На последнем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге стенд ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» был одним из самых заметных. Посетителей привлекали множество моделей новых СПК, экранопланов, полноразмерная ходовая рубка «Кометы-120М» проекта 23160. И как оказалось — не случайно.
Тогда же, во время проведения салона, прозвучала новость о том, что Россия возобновляет строительство судов на ПК. Первую «Комету-120М» в начале августа заложат на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел».
В свое время, серийно, те же «Кометы», «Восходы», «Ракеты» строили на «Феодосийском судостроительном заводе «Море», «Потийском судостроительно-судоремонтном заводе», заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. В Гомеле строили суда типа «Полесье», а на «Зеленодольском заводе им. А. И. Горького» - «Метеоры», которых за все время было произведено более 400 единиц.
|
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / www.korabel.ru |
«Судостроительный завод «Вымпел» принимал участие в строительстве пограничных сторожевых кораблей на подводных крыльях проекта 133 («Антарес»). На данный момент все корабли этого типа, а всего серия состояла из 12 кораблей, исключены из состава пограничных сил России и Украины. Последним в 2010 году был списан украинский ПСКР-115.
Опыта гражданского судостроения на ПК на «Вымпеле» нет, но как заверяет заместитель ген.директора по технической политике Дмитрий Александрович Беляков: «Возможности предприятия, в том числе и технические, позволяют вести строительство судов подобного класса. Многое из того, что умеют на «Вымпеле» на других предприятиях, которые специализировались на СПК, только осваивают».
Во время нашей поездки по верхней Волге мы с главным редактором «Корабела» Николаем Николаевичем Ивакиным посетили завод «Вымпел», оценили его возможности. Тем более перед предприятием стоит задача диверсификации: около 30% производственных мощностей планируется сосредоточить на гражданской продукции, и это касается не только совместной программы с Минтрансом по СПК.
Масштаб предприятия впечатлил: площадь территории 42 гектара, достроечная набережная длиной около 100 метров, причем предполагается ее удлинение на 130 метров в левую сторону от спускового устройства (слипа). Сам слип позволяет спускать суда максимальной массой до 1500 тонн сухого веса и длиной до 82 метров. Возможности предприятия позволяют одновременно вести строительство до 10-12 среднегабаритных кораблей. На данный момент в заводских эллингах располагаются два корабля типа «Молния» на разных стадиях готовности.
Сейчас на заводе работает более 1200 человек, плюс до 400 человек привлеченных сотрудников, величина варьируется в зависимости от загрузки.
«Из работников - не держателей российского паспорта, мы в основном прибегаем к помощи украинцев, особенно из Феодосии. Тем более сейчас нам будет полезен их опыт строительства судов на подводных крыльях. Завод «Море» в Феодосии построил не один десяток таких судов» - рассказывает Дмитрий Александрович.
Но основная продукция «Вымпела» прежде всего военного характера. Сейчас завод выпускает малые пограничные катера проекта 21850 «Чибис» (водоизмещением — 6,08 тонн) , скоростные патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» (водоизмещением 27,2 тонны), гидрографические катера проекта 19920 (водоизмещением 320 тонн). Также на предприятии ведется большой экспортный заказ, начавшийся в 2003 году и рассчитанный до 2016 года. В рамках контракта предполагается широкое сотрудничество с вьетнамскими коллегами с верфи «Bashon shipyard» по строительству восьми кораблей проекта 12418 «Молния», из них шести во Вьетнаме и двух - на «Вымпеле». В дополнение контракт включает опцион на продление серии еще на 4 корабля.
|
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / www.korabel.ru |
Рыбинская пара «Молний» уже построена, на местах проведено обучение специалистов вьетнамской верфи, где уже к 1-му января запланировано поднятие флагов еще на двух кораблях.
Последние два года на предприятии проводится планомерное техническое перевооружение, в которое на данный момент уже вложено 350 млн. руб. Прежде всего было обновлено корпусозаготовительное производство: закуплена линия очистки и окраски металла «Rosler» замкнутого цикла с возможностью обработки до 20 тыс.тонн металла в год, три машины плазменной резки «MicroStep» со столами 2,5*18, и две 2,5*12. Последняя специально для резки алюминиевых панелей. Кроме того, были приобретены новые прессы и гильотины для резки и гибки металла фирмы «SMT», в том числе 400-тонный компьютерный пресс со всей оснасткой.
В процессе подготовки производства «Комет» предполагается закупка машин контактной сварки. «Таким образом мы практически полностью уйдем от клепки. Опыт применения контактной сварки, вместо клепки мы уже получили при освоении проекта «Чибис», - объясняет Дмитрий Александрович.
Помимо технического переоснащения на предприятия реализуется политика энергоэффективности. Предполагается применение когенеративных установок с использованием тепловых насосов, и совместно с МГТУ им. Н. Э. Баумана уже разработан проект. Реализация его запланирована на 2013 год и в результате принятые меры позволит примерно втрое сократить стоимость гигокалории при отоплении завода. Помимо этого проводятся реконструкции зданий, цехов, сооружений с целью повышения энергоээфективности.
|
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / Корабел.Ру |
Не так давно на «Вымпеле» была пересмотрена логистическая схема. Предприятие отказалось от использования железнодорожной техники для перемещения секций, блоков и других тяжелых грузов в пользу автотранспорта. Были закуплены автомобили со специальными трейлерами, которые позволяют перемещать секции весом до 50 тонн и построена новая дорога к эллингу. Тем не менее «рудименты» в виде ретро-тепловозов различных модификаций остались. Вместе с развитой сетью железных дорог и козловыми кранами над ней, они занимают довольно большую площадь на предприятии.
«Нужно подчеркнуть, что мы прежде всего завод, а не верфь. У нас развито свое машиностроение, выполняем весь комплекс трубогибочных работ. Не производим мы только литье, отливки заказываем в «Зеленодольске, на судостроительном заводе им. А. И. Горького», - характеризует предприятие Дмитрий Александрович.
Не обошли мы стороной и кадровый вопрос. Судостроительный завод «Вымпел», как утверждает Дмитрий Александрович, в условиях Рыбинска находится в числе лидеров, как по оплате труда, так и по условиям работы. Средняя заработная плата по заводу составляет 26 тыс. руб., рабочие получают в зависимости от квалификации от 30 до 120 тыс. руб., сварщики — от 60 до 120 тыс. руб. Но тем не менее: «Квалифицированных кадров в Рыбинске и Ярославской области найти крайне сложно. Особенная проблема с инженерно-техническим персоналом. Мы готовы брать хороших технологов-механиков в том числе с предоставлением всяческих льготных программ по жилью. Технологов по сварке мы выращиваем сами, у нас есть своя очень хорошая школа», - объясняет Дмитрий Александрович.
В этом году «Вымпел» открывает базовую кафедру в Санкт-Петербургском Государственном Морском Техническом Университете. Переговоры по условиям реализации этого проекта велись в том числе и на Военно-Морском салоне.
Если вернуться к новой «Комете-120М», то в технических характеристиках судна сказано, что оно рассчитано на перевозку 120 пассажиров, срок окупаемости при этом составляет не более пяти лет. Подробностей о том на каком плече и в каком регионе суда этой серии будут ходить, «Вымпел» пока не разглашает, однако Дмитрий Александрович рассказал, что эксплуатировать суда будет совместная транспортная компания.
|
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / Корабел.Ру |
Вместе с тем, некоторые эксперты судовладельцы к программе по «Кометам» относятся очень скептически. Универсальное и при этом экономически эффективное судно на ПК создать очень сложно. Те же вопросы расчета количества необходимого топлива на борту в зависимости от плеча остаются открытыми.
Однако на все проблемы убыточности пассажирских перевозок и строительства пассажирских судов «Вымпел» смотрит по-боевому. На данный момент все планы предприятия реализуется в оптимистичном русле. И, возможно, в будущем судостроительный завод в Рыбинске также прославится в качестве строителя СПК, как их коллеги из Зелонодольска и Феодосии.
Владислав Букин