Судовые радиолокационные станции: Что есть, что будет, что нужно?

Радиолокационные станции давно стали привычными в интерьере рулевых рубок. В советское время на отечественные суда устанавливались приборы, сделанные в нашей стране, потом их место заняла импортная аппаратура. Не так давно ситуация вновь изменилась, появился термин "импортозамещение". С 2022 года вопрос о производстве судовых радаров в России еще более обострился. Какие изменения претерпел отечественный рынок РЛС за два года и велика ли сегодня конкуренция со стороны азиатских компаний, — эти вопросы мы адресовали руководителям двух известных разработчиков и производителей радиолокационных станций — Группы компаний "Маринэк" и "Концерна "Гранит-Электрон".

Алексей Мягков
РЛС
РЛС "МИРАН" на судне / Фото: ООО "Маринэк"

Пономарев И.Б., генеральный директор, АО "Концерн "Гранит-Электрон"

Наш более чем столетний опыт проектирования и создания сложной радиоэлектронной техники позволяет отслеживать и анализировать тенденции развития отечественной радиолокационной техники, с тем чтобы не только соответствовать современным требованиям, но и превосходить конкурентов. Безусловно рынок РЛС за последние пару лет изменился, ушли зарубежные производители, соответственно, спрос на отечественную технику существенно возрос.

 

Наша гражданская техника создана на основе уникальных военных технологий, включая и алгоритмы, и программные продукты. Это позволяет обеспечить нашим гражданским РЛС отличные рабочие характеристики, превосходящие параметры иностранных аналогов.

 

Иванов А. Н., ГК "Маринэк"

Иванов А. Н., ГК
Иванов А. Н., ГК "Маринэк" / Фото: ГК "Маринэк"

С 2022 года российский рынок РЛС не претерпел значительных изменений. По большей части это обусловлено тем, что многие заказчики, в том числе государственные, до сих пор предпочитают американскую, европейскую и японскую продукцию, при том, что в России производится собственное оборудование. Сложившаяся ситуация тревожит тем, что вырученные иностранными компаниями средства косвенно помогают недружественным странам, а многие заказчики отдают предпочтение зарубежной продукции, прикрываясь бюрократическими требованиями и аргументами о невозможности изменить сложившийся порядок без одобрения вышестоящего начальства.

 

Мы уже неоднократно обращали внимание государственных органов и общественности на ситуацию. Нельзя забывать о том, что мы работаем в отрасли, которая приносит реальную прибыль, а государство стимулирует отечественное производство. Недавно первый вице-премьер Денис Мантуров вновь подтвердил, что приоритетным остается замещение критических позиций судового оборудования. 

 

Что касается конкуренции со стороны китайских компаний, то она велика. Радары из Поднебесной на нашем рынке занимают доминирующее положение. Неизменно большой остается и доля японских РЛС. И пока сложившаяся ситуация особо не меняется.

 

Соответствует ли номенклатура ваших радаров требованиям, предъявляемым ко всем судам в зависимости от валовой вместимости или компания специализируется на изготовлении РЛС для определенных типов судов?

 

Андрей Иванов, "Маринэк"
Учитывая, что группа компаний "Маринэк" работает, опираясь на собственные разработки и силы, объять весь рынок мы пока не можем, поэтому предлагаем РЛС для судов малого и среднего тоннажа. Однако, в ближайшее время в кооперации с партнерами планируется выпуск линейки радаров и для крупнотоннажного флота. 

 

Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Наша аппаратура сертифицирована Российским морским регистром судоходства, поэтому соответствует этим требованиям. Мы разрабатываем радиолокационные станции как для кораблей с большим тоннажем, так и для малых судов, адаптированные к разным условиям установки и эксплуатации (тропики, Арктика). Антенный ряд включает несколько модификаций от 3 до 21 фута, с параметрами, удовлетворяющими требованиям к РЛС систем управления движением судов (СУДС). Они могут устанавливаться как на берегу и работать в системах управления движением судов, так и непосредственно на суда или морские платформы для обеспечения навигации.

 

Коболов С.С., заместитель генерального директора по разработке продукции военного и гражданского назначения – директор научного конструкторского центра АО "НПП "Салют"

Разрабатываемая номенклатура радаров соответствует требованиям для судов различной валовой вместимости – менее 500 рег.т., менее 10 000 рег.т, 10 000 и более рег.т.

Производство электронной аппаратуры
Производство электронной аппаратуры "Маринэк" / Фото: ООО "Маринэк"

Какие РЛС включает ваш портфель для гражданского флота? Производите ли вы радары для маломерных судов? 

 

Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Это береговая РЛС "Океан-100" для оперативного контроля за движением судов в различных условиях и освещения надводной обстановки, включая арктическое побережье. Ее уникальность состоит в максимальной длине антенны (до 21 фута) для радаров такого класса, в высокотехнологичном изготовлении излучателя антенны и в наличии 12 модификаций РЛС, что позволяет удовлетворить потребности любого заказчика в зависимости от категории СУДС.

Ведется разработка РЛС "Терса" для обеспечения безопасного плавания судов по рекам и закрытым водоёмам. Её характеристики вполне соответствуют современным требованиям для оборудования этого типа. Более того, "Терса"" превосходит по возможностям современные японские станции FURUNO, JRC и т.д. Она может сопровождать большее количество объектов, минимальная дальность обнаружения составляет у "Терсы" 15 м, а у остальных аналогов – не менее 25 м. Общая дальность обзора – 40 км, мелких объектов с чётким "прорисовыванием" судов, берегов, буев – 5-6 км, а дальше "видеть" чисто речной РЛС и не нужно. 

 

Разработана высокоширотная когерентная радиолокационная станция Parad 6X. Её преимуществом является энергоэффективность, автономность, высокий ресурс работы, что позволяет использовать станцию по специальному назначению. Это контроль воздушного, морского, ледового и сухопутного приграничного пространства в целях охраны государственной границы и особо охраняемых объектов и территорий, военных баз, портов. И ещё важно отметить, что Parad 6X может передавать навигационную информацию на расстоянии другому аналогичному радару.

 

Для обеспечения судоходства в арктическом регионе у нас созданы автономные РЛС, не требующие постоянного присутствия персонала. Они способны отслеживать навигационную обстановку на всём протяжении Северного морского пути. Присутствие специалистов для текущей проверки аппаратуры требуется не более одного раза в полгода.

 

Сергей Коблов, "НПП "Салют"

В настоящий момент в рамках субсидии для гражданского флота разрабатывается типоряд навигационных РЛС "МСР-Х". Он включает следующие модели: МСР-Х-0.12Т-48-4-21.3С; МСР-Х-0.12Т-24-8-21.3С; МСР-Х-12М-48-4-21.3 С, МСР-Х-12М-24-8-21.3С, они отличаются типами приемо-передающего модуля и длиной антенны. Для маломерных судов модельный ряд "МСР-Х" не предназначен, но в дальнейшем планируется его расширение.

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

Компания производит судовое оборудование, в том числе и РЛС, под собственным запатентованным брендом "МИРАН". В линейке продукции представлены РЛС "МИРАН" с диагональю экрана 19", а также РЛС "МФД МИРАН" с диагональю 12", которые являются незаменимыми помощниками в навигации. РЛС 12-ой серии устанавливаются на судах внутреннего (вместимостью до 1600 регистровых тонн), а также прибрежного морского плавания (вместимостью до 500 регистровых тонн). Оборудование 19-ой серии предназначено для судов внутреннего и смешанного плавания вместимостью до 10 тыс. регистровых тонн.

 

Продукция "МИРАН" отличается высоким уровнем производительности, скоростью и качеством отображения данных радара на дисплеях. А технология обработки цифрового сигнала позволяет оперативно и без задержек выводить на экран всю информацию. 

 

Также группа компаний "Маринэк" производит РЛС и для маломерных судов. Так, "МИРАН МФД" 8 и 12 способны быстро определять местоположение плавсредств и устойчивы к неблагоприятным условиям окружающей среды. "МФД" можно применять в качестве навигационного оборудования на различных маломерных судах, использовать для сбора гидрографической информации. 

 

Вновь не могу не отметить, что, к сожалению, несмотря на то, что на рынке есть и продолжает появляться новое качественное российское оборудование, некоторые госструктуры, по нашим данным, продолжают устанавливать на свои суда зарубежные радары.

 

Имеют ли ваши радары сертификаты РМРС или РКО?

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

 

Да, наша продукция одобрена РКО. Более того, в ближайшее время РЛС из линейки 19" и 12" получат сертификат РМРС. 

РЛС-19 / Фото: ООО
РЛС-19 / Фото: ООО "Маринэк"

Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Радар Parad 6X имеет свидетельство РМРС в добровольной системе сертификации. А "Океан-100" свидетельство Минтранса РФ о возможности использования в СУДС. 

 

Сергей Коболов, "НПП "Салют"

В соответствии с соглашениями с МПТ РФ планируется получить сертификат РМРС к 2026 г. Сертификат РКО (РРР).

 

Ваши РЛС базируются на магнетронах или твердотельных модулях?

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

На магнетронах. Производство РЛС на твердотельных модулях планируется начать в ближайшем будущем. Выпуск такой продукции требует больших вложений. Компания "Маринэк" использует для развития своей продуктовой линейки собственные средства, и без помощи государства для реализации планов потребуется больше времени. 

 

Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Модельный ряд включает в себя радары, построенные на разных технологиях приемопередатчика, как импульсных, так и твердотельных. 

 

Измайлов А. А., к.т.н., заместитель директора научного конструкторского центра по проектированию радиолокационных комплексов АО "НПП "Салют" 

НРЛС "МСР-Х" комплектуется как с магнетронным (импульсным), так и с твердотельным приемо-передающими модулями.

 

На какие дополнительные опции ваших РЛС стоит обратить внимание? Предусмотрен ли обогрев антенны? РЛС какого исполнения (стоечного, настольного, встраиваемого) вы выпускаете?

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

В первую очередь, на протоколы передачи данных. Мы переходим с особенных, индивидуальных протоколов на общие, а также на транспортные потоки, протоколы TCP/IP. Таким образом, мы делаем радары более сетевыми. Сейчас вместе с партнерами разрабатываем радар с российской картографической системой S-57, который будет отвечать современным требованиям как неотъемлемая часть РЛС. 

 

Сделать обогрев антенны не проблема с технической точки зрения. Обогрев антенны у нас предусмотрен. Мы в компании внимательно следим за программами развития Северного морского пути. И создание оборудования, способного работать в условиях пониженных и критичных температур одно из основных направлений нашей деятельности.

 

"Маринэк" выпускает РЛС во всех вышеперечисленных исполнениях стоечном, настольном и встраиваемом. Современный базис и широкая линейка компонентов и комплектующих позволяют без проблем выпускать продукцию для любого типа монтажа.

 

Алексей Измайлов, "НПП "Салют"

Наши радары могут быть оборудованы следующими дополнительными опциями: подогревом вращающегося соединения и подогревом радиопрозрачного обтекателя, защищающего антенный блок.

 

Каковы сроки поставки ваших РЛС? Как организовано сервисное обслуживание? 

 

Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Срок серийного изготовления и поставки аппаратуры составляет 12 месяцев, разработка – конечно, дольше, так как это сложная наукоемкая техника. Сервисное обслуживание происходит, как правило, на месте эксплуатации изделия. То есть, специалисты выезжают на объекты и созданные нами пункты технического обслуживания. 

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

Мы стараемся хранить РЛС в достаточном количестве на складе, чтобы организовать поставки в максимально сжатые сроки. А сервисное обслуживание осуществляется за счет нашей сети в Красноярске, Ростове-на-Дону, Астрахани, Нижнем Новгороде, Муроме и партнеров, представленных по всей России. 

 

Сергей Коблов, "НПП "Салют"

Срок поставки от шести месяцев. Обслуживание может проводиться как в любом из наших сервисных центров (Астрахань, Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург, Североморск, Севастополь, Зеленодольск), так и сотрудниками для выезда.

 

Техническая информация о зарубежных РЛС, как правило, размещается прямо на сайтах компаний-производителей. Практикуете ли вы подобный подход или проектировщикам потребуется делать запрос?

 

 Андрей Иванов, "Маринэк"

Мы максимально открыты для конструкторских бюро, конструкторов, сервисных компаний и заказчиков. На нашем сайте размещена вся информация, в том числе руководства по эксплуатации, установке, монтажу и настройке. Также периодически проводим обучение, в частности, для сервис-инженеров, пользователей и других заинтересованных лиц.  ГК "Маринэк" открыта к диалогу и взаимодействию, работает мобильно и гибко, стараясь соответствовать современным требованиям и действовать в соответствии с запросами рынка.

 

Сергей Коблов, "НПП "Салют"

В данный момент технические характеристики рассылаются потенциальным заказчикам, если вы хотите получить информацию об изделии, необходимо сделать запрос.  В дальнейшем технические характеристики всего модельного ряда будут размещены в свободном доступе. Это позволит заказчикам оценить потенциал и преимущества той или иной модели.

 

Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Да, на сайте предприятия размещена информация о наших изделиях с их функциональными возможностями и основными тактико-техническими характеристиками, в том числе на английском языке. 

 

Велика ли доля зарубежных компонентов в ваших приборах? 

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

К сожалению, пока велика, но мы движемся к постепенному сокращению иностранных компонентов. Однако без поддержки крупных партнеров и государства сделать это будет очень сложно. Нужна системная работа, которая потребует времени. Учитывая небольшие размеры рынка и большую долю иностранной продукции, заработать достаточную маржу и реинвестировать средства в собственную линейку дело непростое.


Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Реализуя программы правительства РФ по импортозамещению, проведению политики замены импортных элементов на отечественные, мы стремимся к снижению процента зарубежных компонентов в изделиях, кое-что пока приходится приобретать на доступных рынках.                                                                                                                                                

Алексей Измайлов, "НПП "Салют"

Доля зарубежных компонентов в составе наших РЛС будет соответствовать значениям, указанным в ПП РФ № 719.


Требуется ли вам поддержка для расширения номенклатуры и увеличения объемов выпуска РЛС? 

 

Андрей Иванов, "Маринэк"

Разумеется, поддержка государства нужна, и за ней мы обращаемся. К сожалению, предпочтение отдают компаниям, которые ранее помощью государства уже пользовались. Но на коммерческом рынке их не видно. Да, государство помогает компаниям, и я уверен, что ситуация вскоре изменится к лучшему, отрасль выйдет на активный рост и вернется на лидирующие позиции уже с отечественным оборудованием. 

 

Иван Жеребцов, АО "НПП "Салют"

Поддержка государства необходима. Для дальнейшего расширения типоряда НРЛС "МСР-Х" требуется увеличение объемов финансирования.


Игорь Пономарев, "Концерн "Гранит-Электрон"

Учитывая специальные возможности наших РЛС, а именно: точность, всепогодность, возможно расширение зарубежного рынка. Поддержка в плане продвижения нам нужна, конечно при этом мы и сами участвуем в профильных выставках юго-восточного региона и демонстрируем возможности нашей продукции.

 

Будем рады воспользоваться программами Минпромторга РФ и других ведомств по содействию в продвижении нашей продукции на высококонкурентные рынки гражданских РЛС в дружественных странах.

Материалы по теме:
"Концерн "Гранит-Электрон", АО Санкт-Петербург
+7(812)271-45-85
"Маринэк", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 309-39-15
"Научно-производственное предприятие "Салют", АО Москва
+7(495)672-48-59



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
За два года СПО "Арктика" в пять раз нарастило портфель заказов по сервисному обслуживанию кораблей и судов
21:00 , 13 Ноября 2024 / пресс-релизы