организму просто нужно поработать в определенном положении, он потихонечку сам подстроится. Мне, например, легче всего варить потолок. Кому-то нравится работать по низам, а я терпеть не могу постоянно сидеть на корточках.
– Сварка быстро прогрессирует?
– Конечно. Регулярно появляются новые технологии и оборудование, с каждым годом растет культура сварки. Стандарты, которые были в ходу 20-30 лет назад, стали намного строже. Чтобы соответствовать современным стандартам качества сварщикам приходится постоянно совершенствоваться.
– Что вы бы выделили из новинок?
– Не так давно появились маски с подачей воздуха. На пояс крепится модуль с фильтром, и прямо в маску подается свежий воздух. Можно респиратор не надевать, маска плотно прилегает. Плюс, в них еще устанавливается система автоматически затемняемых светофильтров с широкой градацией фильтрации. Такие маски применяются, например, при сварке сталей с повышенным содержанием марганца и других вредных примесей.
– Сварка, безусловно, небезопасный для организма процесс. Какие еще используются способы, чтобы защитить сварщика?
– Чтобы повысить безопасность труда и исключить вредные факторы, используют вентиляцию, обеспечивают приток свежего воздуха, выдают средства индивидуальной защиты: беруши, респираторы и т.д.
– Есть уже и горелки со встроенной вытяжкой…
– Да, видел у Kemppi. Не уверен, что они себя хорошо покажут в судостроении. А вот для какого-нибудь небольшого производства, где в основном приходится работать в нижнем положении, условия более легкие, такие горелки вполне себе подойдут.
– Нужны ли централизованные сварочные центры, где сварщики могли бы получать новые знания, повышали квалификацию?
– Теоретические знания, бесспорно, требуются. Считаю, что в судостроении необходимо создавать единую систему подготовки, чтобы во всех центрах были одни и те же требования. Одни сварщики работают на стапеле, другие в цеху. У меня, например, больше потолочных и нижних работ, кто-то варит только по низам, а разрядность у нас может быть одинаковой. Человек с определенным разрядом должен владеть определенным количеством умений, не должно быть такого, что у него четвертый разряд, а он потолок варить не умеет. Во всех центрах подготовки должны быть одинаковые стандарты.
– Как попали в призеры первенства корпорации по сварке?
– Это был очередной ежегодный корпоративный чемпионат в рамках ОСК, в котором участвовали сварщики 14 предприятий. Мы выполняли задания, аналогичные тем, что были потом на общероссийским первенстве "Ворлдскиллс Хайтек" в Екатеринбурге. Требовалось сделать четыре модуля, используя разные виды сварки. Первый – это черный металл, труба, два стыковых, два тавровых соединения, все в разных положениях. На втором этапе нужно было заварить сосуд для работы под давлением. В конструкцию потом закачивали воду до 60 атмосферы и смотрели – потечет, не потечет. Две следующих задачи – аргонодуговая сварка, модули из нержавеющей стали и алюминия. В общем использовались все виды сварки – от ручной до аргонодуговой.
– Вы вошли в тройку призеров?
– Да, занял третье место. Уровень соревнований был высоким, разрыв между ребятами – небольшим. Победитель нашего отраслевого первенства оправился на общероссийский чемпионат сварщиков и там показал второй результат.
– В отрасли считается, что сварщики с верфей – это элита в своей профессии. Но недавно услышал от одного мостостроителя: "Пробовались у нас сварщики из судостроения, я бы им уголка не дал заварить". Это что – профессиональная зависть?
– Верфь – большая организация, где сварка применяется не только для соединения секций. Можно ведь и забором заниматься или ручку к калитке приваривать. И вот варил этот сварщик, а по факту слесарь, всякую всячину, решил уволиться и пойти на стройку. Там у него спросили: "Ты где работал?" Он: "На судостроительном заводе". Создалось впечатление, что это корабел, а по факту он далек от нашей профессии. Мост мы сварить сможем. Тут вообще нет никакой разницы, корабел я или не корабел.
– Из других отраслей к вам сварщики приходят?
– Да, правда, не у всех получается приспособиться к работе на стапеле.
– Какие планы на будущее?
– Учусь на третьем курсе КГТУ, буду инженером-кораблестроителем.
– Ручная сварка электродами будет жить вечно?
– Конечно. Пока сварка будет использоваться для соединения металлов в строительстве или производстве металлоконструкций, сохранится и этот способ.
– А что может потеснить сварку в судостроении?
– Раньше никто не мог себе представить, что суда будут делать из металла. Сегодня удивление вызывают большие корабли из стекловолокна. Я варю корпус из металла, а в ходу уже композитные материалы. Полностью они, конечно, сварку не исключают, все равно там остаются узлы, которые сварены, прикручены, впаяны, но все-таки хлеб у сварщиков они отбирают. Появились уже и 3D-принтеры, которые слой за слоем строят суда. Пока не очень большие, но кто знает, что будет завтра…
Интервью со сварщиком завода "Янтарь" опубликовано в свежем номере журнала WWW.KORABEL.RU.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЛУЧШИМИ СТАТЬЯМИ НОМЕРА РАНЬШЕ ВСЕХ: