Судовладелец несет ответственность за утрату груза в процессе транспортировки, несмотря на осуществление им перевозки в рамках тайм-чартера, по инструкции третьего лица-фрахтователя, при отсутствии доказательств фактической эксплуатации судна таким фрахтователем.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2014 года N Ф03-2739/2014 по делу N А73-9157/2013 устанавливает ответственность фактического владельца судна за утрату груза, принятого им к перевозке с выдачей коносамента, безотносительно того, что на момент перевозки судно находилось в тайм-чартере у третьего лица.
Судовладелец-ответчик осуществил принятие к перевозке груза, с выдачей коносамента, подписанного капитаном судна, с отметкой о принятии груза от лица ответчика. Груз был частично утрачен в процессе перевозки. Суды подтвердили право истца – заказчика перевозки груза на взыскание убытков. То обстоятельство, что в момент перевозки судно было передано им по договору тайм-чартера третьему лицу, не освобождает ответчика от ответственности в отсутствие доказательств, достоверно подтверждающих осуществление фрахтователем в рассматриваемый период полномочий судовладельца.
Суд в Постановлении по делу так же установил необходимость судовладельцу для освобождения от ответственности доказать, что фрахтователь во исполнение договора тайм-чартера приступил к эксплуатации судна и фактически им управлял.
Во избежание рисков возникновения у судовладельца ответственности за исполнение коммерческих инструкций фрахтователя, сторонам необходимо оформлять прием и передачу судна в тайм-чартер по актам, а так же фиксировать все коммерческие инструкции фрахтователя в письменной форме.
Ознакомиться с текстом Постановления можно на сайте Адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".
Старший партнер Виктория Жданова