Продолжая плавание, судоводитель должен быть уверен в безопасности своего судна.
Морские карты дают наглядное представление о навигационных особенностях, изображенных на них водных районах и прилегающих к ним участков суши. Основное назначение морских карт—графическое решение задач судовождения. Совокупность графических работ, производимых па морской карте для обеспечения безопасности судовождения, называется прокладкой, которая является одним из основных видов решения повседневных штурманских задач на морской карте. Выйдя из порта в открытое море, судно ложится на свой курс. Продолжая плавание, судоводитель должен быть уверен в безопасности своего судна, для чего ему необходимо знать точное место судна на карте. При плавании вблизи берегов относительно небольшие глубины и наличие подводных и надводных опасностей требуют от судоводителя особого внимания к ведению прокладки пути судна.
Поэтому при плавании в пределах видимости берега необходимо непрерывно следить за перемещением судна и тщательно вести прокладку пути судна.
Прокладка ведется при помощи прокладочного инструмента: транспортира, параллельной линейки, циркуля. При плавании вблизи берегов судоводитель обязан постоянно производить определения, или обсервации1, места судна по береговым предметам. Обсервованное место судна определяется точкой пересечения двух или более линий, которые называются линиями положения2. Линиями положения чаще всего бывают пеленги береговых предметов. Для определения места судна достаточно иметь две линии положения. Однако во всех случаях, когда представляется возможность, следует определять место судна по трем (и более) линиям положения (пеленгам), так как третий пеленг будет как бы контрольным, свидетельствующим о точности определения.

При выборе объектов для пеленгования необходимо, чтобы углы между первым и вторым объектами и между вторым и третьим были бы не меньше 30 и не больше 150°, так как чем меньше угол пересечения, тем больше будет ошибка в обсервованном месте, которая увеличивается за счет того, что трудно выделить точку пересечения.
Наиболее точными будут определения в случае, если угол между объектами близок к 90°. Начинать пеленговать следует с предмета, который ближе расположен к диаметральной плоскости судна (его пеленг меняется медленнее), а в ночное время первым пеленгуют маяк, огонь которого хуже виден.
Полученные значения пеленгов способом, описанным ранее, прокладывают на карте (рис. 46). Пересечение пеленгов даст точку — место судна. Однако на практике вследствие ошибок при взятии пеленгов и при прокладке их на карте, а также неверной поправки компаса три линии пеленгов в большинстве случаев в одной точке не пересекаются, на а образуют треугольник, называемый треугольником погрешности.
При сторонах треугольника погрешности, не превышающих 0,5 мили, место судна принимают в центре треугольника. Полученное обсервованное место судна обозначают кружочком с точкой в центре.
Большие размеры треугольника свидетельствуют о наличии значительных ошибок. Определение места судна по трем пеленгам является наиболее точным способом навигационных определений.

Определение
места судна по двум пеленгам производится так же, как и по трем. Однако в этом случае отсутствие третьей линии положения не позволяет проконтролировать надежность полученного обсервованного места судна.
Определение места судна по двум расстояниям. С помощью РЛС, дальномера или каким-либо другим способом измеряют расстояние до двух предметов. Затем с боковой рамки карты снимают циркулем измеренные расстояния D1 и D2 и проводят дуги окружностей с центрами А и В в местах нахождения объектов наблюдения на карте . Точка пересечения дуг будет местом судна. Окружности пересекутся в двух точках, однако счислимое место или хотя бы приближенный пеленг позволят легко определить нужную точку, которая и будет обсервованным местом судна. С помощью РЛС этим способом определения можно пользоваться в условиях плохой видимости.
Определение места судна по пеленгу и расстоянию. Если с судна наблюдается только один предмет, то определение места можно сделать по пеленгу и расстоянию до него. В этом случае по компасу берется пеленг наблюдаемого предмета, который прокладывается на карте. Сразу же измеряют по РЛС расстояние, которое откладывают на линии пеленга . Определение места судна по крюйс-пеленгу. Определение места способом крюйс-пеленга производится тогда, когда с судна виден только один предмет, измерить расстояние до которого невозможно по каким-либо причинам. Сущность этого метода заключается в том, что наблюдаемый предмет пеленгуют несколько раз через определенные промежутки времени.
Пусть в какой-то момент взят пеленг П1 маяка А, а через некоторый промежуток времени получен пеленг П2 того же предмета . За это время судно, следуя каким-то определенным курсом, прошло по лагу расстояние Sл.

Дальнейшее счисление пути судна ведут от этой точки. Место судна, определенное по крюйс-пеленгу, называется счислимо-обсервованным, так как обсервацию определяют взятые пеленги, а элементом счисления является отсчет лага. Такое определение, конечно, менее надежно, чем обсервованное. Счислимо-обсервованное место обозначается на карте треугольником с точкой посередине.
1 Определение места судна по наблюдениям береговых предметов, радиомаяков, радионавигационных систем или небесных светил.
2 Геометрическое место точек, отвечающих результатам произведенного наблюдения.