Мы продолжаем серию обзорных статей о современном состоянии сварочного производства в отечественном судостроении. Сегодня речь пойдет о импортозамещении.
Со сварочным оборудованием все более-менее понятно – при всем уважении к отечественной технике полностью заместить иностранное сварочное оборудование в ближайшее время вряд ли получится, с этим согласны практически все специалисты. Тогда как со сварочными материалами не всё так однозначно.
И санкции, и прежде всего повышение цен на европейские материалы, подтолкнули промышленность обратить внимание на отечественных производителей. Но готовы ли последние к такому "интересу", готовы ли предложить аналогичный по качеству продукт?
Мы обратились к главным сварщикам трех ближайших к нам судостроительных заводов, чтобы выяснить какими же сварочными материалами они пользуются сейчас, работают ли с отечественной продукцией?
Главный сварщик Выборгского судостроительного завода Сергей Шкодинский:
Сейчас мы пользуемся следующими видами материалов:
Сварочная порошковая проволока ESAB (Китай), Lincoln Electric (Китай), Hyundai (Ю. Корея), Kobelco (Голландия);
Сварочная проволока сплошного сечения (Россия);
Сварочный флюс ESAB (Россия);
Сварочные электроды (Россия);
Электроды угольные (Китай);
Подкладки керамические (Китай).
?
Выборгский судостроительный завод. Сварочное оборудование / Корабел.ру
В последнее время цены на все материалы, в том числе российские, существенно выросли, что привело к финансовым затруднениям. Вообще, что касается отечественных материалов, то порошковых проволок в России не производится. По остальным материалам, где возможно, привлекаются поставщики из России, если они могут предложить конкурентное качество по конкурентной цене.
Главный сварщик Балтийского завода Максим Истомин:
Сейчас в своей работе мы пользуемся следующими сварочными материалами:
Kobelco;
ESAB;
Hyundai.
Из-за повышения цен на зарубежные сварочные материалы нам стало дороже строить суда, следовательно, стала выше цена ошибки в расчетах сварочных материалов. Что касается материалов российских производителей, то под наши задачи, к сожалению, предложений на рынке нет, поскольку существует лишь две марки отечественной порошковой проволоки: 48ПП8-Н – неудовлетворительного качества, поэтому нигде в отрасли сегодня она не применяется, и ПП-СВП-1, которая представляет собой перепакованный австрийский "Штайн", по цене, превышающий стоимость всех перечисленных выше проволок. Использование проволоки марки ПП-СВП-1 актуально лишь для военных заказов, где обязательно требуется одобрение сварочных материалов МВК. Для гражданских – такого требования нет, и мы можем использовать сварочные материалы, одобренные РМРС и имеющие оптимальное соотношение цены и качества под наши задачи.
Главный сварщик Северной верфи Вячеслав Иванов:
Материалы на заказах спецсудостроения (для Минобороны) мы используем только отечественного производства, кроме керамических подкладок – их в России не производят и проволоки, диаметром 1,2 мм для полуавтоматической сварки АМГ-сплава. На коммерческих заказах применяем импортные сварочные материалы, наравне с отечественными. Повышение цен на европейские материалы на нашу работу, конечно, повлияло, поэтому сейчас начинаем "смотреть" в сторону южнокорейских и китайских производителей. Я считаю, что полностью перейти на российские материалы проблематично, так как за последние 20-30 лет ничего качественного, к большому сожалению, у них не появилось. Тогда как Запад и азиатские партнеры ушли далеко вперед.
Балтийский завод / Корабел.ру
Для иллюстрации ниже приводим порядок цен на самую распространенную в судостроении сварочную проволоку сплошного сечения марки Св08Г2С-О и ее зарубежных аналогов:
d, мм
ESAB
ОК Autrod 12.50 (Чехия)
(катушка 18 кг) (руб/кг)
Череповецкий завод сварочных материалов (Россия)
Св08Г2С-О
катушка 15 кг (руб/кг)
0,8
123
93
77
1
108
79
73
1,2
105
72
64
Прайс-листы на все проволоки взяты с сайтов компаний-посредников, поэтому цены могут быть несколько завышены. Но разница между стоимостью иностранных материалов и отечественных есть, пусть и не такая существенная.
Мы попросили прокомментировать ситуацию с отечественными сварочными материалами регионального менеджера по системе качества и оптимизации производства "ЭСАБ" Олега Бублика.
"Порошковые сварочные проволоки в России никто не делает. Проблема не столько в технологии, оборудование можно было бы приобрести и на вторичном рынке, сколько в сырье: в ленте и в мелких порошках. Всё это в России пока не водится.
Но так ли уж много идёт на сварку именно порошковой проволоки? Не думаю. Основной объём – это сплошная проволока. И здесь подавляющее количество Св08Г2С и Св08ГС. Проволоку по ГОСТу выпускает довольно много производителей. Сырья для более интересных проволок (в том числе из линейки "ЭСАБ") пока не найти. Сейчас мы как раз этим и занимаемся - в Тюмени в этом году мы должны запустить проволочное производство.
Что касается электродов, полагаю, что заводы "ЭСАБ" в России способны выпускать почти всю импортную номенклатуру. Конечно, есть корпоративное разделение труда, и высший менеджмент не хочет посадить тот же шведский завод "на сухой паёк". И всё же высшая цель – выпускать электроды, сравнимые с импортными аналогами из отечественного сырья.
Ещё раз вернусь к теме сырья, с которым не всё так просто. Например, на электродный сердечник особо чистую проволоку найти не так просто. А скорее - просто не найти. Ферросплавы, хоть и есть на Урале, но сырья много идёт китайского производства.
И вот ещё показательный материал — рутил. При наличии в России месторождений, горно-обогатительных комбинатов построено не было. Понятное дело - все берут украинский рутил, учитывая сложившуюся ситуацию, но что дальше?"
Балтийский завод / Корабел.ру
Олег Владимирович уделил большее внимание порошковым и другим "интересным" проволокам. Но стандартные проволоки сплошного сечения марок Св08Г2С и Св08ГС – основные материалы, которыми пользуются российские судостроители – неужели мы разучились их производить? Ведь, и отечественные, и иностранные проволоки имеют одобрение РС. То есть качество их соответствует требованиям классификационных обществ и допускается к использованию.
С этим вопросом мы обратились в Регистр судоходства и получили следующий комментарий. Отвечает старший эксперт отдела технического наблюдения в промышленности Михаил Павлов:
"Признание РС имеют около двадцати отечественных и пятидесяти иностранных производителей сварочных материалов. Отечественные производители в основном изготавливают электроды и проволоки сплошного сечения. Говорить о превосходстве импортных сварочных материалов над российскими некорректно.
Потребители сварочных материалов, делая свой выбор, руководствуются не только свойствами, которыми будет обладать сварное соединение, но и целым рядом иных факторов: сварочно-технологическими свойствами, производительностью процесса, особенностями применяемого сварочного оборудования, экономической целесообразностью. И поскольку в России определенные типы материалов не производятся, выбор делается в пользу импортных материалов.
Требования Правил РС к сварочным материалам, их изготовителям, порядку освидетельствования гармонизированы с международными нормами и требованиями. Требования одинаковы как для отечественных, так и для иностранных производителей. Каждый сварочный материал, имеющий одобрение РС, обеспечивает свойства сварного соединения в соответствии с присвоенной ему категорией".
Ответ получился невнятный – полной ясности картины от Регистра Судоходства добиться не удалось. Получается, что одобрение РС получают некачественные материалы? Либо одобрение РС на отечественные сварочные проволоки и одобрение РС на зарубежные проволоки – они отличаются?
Чтобы прояснить вопрос мы обратились в научные центры, которые напрямую имеют отношение к сварке в судостроении – ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" и ФГУП "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей". К большому сожалению ответа от ЦТСС мы так и не дождались, "Прометей" напротив — предоставил обстоятельный комментарий.
Рассказывает заместитель начальника НПК по сварке Александр Баранов:
"В целом, мнения, изложенные главными сварщиками судостроительных предприятий отражают их личный опыт, применяемые технологии и текущую ситуацию данных предприятий. Обобщать их на все отечественное судостроение в целом не совсем корректно. В части претензий судостроителей к качеству или недостаточному объему выпуска отечественных сварочных материалов, стоит отметить, что данные проблемы являются следствием следующих предпосылок:
промышленное производство сварочных порошковых проволок в России отсутствует;
в России, а ранее - в СССР отсутствует специализированное производство компонентов, используемых в сварочных материалах (минерального сырья, ферросплавов, ленты);
многие месторождения минерального сырья, использовавшегося в производстве сварочных материалов, истощены, а разведка и разработка новых не ведется;
ряд крупных отечественных производителей сварочных материалов приобретены зарубежными организациями и закрыты с целью снижения конкуренции;
трудность привлечения заемных средств для обновления парка оборудования, которое в России практически не производится.
Следует также учитывать, что стоимость сварочного оборудования и материалов, несмотря на резкое удорожание зарубежных товаров, занимает небольшую долю в стоимости конструкции.
Также стоит отметить удорожание не только, собственно, зарубежного сварочного оборудования, но и его обслуживания с заменой расходных частей. По нашему мнению, отечественные производители при условии наличия доступного кредитования для обеспечения достаточного количества средств, расходуемых на своевременную закупку комплектующих и проведение конструкторских разработок, имеют возможность обеспечивать потребности промышленности в современном сварочном оборудовании.
Освоение производства различного рода расходных материалов, таких как керамические подкладки и вольфрамовые прутки, не уступающих по качеству зарубежным аналогам, также возможно, но требует поддержки и координационной деятельности со стороны ОСК и Минпромторга.
Очевидно, что на данный момент экономическая ситуация сказалась на работе только тех предприятий, которые используют в своей работе иностранные сварочные материалы, т.к. влияние удорожания сварочного оборудования на сварочное производство несколько сдвинуто по времени относительно момента ухудшения экономической ситуации (обновление парка оборудования проводится, как правило, раз в 3-4 года).
Предприятия, изготавливающие сварочные материалы с применением зарубежного сырья или сварочное оборудование с применением зарубежной компонентной базы вынуждены либо поднимать цену на конечную продукцию, либо снижать норму прибыли вследствие снижения курса рубля к доллару и евро.
В качестве предпочтительного пути решения проблем с обеспечением сварочного производства судостроения материалами и оборудованием целесообразно незамедлительно принять все возможные меры к импортозамещению путем стимулирования имеющихся отечественных производителей к расширению и модернизации производства и оказания им соответствующей помощи; организации специализированного производства ферросплавов для нужд сварочного производства, добычи и обработки специфического минерального сырья. Также целесообразно развитие отечественной электротехнической компонентной базы, что неизбежно окажет положительное влияние на ряд смежных отраслей промышленности.
Как временную меру можно рассматривать использование продукции азиатских производителей, но при условии постоянного и всестороннего контроля за ее качеством. Положительное влияние на ситуацию со снабжением производителей сварочных материалов отечественным рудоминеральным сырьем должна оказать работа ФГУП "ЦНИИ "КМ "Прометей" по постоянному мониторингу его качества и определения пригодности для использования в составе электродов, порошковых проволок и флюсов. Данная работа может быть реализована в рамках финансируемых из средств госбюджета проектов при условии наделения "ЦНИИ КМ "Прометей" соответствующими полномочиями для отбора проб материалов у производителей сырья.
Для подтверждения качества сварочных материалов целесообразно обязать предприятия-производители проходить аттестацию своей продукции для применения в ОПК. Аттестующий орган может быть сформирован на базе "ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей".
Из всего вышесказанного ясно, что, несмотря на разговоры о том, что кризис является стимулом для развития отечественной промышленности, на деле всё иначе. Даже, в такой простой и понятной технологической операции, как сварка, где советские и российские специалисты всегда занимали лидирующие позиции, где нашими соотечественниками изобретено большое количество методов работы, уже только своими силами не обойтись. На этот факт не стоит закрывать глаза.
Потом, сварка – это не только судостроение, это, прежде всего, строительство, машиностроение, станкостроение и другие сферы промышленности. Где вот так просто взять и "импортозаместить" иностранное оборудование вряд ли получится.
#Кислицин Андрей Владимирович 01.04.2015, 07:48был в СССР институт Патона, да и тот в Киеве. Из написанного можно сделать вывод, что отечественных сварочных материалов нам не дождаться.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+