Гороховецкий судостроительный завод, на котором в период расцвета работало до 3500 человек, не функционирует с середины 90-х годов. Сейчас на территории предприятия продолжается "демонтаж металлических конструкций, рельсов, труб". Не так давно порезали на металл последние недостроенные корпуса кораблей.
Тем не менее продукция завода и по сей день продолжает трудиться во всех портах бывшего Советского Союза. Речь, конечно, идет о знаменитых "Бычках" – портовых буксирах 498 проекта. Кроме того, на заводе строились рыбопромысловые суда, сухогрузы типа "река-море", суда размагничивания проекта 1799 "Глобус" и другие суда.
Тем не менее продукция завода и по сей день продолжает трудиться во всех портах бывшего Советского Союза. Речь, конечно, идет о знаменитых "Бычках" – портовых буксирах 498 проекта. Кроме того, на заводе строились рыбопромысловые суда, сухогрузы типа "река-море", суда размагничивания проекта 1799 "Глобус" и другие суда.
Родина Штирлица
Гороховец, которому в 2018 году исполняется 850 лет, входит в Золотое кольцо России. Самый старый Знаменский монастырь в городе основан в начале VII века, центральный Благовещенский собор – в 1700 году. Красивый, самобытный город.
В списке знаменитостей, которые родились в Гороховце, значатся не так много известных широкому кругу личностей. Однако там есть одно имя, которое знакомо каждому соотечественнику от мала до велика, – это Отто фон Штирлиц, или полковник Максим Максимович Исаев.
Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру, оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же желто-голубые сосны.Здесь Юлиан Семенов — автор романов о Штирлице несколько ошибается. Гороховец стоит на реке Клязьма, и до Волги там довольно далеко. Тем не менее, формально Гороховец считается Родиной Штирлица.
Энтузиасты в свое время предлагали установить в Гороховце памятник знаменитому разведчику, тем не менее администрация города проект не согласовала, не нашлось нужного количества денег. Хотя, обыграй эту тему городские власти – может, и вышел бы еще один туристический центр, не хуже Мышкина или белорусского Бобруйска.
Судостроительные и котельные работы
История гороховецкого судостроительного завода связана с двумя большими русскими промышленниками: Семеном Ивановичем Семенычевым и Иваном Александровичем Шориным. Свою лепту внес председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин, уже известный нам по истории завода "Нижегородский Теплоход".
Семен Иванович Семенычев. 3-й справа, стоит / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Семен Иванович Семенычев родился в 1863 году в деревне Груздево Гороховецкого уезда в обычной крестьянской семье. До 18 лет работал пастухом. После женитьбы в 19 лет на крестьянке деревни Омлево М. Самойловой, супруги уезжают в Баку, где котельщиками работали братья Семенычева. Это ремесло перенял и сам Семен Иванович.
Семен Иванович Семенычев / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
По натуре он был очень волевой и предприимчивый человек и к тому же большой труженик.
Работая на судоверфи в Баку, вечерами Семен Иванович ремонтировал во дворе дома старые лодки и баркасы. Вскоре супруги Семенычевы возвращаются в Гороховец и на скопленные деньги заводят "свое дело", покупают большой участок земли [где ныне расположен Гороховецкий судостроительный завод], ставят деревянные постройки и приобретают самое необходимое оборудование. Поначалу предприятие Семенова занималось ремонтом котлов, барж, буксиров, постепенно осваивалось и судостроение.
Во Владимирском областном архиве в журнале "Владимирский календарь и памятная книжка" сохранилась реклама: "Судостроительный и котельный завод Семена Ивановича Семенычева в гор. Гороховце Владимирской губернии при реке Клязьме. Принимаются заказы на всевозможные судостроительные и котельные работы и резервуары".
В 1882 году Семенычев продает свое предприятие Ивану Александровичу Шорину. На деньги, вырученные от продажи, он покупает старое оборудование от сгоревшей бумаго-оберточной фабрики и строит в Гороховце новое предприятия по производству бумаги.
В 1918 году фабрика Семенычева сгорела, и спустя год Семен Иванович уезжает в город Баку. Возвращаясь в Гороховец в 1920 году, Семенычев по дороге заболел тифом и умер в больнице в Новороссийске.
Пароход "Быстрый" (г. Гороховец), 1912 год / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Сгоревшая фабрика в 1925-1926 годах была восстановлена. Поначалу в ней была организована столовая Гороховецкого судостроительного завода, а в 1930 году туда перевели механический цех. После реконструкции в 60-х годах XX века здание было расширено и надстроено, до последнего времени там был размещен механический участок литейного цеха.
Первый речной танкер – "Марфа-Посадница"
Иван Александрович Шорин / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
В 1897 году Иван Александрович получил должность начальника мастерских на станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги и проработал там до 1902 года. Вскоре Шорин со своей семьей приехал в Гороховец, купил бывший завод Семенычева, построил несколько цехов и приступил к производству котельных и судостроительных работ.
Датой основания Гороховецкого судостроительного завода принято считать 22 октября 1902 года.
В то время цехи завода Шорина представляли собой нескольких деревянных сараев, некоторые без стен. Обработка металла производилась под навесами, а сборка продукции под открытым небом. Стапеля целиком были деревянные.
Заводы Шорина. Гороховец / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
В первые годы в механическом цехе, например, стояло только два старых ручных токарных станка: двое рабочих вращали за рукоятки огромный маховик, который приводил в движение вращающиеся части станка. Только в 1910 году, когда объем работ значительно возрос, в цехах установили несколько токарных и сверлильных станков, а также несколько двигателей.
Вид на Гороховецко котельно-судостроительный завод / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Не было на заводе и никаких подъемных средств. Все тяжести поднимались вручную, огромные листы железа для корпусов барж переносила на руках специальная бригада рабочих.
Вся заготовка деревянных деталей выполнялась плотниками и столярами вручную непосредственно на судах.
Завод Шорина. На переднем плане шаланды для землечерпалок / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Работать приходилось под открытым небом, на сквозняках, рабочие часто болели, ни о каком медицинском пункте, конечно, не было и речи.
Из воспоминаний ветерана труда, рабочего Гороховецко котельно-судостроительного завода Василия Ивановича Ухина [Источник – газета "Новая жизнь" №23–1984 г., А. Александров "Организация производства"].Тем не менее, даже в таких полукустарных условиях завод строил современные на то время пароходы. Так, в 1907 году именно на Гороховецком котельно-судостроительном заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа "Марфа Посадница" длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, грузоподъемностью 9150 тонн. Многие историки речного флота считают "Марфу Посадницу" – первым речным танкером.
"В октябре 1904 года я поступил на завод в качестве нагревальщика заклепок с окладом 25 копеек в день. Рабочий день продолжался с 6 утра и до 7 часов вечера, с перерывом на завтрак 0,5 часа и 1 час на обед. Оборудование имелось самое примитивное: 4 ручных пресса для колки листов, 2 пресса для колки углового железа, 2-3 ручных ножа для обрезки кромок листов и угольника.
Зенковка отверстий производилась вручную, коловоротом, посредством деревянного рычага. На судах, в углах поперечных и продольных переборок, сверловка производилась ручными "трещетками", изготовлявшимися на заводе.
Примерно в 1910 году на заводе был изготовлен двигатель системы "Болиндер", 2 токарных станка, 2 сверлильных и станок для штамповки заклепок.
Позднее был установлен второй двигатель, 2 токарных станка, кромкострогальный станок, комбинированные ножи и трех-валковые вальцы для правки листового металла, были установлены вентиляторы для дутья в кузнечных и гибочных горнах.
Я проработал нагревальщиком два года, потом перешел в подручные клепальщика с окладом 45 копеек в день. Когда мне исполнилось 19 лет, я стал клепальщиком и получал 80 копеек в день".
Баржа "Марфа Посадница" / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Постройку баржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин.
Проект баржи подготовил и запатентовал русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Однако чертежи Шухова были доработаны заводчанами в техническом отделе завода Шорина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение баржи было увеличено почти в пять раз.
Характерная особенность баржи заключалась в закругленной форме носовой оконечности, благодаря чему судно было способно легко ходить по мелководью, а буксировать ее мог (даже при такой грузоподъемности) самый обычный маломощный буксир.Первые отечественные речные наличные баржи появились примерно с 1885 года. Проектировкой судов и строительством занимался Владимир Григорьевич Шухов, которого называют одним из основателей нефтеналивного флота в России. До 1917 года по проектам Шухова было построено 82 баржи различной грузоподъемности.
Владимир Григорьевич Шухов /
МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"
В 1908-1910 годах на заводе были построены еще две подобные баржи: "Наталья Нарышкина" и "Боярыня Морозова", а в 1913 году для Астраханского "холерного рейда" была построена 200-метровая баржа-больница.
После Октябрьской революции 1917 года Шорин добровольно передал завод под контроль рабочих.
Умер Иван Александрович Шорин 26 марта 1918 года в возрасте 58 лет. По постановлению заводского комитета, гроб с телом Ивана Александровича от села Красного и до старообрядческого кладбища возле деревни Выезд несли на руках, а в течение всего шествия громадной похоронной процессии на заводе не переставал гудеть гудок.В книге И.А.Шубина "Волга и волжское судоходство" (1927 года издания) о заводе Шорина говорится следующее: "Котельный завод Ивана Александровича Шорина, также в г.Гороховце, кроме пароходных котлов, делал только железные баржи и достиг в этом большого совершенства, так что, когда Дмитрий Васильевич Сироткин (председатель Нижегородского биржевого общества) задумал создать свою знаменитую "Марфу-Посадницу", он заказал ее по своим чертежам заводу Шорина. Последний с честью выполнил задание, после чего построил еще ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем общества "Волга" и товарищества "Нобель". К тому времени товарищество "Нобель" разрабатывало свою программу постройки баржевого железного каравана, для чего предприятием был даже сделан особый заем в 10 миллионов рублей. Появление "Марфы-Посадницы", конечно, не могло не обратить на себя внимание фирмы Нобеля и представители и инженеры ее с разрешения Сироткина сделали не один рейс на новом судне с разными измерительными приборами. Результаты оказались блестящими и товарищество "Нобель" немедленно же заказало на Кулебакском заводе целую флотилию наливных баржей по типу "Марфы-Посадницы", произведшую в баржевом судостроении такой же переворот, как некогда в паровом судостроении пароходы американского типа".
Дмитрий Васильевич Сироткин /
МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"
(продолжение следует...)
Подготовил Владислав Букин
Материалы и фотографии предоставлены МБУК "Современный Культурный Центр им. П. П. Булыгина" (г. Гороховец)