Сегодня сложно представить судно без систем автоматизации и соответствующей электроники. Компаний, предоставляющих такие услуги, тоже немало. Возникает резонный вопрос – куда обратиться за экспертным взглядом и последующей модернизацией, а, возможно, и установкой на свежий теплоход адекватного качества оборудования. Мы обратились в "С и Р".
Компания "Связь и Радионавигация" существует с 1998 года и успела за это время объединить профессионалов от Калининграда до Владивостока, а, самое главное, эти спецы знают свое дело и продолжают его выполнять качественно и ответственно. Изначально "С и Р" была ориентирована на сервис по радионавигации, но запросы от судовладельцев показали, что пора открывать новые направления.
"Одним из таких направлений стала автоматизация, чем "С и Р" занимается уже около двух с половиной лет. За это время мы накопили достаточное количество компетенций, чтобы сказать, что судоводителю действительно не просто следить за обилием систем на судне. Автоматизация – облегчает труд, собирает воедино различные данные и позволяет принять верное решение во время перехода, остановок, бункеровки. Моя работа и работа компании – обеспечить максимальный комфорт экипажу, снять с него лишнюю нагрузку", – руководитель направления по работе с ключевыми клиентами Алексей Полиектов.
|
Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами Алексей Полиектов / Фото: Корабел.ру |
Что самое важное в системах автоматизации судна?
Важное тут – всё. От, непосредственно, датчиков, контроллеров, мониторов до программной части. Одно без другого не может существовать. Бывают такие редкие случаи, когда судовладелец отваживается установить и настроить все самостоятельно. Обычно это приводит к тому, что система работает некорректно. Даже когда речь идет о замене вышедшего из строя дисплея, судоводитель всегда поинтересуется, возможно ли не просто его установить, но и корректно настроить. А эксперт всегда узнает, о какой модели идет речь и о каком софте. Ведь без надлежащего ПО, любая техника, а в особенности автоматика, – красивый кусочек стекла и пластмассы. Не более того.
Поэтому, когда речь идет о системах автоматизации, это не просто сборка и обслуживание, это комплексная работа, которая начинается со скрупулезной подготовки, закупки именно тех комплектующих, которые подойдут именно этому судну, а потом... установка, настройка, пусконаладка, ввод в эксплуатацию, сопровождение, что довольно-таки трудоемкий процесс.
Если говорить о ПО, то, как правило, производители системы автоматизации пишут софт сами по техническому заданию, которое "С и Р" согласовывает с заказчиком, либо дает рекомендации по нему.
|
Сотрудники "Связь и Радионавигация СПб" обучаются работе с Praxis / Фото: "Связь и Радионавигация СПб", ООО |
"В случае с Praxis, кстати, имеем подготовку для самостоятельного написания софта. Но если это емкая система, все равно будем обращаться к производителю. Это позволяет сделать работу быстрее, эффективнее и надежнее. Любой софт, написанный в офисе, должен проходить обкатку на судне. Даже после того, как он написан, его зачастую нужно настраивать", – Алексей Полиектов.
Гибкость, заменяемость, оперативность систем автоматизации
Нередко на одних и тех же компьютерах, элементах можно строить совершенно разные системы, потому что системы автоматизации – это совокупность как программных, так и аппаратных средств. Например, можно собрать автоматическую предупредительную систему, а можно систему контроля уровня танков или что-то другое. Это очень удобно.
Система автоматизации обладает хорошей живучестью благодаря построению в виде сети. В случае выхода из строя какого-то участка, другие продолжат работать. Ещё один неоспоримый плюс – мониторинг состояния судна в реальном времени. Если что-то поломается, загорится, автоматическая система тут же об этом оповестит, и, в зависимости от количества датчиков, установленных на судне, оборудования в том или ином виде подскажет о проблеме. Как вариант, выключит вентиляцию в месте возгорания, чтобы не допустить притока кислорода.
"Судоводитель должен понимать, что происходит с судном. Это как езда на автомобиле. Необходимо контролировать скорость, обороты двигателя, педаль, смотреть в зеркала", – Алексей Полиектов.
Отдельного внимания заслуживает Power Management System (PMS). Эта полностью автоматизированная система управления питанием, дизельным двигателем, генератором помогает обезопасить силовую установку, а также направлена на то, чтобы правильно и вовремя распределять энергию по судну. "С и Р" предлагает несколько решений в части PMS в зависимости от того, какая задача решается и насколько емкий проект. Также PMS может быть интегрирована в другие автоматические системы.
Система контроля расхода топлива
У "С и Р" есть разные решения, помогающие проконтролировать, куда утекает топливо. Это, конечно же, и отслеживание и выбор оптимального режима движения судна на основе полученных данных, а с другой стороны – помощь при бункеровке во избежание всем известного "эффекта капучино". Но самое главное – установка системы контроля расхода топлива дает заметный экономический эффект, ведь его стоимость с каждым годом только растет.
|
Изображение: https://cirspb.ru/ |
Джойстиковая система управления судном
Весьма и весьма интересный продукт, предлагаемый "С и Р", который, будь Корабел.ру судоходной компанией, мы бы с удовольствием поставили на свою яхту или даже... мегаяхту! Производитель системы – российская компания Navis.
Принцип действия схож с системой динамического позиционирования, при этом гораздо дешевле.
Позволяет осуществлять тонкое управление судном с помощью джойстика, реализовывать заданные режимы автоматического удержания судна на точке с поправкой на течение, волну, ветер. Отлично подходит для неустойчивых на курсе судов, а также при шлюзовании.
Система поддерживает все стандартные интерфейсы управления рулевым приводом и подруливающими устройствами, имеет большое количество разнообразных режимов управления в базовой конфигурации, в том числе для парусных судов.
|
NavJP / Изображение: "Навис", АО |
"В данном случае не капитан работает подруливающим устройством и винтами, а сама система осуществляет задающее воздействие при получении информации о смещения судна с заданной точки. Кстати, оснастили такой системой одну яхту. Судоводителю было принципиально важно иметь автоматические режимы удержания судна на заданной позиции и предложенное техническое решение полностью устроило заказчика", – Алексей Полиектов.
Также система отлично подходит для реализации экономичного режима, то есть для максимально эффективного использования пропульсивной установки с минимальными затратами топлива.
Кроме джойстиковых систем управления, "С и Р" устанавливает и обслуживает авторулевые. Так же имеет возможность провести модернизацию либо рассчитать и установить "с нуля" систему динамического позиционирования судна.
Старому судну – новая жизнь, а судоводителю – комфорт и безопасность
И хотя, действительно, сложно найти судно, на котором бы не была установлена та или иная система автоматики, модернизация возрастного флота остается для "С и Р" важной задачей.
"Очень интересно реализовывать комплексный ретрофит старых систем. Это всегда нестандартная задача, но и всегда повышение комфорта для экипажа", – Алексей Полиектов.
Тут есть где "разгуляться", а, самое главное, не нужно менять полностью все. Например, можно обновить аппаратно-программную часть, сохранив старые датчики, потому что долго и дорого менять все датчики на судне или устанавливать новые. Это, как правило, делается в доке. "С и Р" предлагает модернизацию систем АПС и ИСУТС: установку современного оборудования, его прошивку. При этом вывод данных можно сделать по просьбе заказчика любым удобным для него способом: дисплеи в машинном отделении, ходовой рубке, светозвуковая сигнализация, операторские панели и панели вахтенных в каютах.
Модернизация позволяет даже старым системам дать новую жизнь – появляется визуализация и наглядный интерфейс управления для любых параметров систем и механизмов.
"Все решения очень гибкие, всегда можно обсудить, что именно нужно: дороже, дешевле, больше информации или меньше. Тут загвоздок нет и не может быть.", – Алексей Полиектов.
Без каких автоматических систем нельзя обойтись?
В первую очередь без тех, что отвечают за безопасность. Это – аварийно-предупредительные сигнализации, системы управления грузовыми операциями, системы контроля перелива груза (в "С и Р" представлены компаниями Valcom и Praxis). Любое ЧП может стоить жизни членам экипажа, поэтому вовремя узнать о том, что и где загорелось, насколько исправен двигатель или генератор, все ли системы работают исправно – важно. При этом "С и Р" предлагают различные решения по установке АПС, в составе которого может быть и 10, а может быть и 200 датчиков. Тут все зависит от того, какого размера судно, каким требованиям оно должно соответствовать.
|
Пуль управления "Валком" / Фото: valcom.ru |
При этом "С и Р" предлагает всегда смотреть на несколько шагов вперед, а поэтому специалисты компании стараются подобрать такое оборудование, которое в будущем реально будет обновить, например, просто заменив ПО. Это довольно-таки важный момент, ведь старая техника может выйти из строя, а заменить её уже будет нечем.
Сервис
"С и Р" работает с компаниями, зарекомендовавшими себя на рынке. Среди них: Valcom, Praxis, Navis, МРС, DEIF, АБС, но самое главное – специалисты компании проходят регулярное обучение у этих компаний по эксплуатации их систем. Так "С и Р" имеет статус официального представителя Valcom и Praxis. Кроме того, сотрудники проходили обучение на оборудовании Schneider Electric, Mitsubishi Electric.
"Неоднократно занимаясь установкой и настройкой оборудования, начинаешь понимать, насколько обучение необходимо, насколько оно помогает сократить время на поиск решения. А настройка профессионального оборудования действительно требует специальных знаний", – Алексей Полиектов.
|
Сотрудники "Связь и Радионавигация СПб" на обучении / Фото: "Связь и Радионавигация СПб", ООО |
Ради сохранения и приумножения знаний, "С и Р" даже создает у себя обучающие стенды, чтобы, при необходимости, новый сотрудник мог быстро влиться в рабочий процесс и всегда была возможность детальной проработки неисправности по полученной информации, еще до захода судна в порт. Кстати, к любому выезду инженер "С и Р" готовится. Собирается информация, специалист обязательно созванивается с экипажем, узнает детали. И хотя, чаще всего, приходит запрос "нам нужно ещё вчера", инженер, выполняя свою работу в сжатые сроки, от принципа качества не отходит.
"С и Р" может реализовать поставку оборудования в любую часть света. Сервисные точки компании расположены не только в России, но и в Европе, Турции, Нидерландах. При этом, на местах есть свои специалисты, поэтому долго ждать их не приходится. Даже в период жестких эпидемиологических ограничений, "С и Р" находила способы выезжать за рубеж.
Планы и перспективы развития судовой автоматизации
"Я думаю, что судовладельцы продолжат модернизировать свои системы, особенно старые. Все чаще возникает необходимость контроля параметров судна не только на самом судне, но и удаленно. Это ведет за собой развитие смежного направления по установке широкополосного доступа в интернет на судах. Все идет к цифровизации", – Алексей Полиектов.
Сама компания "С и Р" тоже на месте не стоит и планирует расширение линейки брендов.
В планах – развитие направления систем DP (динамического позиционирования) и систем автоматизированной удаленной диспетчеризации судов.