В условиях жестких ограничений из-за пандемии Covid-19, большинство даже крупнейших портов мира оказались неспособными справиться с проходящими через них контейнерными грузопотоками.
Результатом стало возникновение гигантских очередей на рейдах, а штрафы за простои и задержки только за первое полугодие 2021г по сравнению с аналогичным периодом 2020-го почти удвоились.
Из-за этого согласно подсчетам экспертов Container xChange для двадцати крупнейших портов мира, с начала текущего года перевалка одного контейнера в среднем подорожала более чем на $600.
Дополнительным фактором риска при сложившихся обстоятельствах является неготовность портов к приему и обслуживанию суперконтейнеровозов (ULCV), которые уже работают на международных линиях мультимодальных перевозок и продолжают сходить со стапелей.
Если первые контейнеровозы представляли собой специализированные суда переделанные, преимущественно из танкеров или балкеров и были рассчитаны на прием не более 1000 TEU, то за последующие 50 лет их грузоподъемность выросла почти на 1500%!
Как отмечает руководство Южно-африканской Ассоциации экспедиторов (SAAFF), только за последнее десятилетие этот показатель увеличился более чем в два раза. Например, такие гиганты как COSCO Shipping Universe OOCL Hong Kong, Madrid Maersk при длине до 400м, ширине 48-58м и почти 16-метровой осадке вмещают по 20 000 ТЕU каждый. В ближайшие же годы ожидается передача заказчикам таких же и еще более крупных судов.
Рынок безжалостно требует все больше и при этом более крупных судов, на которые можно загрузить все большее число контейнеров – только таким образом судовладельцы могут надеяться победить в конкурентной борьбе за грузопотоки. Судостроители приветствуют увеличение количества и стоимости новых высокотехнологичных заказов, а вот портам дальнейшее быстрое пополнение флота супер-контейнеровозов обещает дополнительную головную боль.
В дополнение к значительному увеличению причального фронта и соответствующему наращиванию погрузочно-разгрузочных мощностей, прием подобных судов требует оперативного проведения масштабных дноуглубительных работ. А значит, на фоне проседания мировой экономики из-за пандемии Covid-19, порты вынуждены будут искать источники инвестиций для оплаты этих дорогостоящих операций.
Впрочем, в своих опасениях портовики не одиноки: не меньшую тревогу все возрастающие размеры контейнеровозов вызывают и у операторов основных трансконтинентальных мировых каналов. Так, на Суэцком канале свежа недобрая память о контейнеровозе Ever Given, который в марте 2021-го заблокировал судовой ход почти на шесть суток. Что же касается Панамского канала, то он уже оказывается непроходным для наиболее крупных ULCV, включая супер-контейнеровозы класса Megamax-24.