На вопросы отвечают представитель компании ООО "Сибирь" Андрей Дринберг, генеральный директор ООО "ИНЕЛКА" Юрий Манафов, руководитель проектов ООО "Велесгард" Юлия Трушакина.
– Как изменился рынок с февраля 2022 года?
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– Практически все иностранные компании ушли с российского рынка, что, с одной стороны, открыло новые возможности, с другой, могло привести к нехватке ЛКМ для отечественных судов и кораблей. Однако благодаря заводам, построенным иностранными компаниями, и оставшимся российским специалистам сейчас все потребности судостроения в лакокрасочных материалах закрыты. При этом качество российских ЛКМ на уровне лучших мировых аналогов.
Если говорить о сырье, то, к сожалению, зависимость от импортных компонентов велика. Это прежде всего связано с отсутствием в России производства эпоксидных смол, полиуретановых смол (алифатических изоцианатов), а также специальных функциональных добавок и современных биоцидов. Эти компоненты производятся в Китае, Индии и Турции.
Добавлю, что для полного обретения независимости от импорта необходима слаженная работа нескольких отраслей промышленности, а также реализация государственных программ по поддержке разработок и производства малотоннажной химии, возрождению других химических производств (прежде всего по производству компонентов). Такая работа ведётся, и мы думаем, что в обозримом будущем, в горизонте 5-10 лет, мы полностью преодолеем зависимость от импортных поставок.
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Рынок изменился радикально. Помимо его естественного освоения отечественными компаниями, которые находились в тени международных мастодонтов (Jotun, PPG и т.п.), на освободившееся место пришли малоизвестные турецкие, корейские, китайские компании. Лозунг про импортозамещение, возможно, вновь останется лозунгом для праздников и парадных отчетов. Будет ли в России построена современная химическая промышленность – вопрос не к производителям лакокрасочной продукции.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– Не возьмусь давать оценку всему рынку, но "Велесгард" чувствует себя хорошо и стабильно, заинтересован в расширении присутствия в сегменте судостроения. Наши производственные мощности на сегодня – 30 млн литров в год, покрытия полностью соответствуют требованиям судостроения, а в ряде случаев существенно превосходят аналоги. По ряду импортируемых компонентов мы обеспечены сырьём минимум на полгода.
– Какие продукты и решения вы предлагаете для судов высокого ледового класса (Arc4-Arc9)?
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– Наши разработки, покрытия "Эксидис" и "Эксидис Шиппинг", отлично подходят для судов высокого ледового класса. Состав показал свою эффективность во время эксплуатации на объектах, расположенных в зоне арктического шельфа, а также может наноситься под водой и при этом не терять своих свойств. Натурные испытания специальной противообрастающей эмали подводного нанесения были проведены в акватории Печорского моря. Эмаль не содержит органических растворителей и закиси меди, обладает эффектом водовытеснения, противообрастающими и антикоррозионными свойствами. В составе эмали использованы экологически полноценные биоциды, не содержащие ионов металлов. Покрытия выгодно отличаются по стоимости от зарубежных аналогов, при этом по техническим характеристикам не уступают им.
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Композиция эпоксидная ICEHARD. Помимо хороших эксплуатационных характеристик, продукт отличается высокими малярными свойствами: легко наносится (в том числе при низких температурах), толщина нестекающего слоя превышает 800 мкм. Технология нанесения стандартная – любым аппаратом безвоздушного нанесения.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– Мы предлагаем полный спектр покрытий для судов ледового класса. Наносятся стандартным оборудованием без привлечения дорогостоящих технологий. Подробно о перечне материалов и решений можно узнать непосредственно у наших специалистов, так как в рамках краткого обзора сложно дать исчерпывающий ответ.
– Почему арктические ЛКМ обходятся покупателю примерно на треть дороже, чем аналоги для теплых морей? Назовите приблизительный срок службы этих покрытий.
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– ЛКМ, применяемые в условиях Арктики, требуют большего расхода, чем аналоги для теплых морей, за счёт толщины слоя при нанесении. Также необходима дополнительная сертификация, а ещё – выше транспортные расходы и расходы на нанесение и контроль. Из-за этого растёт суммарная стоимость материала и сопутствующих услуг. Срок службы арктических ЛКМ зависит от ледовой обстановки и особенностей биоразнообразия конкретной акватории, но мы заявляем, что наша краска служит не менее 5 лет при условии правильного нанесения.
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Термин "арктические ЛКМ" отчасти маркетинговый, применяют его умышленно, в ответ на возрастание расходов, которые несут производители из-за сертификационных барьеров. Теплые моря – специфика не меньшая, если не большая, чем Арктика. Срок службы арктических покрытий определяется интенсивностью эксплуатации судна. Ведущие производители ЛКМ могут давать покрытия более высокого класса, но их умения и способности должны быть востребованы рынком.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– Арктическое исполнение защитного слоя АКЗ подразумевает толстослойные покрытия, в том числе некоторые покрытия работают как расходуемые. В целом, использование материалов для арктических широт влечёт за собой удорожание почти по всем основным статьям материальных затрат и комплектующих.
– Есть ли у компании планы по выходу на рынки других стран?
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– Выход на международный рынок является одной из целей нашей стратегии развития. Мы смотрим на рынки Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Проблема обрастания там стоит наиболее остро, как для судоходной отрасли, так и для морских нефтегазовых сооружений. К тому же этот рынок обладает большим потенциалом для реализации шельфовых нефтегазовых проектов.
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Такие планы у компании есть. Хотим импортировать новые интеллектуальные продукты.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– С 2012 г. мы работаем на международных проектах, а также являемся обладателями интернациональных отраслевых сертификатов. В нашем портфеле: железнодорожные мосты, нефтедобывающие платформы, трубопроводы (заглубленные в почву, в морскую воду).
– Планируете ли вы расширение производства: новые линии, новый ассортимент?
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– В данный момент мы разрабатываем уникальную краску на водной основе для внутренних помещений судов и кораблей, которая позволяет снимать статическое электричество (для судов из композитов и стеклопластика).
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Работа над новыми продуктами в ООО "ИНЕЛКА" никогда не останавливалась. Сейчас мы как никогда сконцентрированы на создании узкоспециализированных продуктов, важность которых трудно переоценить.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– В 2023 г. мы закончили двухлетнюю программу глобальной модернизации, существенно увеличили производственные мощности, обновили технологические линии. В ближайшее время закончится монтаж специальных линий для выпуска судовых шпатлёвок. На завершающей стадии работа с рядом заказчиков по специализированным покрытиям внутренней части труб.
Также за последние полтора года мы вывели на рынок эпоксидные шпатлевки (базовую сверхлегкую и финишную), необрастающее покрытие, ледостойкое покрытие (универсальное, абразивостойкое и химстойкое, наносится стандартным оборудованием БВР толщиной до 2000 мкм за 1 слой). Часто мы идём за потребностями заказчика и создаем ЛКМ под спецтребования. Пример такого сотрудничества – покрытие для хранения и перевозки метанола. В настоящее время в работе находится краска для корпусов танкеров, снижающая расход топлива.
– Российские производители часто сетуют на сложность сертификации продукции. Произошли ли здесь какие-то изменения за последнее время?
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– Это серьёзная проблема, поскольку полная сертификация судовых ЛКМ стоит больших затрат. Например, без наличия собственного производства получить одобрение Российского морского регистра судоходства не представляется возможным, а без такого одобрения многим невозможно участвовать в тендерах по поставке на крупные морские объекты.
Нужно либо снижать требования к сертификации без ущерба для безопасности, либо исключать какие-то позиции (например, противообрастающее покрытие) из реестра продуктов, подлежащих обязательной сертификации.
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Положительные изменения не произошли. С ростом госконтроля экономики ожидаем и возрастание количества барьеров. Но надо понимать, что каждый новый барьер в конечном итоге приводит к понижению качества продукции.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– Пока что мы не ощущали сложностей с сертификацией. Это связано с реальным опытом работы на международных проектах и сертификации под довольно-таки жесткие требования иностранных квалификационных сообществ.
– И последний вопрос. Изменилось ли качество покрасочных работ за последние десятилетия?
Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":
– Приятно отметить, что качество покрасочных работ изменилось в лучшую сторону. Данная позитивная тенденция стала возможной благодаря организации сервисной службы, а также опыту, который мы переняли за это время у наших зарубежных партнёров.
Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":
– Качество покрасочных работ заметно снизилось. Связано это с общей тенденцией экономии на покрасочных работах. Это закон природы: из низкооплачиваемых отраслей уходят профессионалы.
Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":
– Не будем говорить непосредственно про качество работ, отметим, что в последнее время есть тенденция со стороны заказчика на более жёсткий контроль за соблюдением технологии окраски. Вероятно, это связано со стремлением к более качественному окрашиванию судна. В целом же культура работ в этом сегменте сформирована интернациональными брендами, которые в свою очередь сформировали российский рынок защитных покрытий для судостроения. В то же время в некоторых случаях на заводах и верфях есть стремление к менее жёсткому контролю. К чему это приведет, покажет время.