Судостроительный завод «Вымпел». Центр строительства судов на подводных крыльях перемещается в Рыбинск

На последнем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге стенд ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» был одним из самых заметных. Посетителей привлекали множество моделей новых СПК,  экранопланов, полноразмерная ходовая рубка «Кометы-120М» проекта 23160. И как оказалось — не случайно.

Тогда же, во время проведения салона, прозвучала новость о том, что Россия возобновляет строительство судов на ПК. Первую «Комету-120М» в начале августа заложат на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел».

В свое время, серийно, те же «Кометы», «Восходы», «Ракеты» строили на «Феодосийском судостроительном заводе «Море», «Потийском судостроительно-судоремонтном заводе», заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. В Гомеле строили суда типа «Полесье», а на «Зеленодольском заводе им. А. И. Горького» - «Метеоры», которых за все время было произведено более 400 единиц.
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / www.korabel.ru
«Судостроительный завод «Вымпел» принимал участие в строительстве  пограничных сторожевых кораблей на подводных крыльях проекта 133 («Антарес»). На данный момент все корабли этого типа, а всего серия состояла из 12 кораблей, исключены из состава пограничных сил России и Украины. Последним в 2010 году был списан украинский ПСКР-115.
Опыта гражданского судостроения на ПК на «Вымпеле» нет, но как заверяет заместитель ген.директора по технической политике Дмитрий Александрович Беляков: «Возможности предприятия, в том числе и технические, позволяют вести строительство судов подобного класса. Многое из того, что умеют на «Вымпеле» на других предприятиях, которые специализировались на СПК, только осваивают».

Во время нашей поездки по верхней Волге мы с главным редактором «Корабела» Николаем Николаевичем Ивакиным посетили завод «Вымпел», оценили его возможности. Тем более перед предприятием стоит задача диверсификации: около 30% производственных мощностей планируется сосредоточить на гражданской продукции, и это касается не только совместной программы с Минтрансом по СПК.

Масштаб предприятия впечатлил: площадь территории 42 гектара, достроечная набережная длиной около 100 метров, причем предполагается ее удлинение на 130 метров в левую сторону от спускового устройства (слипа). Сам слип  позволяет спускать суда максимальной массой до 1500 тонн сухого веса и длиной до 82 метров. Возможности предприятия позволяют одновременно вести строительство до 10-12 среднегабаритных кораблей. На данный момент в заводских эллингах располагаются два корабля типа «Молния» на разных стадиях готовности.

Сейчас на заводе работает более 1200 человек, плюс до 400 человек привлеченных сотрудников, величина варьируется в зависимости от загрузки.
«Из работников - не держателей российского паспорта, мы в основном прибегаем к помощи украинцев, особенно из Феодосии. Тем более сейчас нам будет полезен их опыт строительства судов на подводных крыльях. Завод «Море» в Феодосии построил не один десяток таких судов» - рассказывает Дмитрий Александрович.

Но основная продукция «Вымпела» прежде всего военного характера. Сейчас завод выпускает малые пограничные катера проекта 21850 «Чибис» (водоизмещением — 6,08 тонн) , скоростные патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» (водоизмещением 27,2 тонны), гидрографические катера проекта 19920 (водоизмещением 320 тонн). Также на предприятии ведется большой экспортный заказ, начавшийся в 2003 году и рассчитанный до 2016 года. В рамках контракта предполагается широкое сотрудничество с вьетнамскими коллегами с верфи «Bashon shipyard» по строительству восьми кораблей проекта 12418 «Молния», из них шести во Вьетнаме и двух - на «Вымпеле». В дополнение контракт включает опцион на продление серии еще на 4 корабля.
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / www.korabel.ru
Рыбинская пара «Молний» уже построена, на местах проведено обучение специалистов вьетнамской верфи, где уже к 1-му января запланировано поднятие флагов еще на двух кораблях.
Последние два года на предприятии проводится планомерное техническое перевооружение, в которое на данный момент уже вложено 350 млн. руб. Прежде всего было обновлено корпусозаготовительное производство: закуплена линия очистки и окраски металла «Rosler» замкнутого цикла с возможностью обработки до 20 тыс.тонн металла в год, три машины плазменной резки «MicroStep» со столами  2,5*18, и две 2,5*12. Последняя специально для резки алюминиевых панелей. Кроме того, были приобретены новые прессы и гильотины для резки и гибки металла фирмы «SMT», в том числе 400-тонный компьютерный пресс со всей оснасткой.

В процессе подготовки производства «Комет» предполагается закупка машин контактной сварки. «Таким образом мы практически полностью уйдем от клепки. Опыт применения контактной сварки, вместо клепки мы уже получили при  освоении проекта «Чибис», - объясняет Дмитрий Александрович.
Помимо технического переоснащения на предприятия реализуется политика энергоэффективности. Предполагается применение когенеративных установок с использованием тепловых насосов, и совместно с МГТУ им. Н. Э. Баумана уже разработан проект. Реализация его запланирована на 2013 год и в результате принятые меры позволит примерно втрое сократить стоимость гигокалории при отоплении завода. Помимо этого проводятся реконструкции зданий, цехов, сооружений с целью повышения энергоээфективности.
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / Корабел.Ру
Не так давно на «Вымпеле» была пересмотрена логистическая схема. Предприятие отказалось от использования железнодорожной техники для перемещения секций, блоков и других тяжелых грузов в пользу автотранспорта. Были закуплены автомобили со специальными трейлерами, которые позволяют перемещать секции весом до 50 тонн и построена новая дорога к эллингу. Тем не менее «рудименты» в виде ретро-тепловозов различных модификаций остались. Вместе с развитой сетью железных дорог и козловыми кранами над ней, они занимают довольно большую площадь на предприятии.
«Нужно подчеркнуть, что мы прежде всего завод, а не верфь. У нас развито свое машиностроение, выполняем весь комплекс трубогибочных работ. Не производим мы только литье, отливки заказываем в «Зеленодольске, на судостроительном заводе им. А. И. Горького», - характеризует предприятие Дмитрий Александрович.

Не обошли мы стороной и кадровый вопрос. Судостроительный завод «Вымпел», как утверждает Дмитрий Александрович, в условиях Рыбинска находится в числе лидеров, как по оплате труда, так и по условиям работы.  Средняя заработная плата по заводу составляет 26 тыс. руб., рабочие получают в зависимости от квалификации от 30 до 120 тыс. руб., сварщики — от 60 до 120 тыс. руб. Но тем не менее: «Квалифицированных кадров в Рыбинске и Ярославской области найти крайне сложно. Особенная проблема с инженерно-техническим персоналом. Мы готовы брать хороших технологов-механиков в том числе с предоставлением всяческих льготных программ по жилью. Технологов по сварке мы выращиваем сами, у нас есть своя очень хорошая школа», - объясняет Дмитрий Александрович.

В этом году «Вымпел» открывает базовую кафедру в Санкт-Петербургском Государственном Морском Техническом Университете. Переговоры по условиям реализации этого проекта велись в том числе и на Военно-Морском салоне.

Если вернуться к новой «Комете-120М», то в технических характеристиках судна сказано, что оно рассчитано на перевозку 120 пассажиров, срок окупаемости при этом составляет не более пяти лет. Подробностей о том на каком плече и в каком регионе суда этой серии будут ходить, «Вымпел» пока не разглашает, однако Дмитрий Александрович рассказал, что эксплуатировать суда будет совместная транспортная компания.
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / Корабел.Ру
Вместе с тем, некоторые эксперты судовладельцы к программе по «Кометам» относятся очень скептически. Универсальное и при этом экономически эффективное судно на ПК создать очень сложно. Те же вопросы расчета количества необходимого топлива на борту в зависимости от плеча остаются открытыми.
Однако на все проблемы убыточности пассажирских перевозок и строительства пассажирских судов «Вымпел» смотрит по-боевому. На данный момент все планы предприятия реализуется в оптимистичном русле. И, возможно, в будущем судостроительный завод в Рыбинске также прославится в качестве строителя СПК, как их коллеги из Зелонодольска и Феодосии.
Владислав Букин



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#эксперт
08.08.2013, 10:40
Оптимистичная статья обычно приводит к размышлению. Но, к сожалению, пока к грустному. Вот Ростислав Алексеев, поняв, что сопротивление воды победить сложно, вывел корпус в воздушную среду, тем самым значительно увеличив скорость. Если бы такую скорость развить, находясь в водной среде, представляете, сколько бы потребовалось топлива? И, вот, расход топлива сократили, теперь говорят, невыгодно, опять же из-за  того же топлива.
Мало того, что суда стали быстро бегать, некоторым  типам судов стало не страшно даже мелководье. Лишний раз полезно заглянуть на географическую карту, она изрезана вдоль и поперек речной сетью. Целые деревья прорисовываются, особенно на востоке, где и дорог-то почти еще нет.
И, наконец, бич внутреннего водного транспорта – сезонность, и ту преодолели. Бегают даже зимой, почти как аэросани.
Так, вот, инженерная мысль добилась уже почти всего, а эксплуатационно- экономическая отстает от инженерной. Я уж не влезаю в дебри макроэкономики, где больше политики, чем экономики. От чего в немалой степени зависит стоимость углеводородного сырья. Все боятся обвала цен на нефть и газ, доходы страны упадут, потому как мало что еще экспортируют. Но никто не замечает, как это облегчит жизнь транспортникам. Представляете, цены на топливо дешевые, как в Советском Союзе. Хотя в Арабских Эмиратах или Кувейте, и сейчас все по-другому. Заботятся о национальном бизнесе и его гражданах. далее...
-0+
#Маркин Сергей Юрьевич
09.08.2013, 09:22
Добавлю, что в условиях России есть только два аостребованных маршрута, где Комета-120 может оказаться рентабельной. Первый это Сочи-Батуми, по причине отсутствия железнодорожного сообщения до Грузии и Армении. Второй -это район Санкт-Петербурга. Напомню, что попытка возродить скоростные маршруты на СПК Новороссийск-Сочи, Ялта -Анапа-Новороссийск успехом не увенчались из-за зашкаливающей все мыслимые пределы цены билетов: платить за 200 км больше двух тысяч рублей, что больше чем в два раза цены за пассажиро-км, чем у авиа перевозок накладно  (Биолет на самолет от Ростова до Москвы можно купить меньще чем за 5 тыс. руб., это ровно одна тысяча км). При прогрессе в авиастроении, когда расход топлива доведен до 17 граммов за пасссажиро-км, трудно ожидать интереса потребителей к скоростному флоту. Единственный вид транспорта, который приближается к авиатранспорту -это экранопланы, Но пока  в мире нет ни одного  экраноплана, используемого в коммерческих перевоз далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
09.08.2013, 11:45
Скоростной флот будет востребован на коротких плечах, там где время потраченное на поездку в/из аэропорта и прохождение контроля, плюс время в пути существенно больше, чем время пути по воде. Ну и второе - туристические маршруты, где люди готовы платить больше, но за удовольствие посмотреть на достопримечательности.
 
Но какое отношение это имеет к теме статьи - непонятно. За бюджетные деньги втридорога строят катера по проектам 30-40 летней давности - что тут обсуждать?
Свежие новости