— Сергей Андреевич, расскажите для начала о себе.
— Большая часть моей жизни связана с флотом. Вначале я окончил Нижегородское Речное Училище, а после, Волжскую Государственную Академию Водного Транспорта. Ещё на летних практиках познакомился с речным флотом и его техническим состоянием, как с грузовым, так и с пассажирским. Ходил на судах в качестве радиста и позднее - электромеханика.
Когда появилась семья, захотелось остаться на берегу, и я нашёл подходящую мне работу в Нижнем Новгороде, в одной из компаний, занимавшейся поставками и монтажом оборудования, где прошёл трудовой путь от электромонтажника до технического директора. В процессе, работал как на судостроительных предприятиях Европейской части России (электромонтаж на "новостроях"), так и на судах в эксплуатации (сервис радионавигационного оборудования и средств автоматики). Успел за это время изучить, отремонтировать и настроить многие виды и бренды оборудования и, в связи с этим, имею чёткое представление о том, что именно необходимо иметь судовладельцам на своем флоте, а судостроителям на своих проектах.
В 2016 году перебрался в Санкт-Петербург по приглашению местной сервисной компании. И в 2020 году я закончил формирование собственной политики и принципов, в области судового сервиса, электромонтажных работ и производства, а также, к этому времени нашёл своих единомышленников, сформировал отличную команду и открыл SeaDevice.
— Как формировалась компания?
— Изначально мы занимались только обслуживанием и строительством флота. Мы много умели делать руками, но не продавали оборудование и не производили его, поскольку коллектив был небольшой и соответствующих специалистов просто не было. Наш профессионализм, оперативность и лояльность к заказчику, всё это позволило увеличивать обороты компании каждый последующий квартал, а это, в свою очередь, дало старт развитию отдела продаж и позже – производственного отдела.
В 2020 год компания сделала сильный рывок, были открыты два филиала в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, активно развивались комплексные продажи оборудования, включающие в себя проектирование, монтаж и ПНР. Качественно и количественно рос штат компании. В рамках развития сервиса РНО мы получили сертификаты итальянского (RINA) и французского (BV) регистров, и многие наши инженеры обслуживали флот за границей, в том числе и в Африке. Конечно, в основном это были либо российские суда, либо суда с российским управлением. Сейчас мы сосредоточились на российском рынке и работаем здесь.
В 2021 году заключили договор о сотрудничестве с судостроительным заводом "Ростр", и по сей день являемся их заводским подразделением ЭРА, в рамках которого строим траулер проекта GM 3.02 "Солигорск".
А в начале этого года подписали трёхлетний контракт на электромонтажные работы с Средне-Невским судостроительным заводом, по строительству серии катамаранов проекта 04580 "Котлин" из шести корпусов, с последовательной сдачей по два корпуса в 2023, 2024 и 2025 годах.
— Почему начали поставлять оборудование?
— Потому что комплексное обслуживание намного интересней заказчику. Все компании поставщиков можно разделить на несколько групп: фирмы-производители, заводы, которые производят оборудование и поставляют его, дистрибьюторы и дилеры. Мы являемся мультибрендовыми дилерами и одновременно производителями собственного оборудования (электро-щитовое оборудование, пульты управления и система охранного видеонаблюдения). Теперь мы сотрудничаем в основном с российскими производителями. Порядка 90% отечественных компаний, которые производят оборудование для флота, заключили с нами дилерский контракт.
Удобство в том, что наш клиент может обратиться к нам не за одной лампочкой, а за комплексом оборудования и услуг.
— Что еще предлагаете?
— В какой-то момент мы открыли для себя ниши в производстве, которые могли занять и сделали это. Первое к чему мы пришли — производство распределительных устройств для судов. Второе — системы судового видеонаблюдения. В ближайшем будущем, готовим к выходу на рынок ещё несколько новых продуктов для отрасли, но об этом пока рано рассказывать.
Вместе с тем мы продолжаем нашу политику дилерства и заключаем контракты на представления интересов других компаний по производству систем расхода топлива, систем пожаробезопасности и систем пожаротушения. Это одно большое направление, которое мы развиваем. Например, в этом году, мы заключили эксклюзивный дистрибьюторский контракт с компанией "Форсел" — производителем системы контроля судов за топливом, местоположением и силовыми агрегатами (СКРТ). Теперь мы готовы предложить комплексное решение по СКРТ, включающее в себя проектирование, поставку, монтаж и ПНР с учетом требований регистра и пожеланий заказчика.
Не меньшим направлением нашей компании являются электромонтажные работы. У нас есть собственный штат электромонтажников, инженеров и мастеров, и мы участвуем в постройке и ремонте судов. Можем выполнить весь объем работ по судовому электромонтажу: смонтировать электрослесарное насыщение, проложить и подключить кабель, пуско-наладить и настроить оборудование.
Имеем и свой проектный отдел, который сопровождает весь заказ РКД, а также разрабатывает ПДСП и индивидуальные проекты дооснащения судов. Вся наша деятельность одобрена РКО и РМРС.
Наш головной офис располагается в Санкт-Петербурге, и есть еще два филиала: в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Они являются узловыми центрами по флоту, движению судов и их обслуживанию. Эти сервисные станции по обслуживанию флота обеспечивают охват в 400 км и расширение на Юге страны.
— На каких проектах успели поработать?
— На многих. Сейчас работаем с судостроительным заводом "Ростр", Средне-Невским судостроительным заводом и другими. Участвуем в постройке катамаранов проекта "Котлин". До этого принимали участие в строительстве "Грифона". Строили много служебных катеров на верфи "Астрон Марин". Делали реновацию служебного судна для местного ФБУ "Волгобалт". Строили по электро и радиочасти – частные яхты. Даже участвовали в организации радиосвязи при строительстве газопровода "Северный поток", в районе посёлка Ханике. Ежегодно обслуживаем по поставкам и сервису около 200 компаний по Северо-Западу и России. Объем работы большой.
— Как обстоят дела с импортозамещением?
— Насыщение распределительных устройств разное и зависит от заказчика, который определяет, что именно он хочет видеть внутри, например, щита. Исходя из его желаний часть наполнения может быть импортной. Корпус всегда российского производства.
Здесь важно признание Регистром и непосредственные сертификаты оборудования. Таких компаний немного, из заграничных это Schneider Electric и Hyundai Electric.
Что касается систем видеонаблюдения, собираются они в России, комплектующие из Китая. Это тенденция всего рынка, выбора здесь особо нет.
— Что скажете о качестве китайских комплектующих?
— Китай на рынке электрооборудования давно и предлагает хорошие продукты. Вопрос производства качественной электроники в России поднимался уже не раз. Но многим, с точки зрения ведения бизнеса, было проще покупать комплектующие в Китае, а собирать готовый продукт уже здесь. Кто-то пошел еще дальше: закупали готовый продукт неизвестного производителя в Китае и вешали свою бирку. Так поставщик не тратит время на производство и разработку, но полностью зависит от импортного поставщика и подвержен логистическим рискам, что актуально в наше время.
Что касается радионавигации, Китай и вовсе не имел статуса. Судовладельцы и заказчики даже не рассматривали эту страну, в приоритете были Европа, Япония, Корея.
Сегодня Китай развивается семимильными шагами. Почему бы его не использовать?
В текущей ситуации очень сложно загадывать, что будет завтра. Китай уже показывал, что компании, которые боялись с нами сотрудничать из-за санкций, переставали поставлять оборудование. Европейский рынок для них важнее, чем наш.
— Как вы думаете, что сложнее всего России будет произвести в ближайшие 10 лет?
— Пять лет назад никто не старался над собственным производством. Сделать все с нуля практически нереально и нерентабельно. Для многих дешевле будет купить часть комплектующих, чем производить их здесь.
Компоненты у нас, к сожалению, никто не производит и не планирует. Это часть глобальной экономики, которая строится десятилетиями. В Советском Союзе стояли задачи обеспечения внутренней работы в приказном порядке. Комплектующие изготавливали по всему СССР и из них собирали машину.
В нашей ситуации правительству нужно создать условия, при которых внутреннее производство станет выгодным. Умы в России есть, а вот все остальное - вопрос.
Бизнес заточен на получение прибыли. На первых порах получить рентабельный продукт, который будет конкурировать с тем же Китаем — невозможно.
— В чем фишка вашей компании?
— Наши навыки и умения. Мы и небольшая ЭРА, и сервисная компания для флота, и отечественный производитель. А всё вместе – наш комплексный подход, как говорили ранее.
Ну и конечно же попадать в сроки выполнения заказа. За качеством все следят, но нередко время исполнения работ приходится увеличивать. Кроме личного участия наших сотрудников, участвуют компании-подрядчики и сами производители. И очень часто мы зависим от них.
Электрика делается в самый последний момент, когда все комплектующие на судне уже стоят. Именно поэтому на электрику ложится важная задача соблюдения сроков. Чем позже работы заканчивают наши коллеги, тем меньше времени у нас.
Электрика - кровеносная система судна. Пока ее нет, ничего работать не будет.
— У вас есть потребность в кадрах?
— В 2020 году нас было 10, сегодня — 50. У нас огромная потребность в кадрах. Одна из проблем, с моей точки зрения, в сфере флота – кадровый голод. От людей, которые работают руками: электромонтажников, электриков, радистов до закупщиков. Все, что связано с флотом, требует высокой квалификации.
— Какие у вас цели на ближайший год?
— Во-первых, мы должны выполнять заключенные контракты на постройку судов без задержек и рекламаций со стороны заказчика. Во-вторых, планируем сертифицировать новое оборудование. В-третьих, выступить и заявить о себе на отраслевой выставке "Нева 2023", там мы будем впервые в роли участника. Мы движемся вперёд, несмотря ни на что!