Отличительными особенностями основных судовых конструкций являются:
большие размеры и масса конструкций, затрудняющие их кантовку и позиционирование,
большая длина основных сварных швов,
большое количество коротких сварных швов, располагающихся в разных плоскостях,
наличие криволинейных сварных швов и сварных швов, расположенных на криволинейных поверхностях (в том числе деталей с двойной кривизной),
весьма вероятные отклонения сварных стыков от заданной (теоретической) траектории,
малая серийность или единичность каждой конструкции.
Вышеперечисленные особенности существенно затрудняют автоматизацию сварки судовых конструкций или, по крайней мере, ограничивают спектр конструкций, к которым она может быть применена.
Проще всего автоматизировать сварку прямолинейных сварных швов и швов конструкций с погибью в одной плоскости. К таким конструкциям в первую очередь относятся балки таврового сечения – шпангоуты, бимсы, стрингеры, флоры. Также легко автоматизируется сварка полотнищ плоских и полуобъёмные секций и приварка набора одного направления таких секций (палубных, бортовых, секций переборок, платформ, выгородок, секций надстроек).
Наибольшие трудности возникают со сварными соединениями объёмных секций (например, секций двойного дна, имеющих большое количество сварных швов в разных плоскостях, которые приходится сваривать в разных пространственных положениях), блоков корпуса и блоков оконечностей.
Однако неожиданно лёгкой оказывается автоматизация сварки монтажных стыков корпуса, особенно стыков, расположенных в вертикальной плоскости.
«Большая» и «малая» автоматизация в сварочном производстве
Когда специалисты слышат слова «автоматизация сварки» или «оборудование для автоматической сварки», невольно сразу представляются массивные сварочные комплексы, занимающие целые пролёты производственных цехов.
Безусловно, возможности современного оборудования и средств управления весьма велики и позволяют производить сварку практически любым методом конструкций любого размера и сколь угодно сложной конфигурации. Однако при разработке общего технологического процесса изготовления конструкции и выборе оборудования всегда необходимо помнить о двух существенных моментах: во-первых, любую сложную конструкцию можно разбить на несколько более простых, во-вторых, каковы будут затраты на достижение поставленной цели и будут ли они оправданы.
Когда мы говорим об автоматизации сварки, следует помнить не только о сварочных колоннах и самоходных порталах. Не надо забывать, что к автоматическому сварочному оборудованию можно отнести множество недорогих и более простых в использовании видов оборудования. Поэтому, на наш взгляд, уместно говорить отдельно об автоматическом сварочном оборудовании и отдельно об оборудовании для автоматической сварки.
К автоматическому сварочному оборудованию уместно будет отнести тракторы для сварки под флюсом, а также те самые сварочные колонны и порталы. Тогда к оборудованию для автоматической сварки, то есть к средствам автоматизация сварки, можно отнести всевозможные вращатели, позиционеры, кантователи, которые могут использоваться в различных сварочных комплексах. В этом же ряду стоят и всевозможные сварочные стенды, кондукторы – то есть всё то, что мы привыкли называть средствами технологического оснащения или технологической оснасткой.
При этом можно говорить о степени автоматизации сварки, реализуемом на том или ином комплекте оборудования. В самом деле, самый обычный универсальный сварочный вращатель, являющийся одним из самых распространённых видов оборудования, может использоваться в различных вариантах, представляющих различную степень автоматизации. Поясним на простейших примерах.
Пример 1: вращатель используется в качестве позиционера; при этом рабочий осуществляет поворот (или несколько поворотов) изделия в удобное для сварки положение, а сама сварка производится в ручном варианте. Это пример того, что можно назвать отсутствием автоматизации, так как вместо вращателя может использоваться обычный сварочный стол или верстак с упорами для установки изделия.
Пример 2: сварка также производится в ручном варианте, но изделие при этом поворачивается вращателем непрерывно от начала сварного стыка до окончания процесса. В этом случае рабочий практически выполняет функцию держателя горелки и этот случай можно отнести к вариантам частичной автоматизации сварки.
Пример 3: на вращателе установлен штатив с держателем сварочной горелки и функции рабочего сведены к настройке параметров сварочного режима, загрузке изделия на вращатель и контролю над процессом. В данном примере мы имеем почти полную автоматизацию процесса.
Если же мы добавим к нашему автоматизированному комплексу погрузочно-разгрузочное устройство, то мы получим полностью автоматический сварочный комплекс и сможем сказать, что достигли полной автоматизации сварки нашего изделия.
Как видно из этого простейшего примера, степень автоматизации и, соответственно, производительность, могут достигаться применением различного оборудования, а, самое главное, сочетанием разных видов оборудования. При этом повышение производительности в том или ином виде будет достигнуто как при использовании дорогостоящего полностью автоматического оборудования, так и в случае применения недорогих механизмов. Но, поскольку нет каких-либо объективных критериев оценки, очень трудно точно определить степень (уровень, порядок) автоматизации процесса сварки изделия или конструкции. Интуитивно понятно, что сварочные колонны и порталы (не говоря уже об автоматизированных линиях), можно считать полностью автоматическим оборудованием, которое можно отнести к разряду «большой» автоматизации. В таком случае к средствам «малой» автоматизации придётся отнести различные вращатели, позиционеры, кантователи (смотри Примеры 1 и 2, рассмотренные выше), тракторы для сварки под флюсом, а также средства автоматизации сварки в защитных газах, то есть сварочные каретки, о которых мы и расскажем более подробно.
Сварочные каретки – описание, классификация, конструкция, основные функции
Сварочная каретка представляет собой самоходный механизм, несущий сварочную горелку для сварки плавящимся электродом в среде защитных газов (MIG/MAG сварка) и способный перемещаться со сварочной скоростью по траектории сварного стыка.
Обычно любая сварочная каретка состоит из опорной платформы, на котором установлены привод перемещения, механизм удержания на свариваемом изделии, держатель сварочной горелки и блок управления; дополнительно каретки могут быть оснащены блоком колебаний горелки (в зарубежной литературе его часто называют осциллятором) углового или линейного типа.
Все сварочные каретки можно разделить на два основных типа – каретки с магнитными колёсами, которые перемещаются непосредственно по свариваемой конструкции, и каретки для перемещения по направляющим рельсам (жёстким или гибким), имеющие в своей конструкции систему крепления на направляющей и соответствующий привод перемещения. Также существуют каретки, предназначенные для приварки рёбер жёсткости различного профиля; они перемещающиеся по привариваемым ребрам жёсткости, удерживаясь на них за счёт зажимных роликов.
Сварочные каретки с магнитными колёсами в основном предназначены для сварки угловых (тавровых) соединений и наиболее удобны для сварки балок таврового сечения, поэтому их оснащают устройствами для слежения по стыку – чаще всего упорными роликами с регулируемым вылетом, которые позволяют установить расстояние от горелки до стыка и поддерживать его в процессе перемещения каретки.
Каретки с перемещением по направляющим рельсам применяют для сварки стыковых и тавровых швов. Жёсткие направляющие из алюминиевого профиля используют для плоских конструкций, гибкие направляющие (алюминиевые или стальные бандажи) применяют при сварке на криволинейных поверхностях (например, ёмкостях). Установка направляющих на изделия производится при помощи магнитных или вакуумных фиксаторов. Иногда бандажи также используются для перемещения кареток с магнитными колёсами как направляющие для точного следования каретки по сварному стыку.
Держатели обеспечивают надёжное удержание одной или двух сварочных горелок на нужной дистанции сварки, регулировку положения горелки при помощи крестовых суппортов скольжения (слайдеров), наклон горелки поперёк стыка и в плоскости стыка (сварка «углом вперёд» или «углом назад»).
Системы управления кареток позволяют в широких пределах (от 0 до 1,5 м/мин) регулировать скорость сварки и обеспечивают подачу сигналов управления на сварочный источник (полуавтомат) для включения и выключения цикла сварки; при этом желательно использование полуавтомата в режиме управления 4 такта для обеспечения отработки всех параметров цикла сварки: предварительная подача газа и нарастание тока в начале цикла и спад тока (заварка кратера) и подача газа после сварки для получения более высокого качества сварного шва.
Преимущества использования сварочных кареток
Применение самоходных сварочных кареток для полуавтоматической сварки в защитных газах, выполняющих при MIG/MAG сварке ту же роль, как и сварочные тракторы в случае применения сварки под флюсом, часто становится первым шагом на пути постепенного перехода к автоматизации производства. В советской промышленности опыт применения такого оборудования был невелик, поэтому, возможно, их распространение на современных Российских предприятиях не является столь массовым, как, к примеру, в США, Японии или Корее.
Применение самоходных кареток имеет существенные преимущества перед использованием полуавтоматов в «ручном» режиме, что называется «врукопашную».
1. Использование стандартного сварочного оборудования
При внедрении в производство сварочных кареток не возникает необходимости в приобретении какого-либо специального оборудования – большинство кареток используется совместно со стандартными сварочными полуавтоматами и стандартными сварочными горелками.
2. Отсутствие больших затрат на дополнительное обучение сварщиков
Поскольку управление сварочными каретками довольно просто и возможно использование уже знакомых рабочим сварочных полуавтоматов, то необходимость в длительном дополнительном обучении сварщиков отсутствует. Необходимо только краткое обучение навыкам установки, управлению и обслуживанию самих кареток, которое занимает максимум 2 дня.
Сварку с использованием кареток можно поручать даже сварщиками, имеющими даже более низкую квалификацию, чем при ручном процессе. Это становится возможным потому, что основные параметры режима сварки (ток, напряжение, скорость подачи проволоки), проверенные более опытными рабочими, устанавливаются непосредственно на сварочном источнике, скорость сварки (скорость перемещения каретки) и положение сварочной горелки относительно свариваемого стыка также определяется заранее. Оператору остаётся только правильно установить каретку на свариваемой конструкции, выбрать нужный режим сварки на сварочном источнике и нажать кнопку «Старт». После этого необходимо просто контролировать процесс.
3. Улучшение качества сварки
При сварке с применением кареток расстояние от среза сопла сварочной горелки, определяющее длину дуги во время сварки, и угол наклона горелки (как вдоль, так и поперёк стыка) будут постоянны и определяются установкой сварочной горелки в держателе каретки. Скорость сварки остаётся неизменной на всём протяжении перемещения дуги вдоль стыка. Траектория перемещения дуги вдоль стыка также контролируется.
Это способствует контролируемому проплавлению, образованию равномерной мелкочешуйчатой структуре сварного шва, отсутствию подрезов, улучшению геометрии сварного ша, образованию плавного перехода наплавленного валика к основному металлу.
При использовании блока колебаний горелки происходит улучшение качества сварки заполняющих и облицовочных валиков многопроходных швов. Даже при неточной сборке сварного стыка можно добиться высокого качества сварки за счёт того, что многие каретки имеют упорные ролики, которые способны отслеживать линию стыка и корректировать траекторию перемещения сварочной горелки.
4. Повышение общей производительности сварки
Безусловно, увеличить скорость сварки в случае применения того же сварочного процесса невозможно, но любая автоматизация даёт возможность увеличить интенсивность труда. Согласно статистике, среднее время сварки (время непосредственного горения дуги) при использовании ручного процесса MIG/MAG сварки составляет не более 40-45% от общего рабочего времени, то есть всего 3-3,5 часа в смену. При использовании сварочных кареток время сварки увеличивается до 5-6 часов в смену.
При ручном использовании сварки MIG сварщик редко когда может выполнить шов длиной больше, чем 1 метр без изменения своего положения. После этого ему необходимо изменить положение свариваемой детали или самому переместиться вдоль сварочного стыка. При этом сварщик, естественно, гасит дугу. Для возобновления сварки он должен зачистить конец шва от брызг и плёнок и проварить перекрытие шва (15-25 мм). Сварочная каретка перемещается непрерывно, сваривая шов любой длины, поэтому отпадает необходимость в перемещении сварщика, то есть постоянное прерывание процесса сварки.
Немаловажную роль играет и отсутствие усталости сварщика, которому теперь не нужно постоянно контролировать необходимую скорость сварки и поддержании нужного вылета электрода для обеспечения качественного шва.
Сварщик имеет возможность наблюдать не только небольшой участок стыка в зоне дуги, но может полностью контролировать обстановку, в том числе, наблюдать за действиями других сварщиков, работающих на этой же конструкции, и поведением самой конструкции в процессе выполнения сварки.
Кроме того, конструкция многих кареток даёт возможность использовать две сварочные горелки, то есть выполнять одновременно два сварных шва или двух проходов одного шва с разделкой кромок. Также существует возможность одновременного обслуживания одним сварщиком нескольких кареток, что даёт повышение производительности труда сразу в несколько раз.
5. Уменьшение сварочных деформаций
Контроль тепловложений даёт снижение общих деформаций конструкции после сварки. Это является следствием более точного поддержания параметров сварки – скорости сварки и напряжения дуги – по сравнению с ручным процессом. Кроме того, постоянные зажигания и гашения дуги во время перехода сварщика вдоль стыка и необходимость выполнять перекрытия швов также способствуют увеличению деформаций. Уменьшению деформаций также способствует применение кареток для сварки двумя горелками одновременно.
6. Экономия сварочных материалов
Эта экономия возникает вследствие более точной настройки параметров сварки и их поддержания в заданных пределах в процессе сварки, что ведёт к уменьшению потерь сварочной проволоки на разбрызгивание. Отсутствие перерывов в процессе сварки, связанных с перемещением сварщика вдоль стыка, и возобновлений сварки с перекрытием швов, также экономит сварочные материалы
Возможность сварки с поперечными колебаниями горелки позволяет уменьшить количество проходов. Также необходимо заметить, что при равномерном сварочном процессе можно снизить расход защитного газа, что может стать существенной статьёй экономии при использовании дорогостоящих сварочных смесей на основе аргона.
7. Уменьшение затрат на вспомогательные операции Затраты на вспомогательные сварочные операции (зачистка шва и околошовной зоны, снятие усиления шва) уменьшаются вследствие того, что возможно получение гладких аккуратных швов. Уменьшение разбрызгивание также способствует снижению затрат на зачистку сварных швов.
8. Улучшение экологии производства
Удаление рабочих от источников нагрева и дыма, образующегося при дуговой сварке, способствует улучшению условий труда.
В ситуации, с которой сталкиваются многие (особенно небольшие) предприятия, незаменимым становится применение «малой» автоматизации. Если на предприятии в достаточной степени освоена полуавтоматическая сварка в защитных газах с получением необходимого качества сварных швов, то использование сварочных кареток может принести даже более ощутимый результат, чем внедрение сварки под флюсом с использованием сварочных тракторов. Ко всему прочему, внедрение кареток потребует меньших инвестиций и меньшего времени:
стоимость сварочных кареток ниже, чем у тракторов для сварки под флюсом,
используются те же сварочные материалы (проволока и газы), не увеличивается номенклатура закупок,
не нужно приобретать дополнительное оборудование для прокалки флюса и оборудовать помещение для его хранения,
нет необходимости в изменении общего технологического процесса (новые типы разделки кромок и т.д.),
нет необходимости в обучении сварщиков новому методу сварки, не требуется проводить дополнительную аттестацию или сертификацию.
Возможности самоходных сварочных кареток Promotech
Основное производство сварочных кареток сосредоточено в США, Японии и Корее. Там же находятся и предприятия, активно использующие этот вид оборудования.
Однако и европейские предприятия накопили опыт разработки малой механизации. Одним из примеров может служить польская компания Promotech, выпускающая сварочные каретки в одном ряду с другими средствами автоматизации.
В отличие от других производителей самоходных кареток, Promotech производит всего четыре модели, каждая из которых представляет отдельный тип сварочных кареток.
Все каретки Promotech отличаются оригинальным дизайном, который даже можно назвать изящным. Литые алюминиевые корпуса надёжно предохраняют электрические детали от возможных повреждений при случайных ударах, позволяют выдерживать высокие термические нагрузки, то есть работать в течение длительного времени с большой интенсивностью, но при этом делают каретки лёгкими и мобильными. Хорошая центровка обеспечивает высокую устойчивость кареток при перемещении по криволинейным поверхностям. Штампованные стальные детали держателей обладают высокой прочностью, позволяя надёжно фиксировать сварочные горелки в широком диапазоне диаметров, регулировочные рукоятки удобны для вращения рукой, одетой в толстую сварочную перчатку. Также заметна грамотно организованная защита элементов конструкции от сварочных брызг – скрытые под кожухами колёса, специальная окраска, защита элементов управления. Удобные крепления кабелей и шлангов позволяю легко и быстро переносить каретки на новые рабочие позиции. Продуманный набор дополнительных элементов расширяет рабочие возможности кареток Promotech, делая их лёгкими и удобными в использовании.
Сварочная каретка Gecko
Сварочная каретка Gecko / Интертехприбор
Эта самая простая из сварочных кареток, производимых Promotech, относится к типу кареток с магнитными колёсами, которые перемещаются непосредственно по свариваемой конструкции. Каретка Gecko может выполнять все типы швов (стыковые, угловые, тавровые) во всех пространственных положениях. Все четыре колеса являются приводными, что обеспечивает хорошее удержание на детали с плавным и равномерным перемещением. Отключение постоянного магнита, обеспечивающего удержание каретки, осуществляется поворотом внешней рукоятки, достаточно большой и удобной для работы.
Отдельная рукоятка для переноски обеспечивает быстрое перемещение каретки с одного изделия на другое. Сварочная горелка устанавливается в держателе на крестовом суппорте с регулировками «влево/вправо» и «вверх/вниз» 35 мм. Регулировочные ручки крестового суппорта и зажимы держателя горелки удобны для сварщика, который может изменять положение горелки, не снимая сварочных перчаток.
Привод переменного тока с частотным управлением и червячным редуктором обеспечивает плавное равномерное перемещение каретки со скоростью до 1100 мм/мин с плавной регулировкой скорости. Реверс направления перемещения включается трёхпозиционным переключателем на панели управления. Остановка каретки в конце сварного стыка обеспечивается концевыми выключателями.
Панель управления с большим светодиодным дисплеем проста и интуитивно понятна, а размеры дисплея позволяют быстро считывать показания скорости перемещения. Блок управления обеспечивает подачу на сварочный источник сигнала старта цикла сварки одновременно с началом движения каретки. Скорость каретки стабилизируется системой обратной связи. Кабель питания с двойной изоляцией подключается к гнезду с резьбовой втулкой, обеспечивающей надёжное крепление. Кабель связи со сварочным источником подключается к гнезду с резьбой, которое в нерабочем положении закрыто заглушкой во избежание попадания загрязнений на контакты. Для кабеля питания и кабеля связи предусмотрено специальное крепление, которое на позволяет кабелям попадать в зону сварки и предотвращает их повреждение высокой температурой и сварочными брызгами.
Основным типом швов, для сварки которых предназначена каретка Gecko, являются тавровые. При перемещении каретка упирается своими упорными роликами в вертикальную стенку детали и этим обеспечивается поддержание постоянной дистанции от среза сопла горелки до свариваемого стыка, регулировка выдвижения упорных роликов до 100 мм. Упорные ролики выполнены из стали и легко выдерживают температурные перегрузки зоны сварки.
Каретка имеет специальный рым для крепления страховочного троса, который позволяет удержать её от падения при использовании для сварки вертикальных и потолочных швов.
В качестве дополнительных приспособлений предусмотрены:
регулируемые упорные ролики – для отслеживания траектории стыка с угловым опиранием,
направляющие следящие ролики – для отслеживания кареткой наружного края детали, например, при сварке стыковых швов,
направляющие ролики – для отслеживания кареткой гибкой направляющей,
держатель второй сварочной горелки – обеспечивает одновременную установку двух сварочных горелок,
удлинённый держатель горелки – позволяет установить горелку на большом расстоянии от каретки для сварки труднодоступных швов.
панель управления Gecko
регулируемые упорные ролики
направляющие следящие ролики
направляющие ролики для гибкой направляющей
держатель второй сварочной горелки
удлинённый держатель горелки
каретка Gecko – сварка двумя сварочными горелками
каретка Gecko – отслеживание с угловым опиранием
каретка Gecko – отслеживание с гибкой направляющей
Каретку Gecko можно также использовать для сварки стыковых или тавровых швов на изделиях криволинейной формы – ёмкостях или секциях корпуса судна. Для этого используют временную приварную планку или направляющую траектории, которая устанавливается на конструкции магнитными креплениями. На каретке устанавливают направляющие ролики, которые захватывают направляющую и обеспечивают перемещение каретки по траектории стыка. Направляющие имеют длину 1850 мм и могут быть соединены между собой быстро и надёжно. Они обеспечивают работу с обечайками с минимальными внешним и внутренним радиусами 1000 мм и 1250 мм соответственно. Таким образом, с помощью каретки Gecko можно производить сварку наружной обшивки объёмных секций или блоков корпуса судна и монтажных стыков корпуса на стапеле.
К дополнительным преимуществам каретки Gecko можно отнести возможность использования её для газокислородной резки. Также имеются два специальных исполнения:
Gecko HS: каретка с увеличенной скоростью перемещения (до 1800 мм/мин), которая может также использоваться для плазменной резки,
Gecko battery: аккумуляторная версия каретки, которая может использоваться при работе на монтажных площадках в случае отсутствия электрической сети питания или в замкнутых помещениях, которые по каким-то причинам необходимо держать закрытыми.
Сварочная каретка Lizard
Сварочная каретка Lizard / Интертехприбор
Сварочная каретка Lizard по конструкции похожа на каретку Gecko, единственным отличием оказывается уменьшенный до 75 мм вылет упорных роликов и несколько большая скорость при перемещении по горизонтальной поверхности – до 1200 мм/мин. Существенными отличиями являются более сложная система управления и возможность установки блока колебаний горелки.
Система управления позволяет выполнять прерывистые швы, программируя длину короткого шва, расстояние между короткими швами (пропуски сварки) и переключая привод на повышенную скорость перемещения во время пропусков сварки. Кроме того, может быть настроен режим сварки обратноступенчатым методом. Настройка осуществляется специальными энкодерами, работающими как функциональные кнопки. Блок управления каретки имеет систему программирования и энергонезависимую память на 40 режимов сварки. Это позволяет расширить сферу применения каретки и использовать её для сварки лёгких панелей с прерывистыми швами набора или для постановки прихваток на толстолистовых конструкциях.
Дополнительный блок колебаний является генератором колебаний углового (маятникого) типа и позволяет производить сварку с поперечными перемещениями горелки с максимальным углом 11°, амплитудой 2-30 мм и частотой от 12 до 115 циклов в минуту. Задержка в крайних левой и правой точках стыка регулируется в пределах от 0 до 3 секунд.
Дополнительные приспособления для каретки Lizard такие же, как и для Gecko.
панель управления Lizard
каретка Lizard – сварка двумя сварочными горелками
каретка Lizard – отслеживание с гибкой направляющей
Сварочная каретка Rail Bull
Сварочная каретка Rail Bull / Интертехприбор
Каретка Rail Bull, как понятно из названия, не имеет колёс с подмагничиванием и перемещается по направляющим рельсам, закреплённым на свариваемой конструкции.
Направляющие двух типов – жёсткие и гибкие – поставляются сегментами по 2 м и соединяются между собой подкладочными пластинами; соединение обеспечивает прямолинейность перемещения каретки. На нижнюю поверхность направляющих устанавливаются сдвоенные магнитные крепления с постоянными отключаемыми магнитами для установки на свариваемую конструкцию. Конструкция соединений сегментов направляющих позволяет устанавливать их на криволинейные поверхности с минимальным радиусом 5 м. Центральный гребень направляющих имеет зубчатую рейку, на которую входит в зацепление ведущая шестерня привода каретки, обеспечивая тяговое усилие в 350 Н в горизонтальном положении и 150 Н
Установка сварочной горелки так же, как и на других каретках Promotech, в держателе на крестовом суппорте с регулировками «влево/вправо» и «вверх/вниз» 35 мм.
Каретка Rail Bull оборудована встроенным блоком колебаний линейного типа, обеспечивающим два типа траектории – треугольные и трапецеидальные. Амплитуда колебаний до 50 мм, регулируемая скорость 0 - 1500 мм/мин, задержка в крайних левой и правой точках стыка регулируется в пределах от 0 до 5 секунд.
Каретка Rail Bull может использоваться также для строжки (газовой или воздушно-дуговой) корня шва. Таким образом, можно определить основное назначение каретки в судостроении – сварка монтажных стыков корпуса в стапельном производстве и широкий спектр работ в судоремонте.
соединение сегментов направляющих
установка магнитных креплений
каретка Rail Bull – установка сварочной горелки
каретка Rail Bull – сварка стыкового шва в нижнем положении
каретка Rail Bull – сварка стыкового шва в горизонтальном положении
каретка Rail Bull – сварка стыкового шва в вертикальном положении
каретка Rail Bull – траектории колебаний горелки
Самоходная каретка Dragon
Самоходная каретка Dragon / Интертехприбор
Эта каретка скорее относится к типу переносных машин термической резки, но также может использоваться и для дуговой сварки. Каретка перемещается по лёгким направляющим рельсам, которые можно соединять между собой для обработки деталей большой длины.
Конструктивно Dragon сделан по классической для подобных машин схеме и позволяет производить как разделительную резку одним или двумя газокислородными резаками (вырезка полос), так и резку скоса кромки с углом до 45°, в том числе с одновременной отрезкой. Как и прочие переносные машины термической резки Dragon может выполнять вырезку отверстий. Скорость стандартной каретки регулируется до 1500 мм/мин, версия Dragon HS имеет увеличенную скорость до 1800 мм/мин и может использоваться для плазменной резки. Перемещается каретка непосредственно по детали с отслеживанием края листа следящими роликами или по рельсовым направляющим длиной 1830 мм, соединяющихся между собой.
Резка скоса кромки может производиться с очень точной установкой угла скоса при применении прецизионных держателей горелки. Несколько типов держателей горелки позволяют быстро установить горелку в удобное для резки положение и настроить расстояние от среза сопла горелки до детали.
Для удобства подключения газовых шлангов предусмотрены несколько видов газовых коллекторов (газораспределителей) с метрической и дюймовой резьбой; некоторые коллекторы имеют рычажные отсечные клапаны для быстрого прекращения подачи газа в случае перерыва в работе или аварийной ситуации. Газовые коллекторы с дюймовой резьбой сделали каретку Dragon популярной на американском рынке.
По результатам краткого анализа самоходных сварочных кареток, выпускаемых компанией Promotech, можно сделать вывод о возможности их применения в судостроительной и судоремонтной промышленности на всех этапах корпусного производства:
Термическая (газокислородная и плазменная) резка отдельных деталей в заготовительном производстве;
Приварка набора на плоских и полуобъемных секциях;
Сварка монтажных стыков корпусных блоков;
Сварка монтажных стыков корпуса на стапеле.
В ситуации, с которой сталкиваются многие (особенно небольшие) предприятия, незаменимым становится применение «малой» автоматизации. Если на предприятии в достаточной степени освоена полуавтоматическая сварка в защитных газах с получением необходимого качества сварных швов, то использование сварочных кареток может принести даже более ощутимый результат, чем внедрение сварки под флюсом с использованием сварочных тракторов. Ко всему прочему, внедрение кареток потребует меньших инвестиций и меньшего времени:
стоимость сварочных кареток ниже, чем у тракторов для сварки под флюсом,
используются те же сварочные материалы (проволока и газы), не увеличивается номенклатура закупок,
не нужно приобретать дополнительное оборудование для прокалки флюса и оборудовать помещение для его хранения,
нет необходимости в изменении общего технологического процесса (новые типы разделки кромок и т.д.),
нет необходимости в обучении сварщиков новому методу сварки, не требуется проводить дополнительную аттестацию или сертификацию.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+