Судовой кабель: секреты производства раскрыты...

В канун Нового года Корабел.ру побывал на столичном заводе "Спецкабель" и стал свидетелем полного цикла процесса создания судового кабеля. О том, как из проволоки делают токопроводящий кабель и в чем отличие судового кабеля от общегражданского – в материале Корабел.ру.
Как известно, театр начинается с вешалки, а морской кабель – с проволоки. Здесь, на участке лужения и волочения, начинается кропотливая работа над созданием морского кабеля. Но стоит заметить, что перед отправкой медной проволоки на гальваническое лужение ее обезжиривают, промывают и сушат.
 
Участок обезжиривания, промыки и сушки проволоки / Фото: Корабел.ру

Лужение

Медь сама по себе очень подвержена коррозии, а такие агрессивные среды, как соленая морская вода, ускоряют разрушительные процессы. Поэтому медную проволоку, которая впоследствии станет токопроводящей жилой морского кабеля, необходимо защитить от воздействия соли, и тем самым сохранить токопроводящие свойства. Итак, для защиты от коррозии медная заготовка покрывается тонким слоем олова. Это делается на установке гальванического лужения. 

По сути, гальваника – это нанесение металлической пленки на поверхность другого металлического изделия. Процесс покрытия происходит с помощью осаждения металла из водных растворов солей, на которые воздействуют электрическим током. В результате частицы, в нашем случае олова, расщепляются до ионов, осаждаются на поверхность другого металла и проникают в его верхний слой. Теперь медная проволока стала луженой, что отразилось в том числе на ее внешнем виде – она приобрела серебристый оттенок.
 
Участок гальванического лужения проволоки / Фото: Корабел.ру

Этап волочения 

В морских судах для передачи информации используются специальные кабели. Назначение их может быть самым разным: от связи и передачи данных до обеспечения работы контрольно-измерительной аппаратуры и систем противопожарной защиты. Однако в любом случае основу сердечника кабелей специального назначения составляют медные жилы. Как правило, на кабельный завод медь поступает в виде проволоки толщиной примерно 1,8 мм, но для жилы нужна гораздо меньшая в диаметре. Для этого проволоку необходимо проволочить.

Цель волочения – уменьшить толщину исходной проволоки. Чтобы получить нужный диаметр, ее пропускают через каскад отверстий, которые называются волоками. Каждое последующее отверстие тоньше предыдущего. Чем большее количество таких препятствий преодолеет заготовка, тем меньше на выходе станет ее толщина. Во время этого процесса проволока смазывается специальной эмульсией и охлаждается. 
 
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: "Спецкабель"

Эмульсирование

Эмульсия, как необходимый смазочный материал на кабельном производстве, должна подаваться на изделие чистой, без каких-либо посторонних примесей и частиц. Чтобы избавлять ее от возможных инородных компонентов, нужны специальные фильтры. Таковые на линии установлены в термостате, куда поступает идущая по трубам эмульсия. Здесь она охлаждается и очищается, а потом снова в работу – на участки волочения.
 
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: "Спецкабель"

Отжиг

В процессе волочения проволока может получить механические повреждения. Чтобы в дальнейшем она не порвалась, нужно вернуть ей пластичность и прочность. Добиваются этого путем высокотемпературного отжига в специальной камере. Проволока, проходя через контактные кольца, к которым подается электрический ток, сильно нагревается. Домены внутри проволоки перестраиваются, и теперь изделие может снова гнуться и эксплуатироваться.

Изоляция

Для жилы будущего кабеля нужна изоляция. Ее изготавливают из кремнийорганической резины – этот современный материал обладает таким уникальным свойством, что при воздействии огня керамизуется и, соответственно, не допускает возникновения короткого замыкания между проводниками. На производство такая резина поступает в виде длинных кусков, припорошенных тальком, чтобы не слипались между собой. Здесь состав замешивают в смесителе, а экструзионная установка холодным наносит его на заготовку. А вот затвердевает, или, как говорят специалисты, "сшивается" и приобретает необходимые свойства этот материал уже в специальных печах.
 
Керамообразующая резина для изоляции кабеля / Фото: Корабел.ру

Охлаждение

После того как кабель прошел сшивку, его необходимо охладить до комнатной температуры. Снижение градусов происходит постепенно, чтобы не допустить термического удара. Действие происходит в охладительных ванных, температура воды в которых разная. Изделие сначала помещают в самую теплую воду, а самая последняя емкость заполнена жидкостью комнатной температуры. Потом путем обдува изделие высушивается, наматывается на катушки. Но прежде нужно пройти контрольно-измерительные процедуры.
 
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: "Спецкабель"

Контроль качества

Система контроля качества состоит из трех основных блоков. Первый – проверка, насколько круглой получилась жила. Второй – определение положения жилы относительно внешнего слоя. Она должна быть расположена строго по центру. Третий – проверка на пробой, это основной элемент контроля. Если измерительный прибор показывает, что жила "пробивает", такие изделия не допускают в качестве проводниковых элементов будущего кабеля. Если возможно, неисправный кусок вырезают, и тогда изначально единая длина делится на две разные катушки.
 
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: "Спецкабель"

Отличие морского кабеля от общегражданского

Главное отличие морского кабеля от общегражданского в том, что в его конструкции нет пустых мест. Во избежание попадания и распространения по кабелю жидкости его заполняют водоблокирующей лентой. При контакте с водой она разбухает, приобретая гелеообразное состояние, и препятствует дальнейшему проникновению жидкости. Например, в аварийной ситуации, когда на условной подводной лодке один отсек затапливает и он закрывается, кабель обрывается. Если предположить, что в том кабеле много свободного пространства, то вода пойдет по нему в другие отсеки. А вот проложенный в подлодке заполненный судовой кабель позволяет избежать такого развития событий.
 
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: "Спецкабель"

Участок изготовления брони

Броня – защитный элемент судового кабеля. Она минимизирует механические воздействия на кабель, которые возможны при монтаже и эксплуатации. Бронирование бывает разным: оцинкованная проволока, наложенная параллельно сердечнику или в виде спирального повива, стальные ленты и т. д. – выбор зависит от конкретного объекта. Бронирование проволоками происходит на оплеточных станках, а лентами – на экструзионных линиях, совместно с наложением еще одного защитного элемента – шланга.
 
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: "Спецкабель"

Оболочка

На экструзионной линии осуществляется нанесение оболочки. Это наружный элемент, служащий в том числе для защиты от влияния внешних факторов. Для ее изготовления используют, например, ПВХ-пластикаты. Экструдер перемешивает материал, нагревает и выдавливает поверх изделия. Процесс производства судового кабеля завершен!

Маркировка

Дело осталось за малым – нанести маркировку. По ней профессионалы узнают марку кабеля и маркоразмер, а также название завода-изготовителя. Помимо этой информации, строка на продукции гражданского назначения содержит еще и товарный знак СПЕЦКАБ – это словесная идентификация изделий кабельного завода "Спецкабель".



Справка о компании

Кабельный завод "Спецкабель" был образован в 1997 году группой единомышленников-инженеров. Возглавил работу и по сей день руководит предприятием Андрей Васильевич Лобанов. Сегодня завод находится в числе лидеров кабельной промышленности, разрабатывая и производя продукцию гражданского назначения, а также для нужд оборонного комплекса страны. Предприятие снабжает продукцией топливно-энергетический комплекс, строительный сектор, нефтегазовую и судостроительную отрасли и пр.

 
"НПП Спецкабель", ООО
Москва
+7(495)134-21-34



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости