Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Н.С. Тихонов
Адмиралтейские верфи
Лето 1941 года работники судостроительных заводов имени Андре Марти и "Судомех" (в 1972 г. – Ленинградское адмиралтейское объединение, в 1992 г. – Адмиралтейские верфи) начали с добровольной записи в ОПАБ (пулеметно-артиллерийские батальоны). Всего за годы войны отсюда на защиту Родины ушло порядка 8000 людей, 2570 – добровольцами. Около 1000 ежедневно трудились на передовых оборонительных сооружениях, защищающих подступы к Ленинграду.
...батальон судостроителей, 1100 человек, отбыл в район платформы Фонтаны, на участок Старого и Нового Петергофа, Бабигонских высот, деревень Марьино, Ольгино, Санино, Сашино, Костино и Низино. Вчера корабелы – сегодня бойцы и защитники родины. Задача смертельна проста: создать укрепрайон с долговременными оборонительными сооружениями. Как должно, все было выполнено. И вот с 19 на 24 сентября 1941 г. был принят первый бой. Эти отважные ребята держались три месяца, но тяжелейшие бои всё-таки заставили отступить. Из 1100 и живых осталось лишь сотня...
Завод тем временем не прекращал работу. Срочные заказы поступали один за одним, но, несмотря на это, за время войны и даже в условиях блокады Адмиралтейские верфи построили 7 подводных лодок типа Щ и К, 20 бронированных катеров типа МБК, 66 морских охотников за подводными лодками типа БМО, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 тонн. Также на предприятии было переоборудовано и отремонтировано 300 надводных кораблей, судов и подводных лодок. Всего за время ВОВ верфи изготовили около 3000 комплектов тралов, 8000 патронов для тралов, 120 000 морских мин, 300 якорных мин, 1 500 минометов МБ-82, 30 000 металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 91 комплект параванов, 80 000 корпусов снарядов, мин, авиабомб, а Кировскому заводу изготовлено и поставлено 18 300 единиц деталей для танков.
А кто же трудился на заводах имени Андре Марти и "Судомех"? К 1 января 1943 года 70% рабочих рук были женскими и подростковыми. А работа кипела тут круглые сутки в две смены по 12 часов, без выходных. При этом завод неустанно бомбил враг.
Интересный факт. За время ВОВ на заводе разработали так называемого "морского охотника" за подводными лодками. Малых размеров корабль получился весьма неплохим: броня толщиной 8-12 мм в районе наиболее важных узлов, возможность преодолевать лед толщиной 6-7 см, глубинные бомбы на вооружении, пушка, пулемет, высокая скорость передвижения. Проект был разработан всего за 15 дней, а построен за 40. Идея создания охотников принадлежала командованию Балтийского флота, разрабатывали их на "Судомехе" под наблюдением главного инженера Юрия Деревянко.
Балтийский завод
Уже в конце мая 1941 г. 70 немецких специалистов, участвовавших в достройке тяжелого крейсера "Петропавловск" на Балтийском заводе, были отозваны на родину. Надвигалась война. Когда на предприятии появился фанерный щит с лозунгом: "Балтийцы! Пошлем верных сынов Родины добровольцами на фронт!" – в цехах едва успевали принимать заявки, а машинистки – печатать списки.
Из рабочих, инженерно-технических работников и служащих Балтийского завода были образованы пять воинских подразделений:
Стоит отметить, что добровольцев не оставили без вооружения. Пока они проходили военную подготовку, Балтийский завод изготовил для них: 14 минометов, специальные патроны для 360 охотничьих ружей, 18 000 финских ножей, переделали в боевые 400 учебных винтовок и восемь пулеметов.
"15 августа мы должны были захватить высоту, контролировавшую шоссе Псков — Луга. Мы скрытно пошли к высоте и ворвались в окопы. В рукопашной схватке истребили десятки фашистов..." – из воспоминаний работника Балтийского завода Е.Л. Гавриленко.
К зиме 1941-1942 годов число рабочих сократилось на 23%. Более 600 специалистов эвакуировали из города на судостроительные предприятия в тыл.
Однако... военные заказы нужно было исполнять. Решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) завод сосредоточился на выпуске подводных лодок, эсминцев, тральщиков, охотников за подлодками, боевых катеров, а также судоремонте. Ежемесячно балтийцы производили по 400 полковых пушек 76,2 мм, так необходимых для обороны города. Машиностроительные подразделения выпускали минометы, корпуса фугасных авиабомб, артиллерийские снаряды, детали для реактивных минометов (речь идет о легендарных "катюшах"). Всего за время блокады Ленинграда на заводе было произведено оборудования и колпаков для 428 дотов. В ноябре 1941 г. тут изготовили понтоны: по ним перевозили танки из района Невской Дубровки на левый берег Невы. К середине 1943 г. на Балтийском заводе появился новый механический участок, где стали выпускать реактивные снаряды М-13.
Из работников завода формировали выездные ремонтные бригады. Первым привели в порядок миноносец "Стерегущий", потом пошли эсминцы "Сметливый", "Грозящий", "Страшный", "Гордый", "Славный" и "Суровый". Чинили подлодки С-4, С-5, С-6, С-7 и С-9. Благодаря Балтийскому заводу в канонерские лодки были переоборудованы шаланды "Олекма", "Нора", "Бурея". Отремонтировали крейсер "Максим Горький" всего за 43 дня. Также проводились восстановительные работы на линкоре "Октябрьская Революция", крейсерах "Максим Горький" и "Киров", 12 эсминцах, 11 подводных лодках и других кораблях, БЗ участвовал в восстановлении линкора "Марат" на Кронштадтском морском заводе, миноносца "Сторожевой", крейсера "Петропавловск".
В сложнейших условиях балтийцы смогли достроить и сдать флоту 3 подлодки: в 1942 году – К-56, спустя год – Л-21, в 1944 году – К-55. Также Балтийский завод построил 20 малых тральщиков типа МТ-1 и 17 - типа МТ-2.
Невский судостроительно-судоремонтный завод
Во время ВОВ НССЗ известен тем, что тут базировались канонерские лодки, минные заградители, сторожевые корабли. Как и на других заводах, работы велись круглосуточно. В связи с регулярными обстрелами 3 сентября 1941 НССЗ эвакуировали в пригород Великого Устюга затон Кузино. Там предприятие занялось скорейшим развертыванием производства, и за время ВОВ для нужд фронта выпустило около миллиона минометных мин, 800 походных кухонь, отремонтировало более 100 речных судов. Одновременно с исполнением своих прямых обязанностей тут готовили будущих солдат: 1149 стрелков, 153 снайпера, 124 минометчика, 77 станковых пулеметчиков, 35 истребителей танков, 5 телефонистов, 3 радиста.
Март 1943 г. – Шлиссельбург освободили и туда прибыла бригада для восстановления эвакуированного завода. 1944 г. – ремонт завода, затопленного гражданского флота и кораблей Ладожской военной флотилии, в этом же году полностью возвращается коллектив завода. Также стоит отметить, что за героический труд НССЗ от Государственного комитета обороны получил в награду переходящее Красное Знамя. А за доблестный труд во время ВОВ 170 тружеников предприятия наградили орденами и медалями.
После войны первое время на заводе занимались изготовлением слипового оборудования, паровых и паровоздушных насосов, инжекторов и т.д., а также реконструкцией цехов и расширением производства.
Средне-невский судостроительный завод
К 1941 г. СНСЗ отличался современным производством и отличным оборудованием: новейшие станки для обработки и проверки средств измерения, лучшее сварочное оборудование. Корабли отправлялись в воду на спусковых тележках по наклонному слипу. Строили тут в основном базовые и эскадренные дизельные тральщики. В самом начале войны 500 заводчан было направлено для осуществления оборонных работ. В районе станций Пери, Вырица, Саперная, Колпино. Непосредственно во время военных действий работа завода не прекращалась.
Заказы, которые выполнялись на СНСЗ во время ВОВ
В начале войны завод выполняет срочный заказ по достройке быстроходных броневых катеров проекта 1124 заводов № 99 и № 100 и уже в августе их сдает ВМФ. 5 август 1941 г. – сдает тральщик Т-217. 8 сентября 1941 года, когда кольцо блокады замкнулось, завод оказался в 5 км от линии фронта (подвергался постоянному обстрелу), но продолжил работу. Однако эскадренный тральщик "Василий Громов" 80% готовности было решено всё-таки перевести на Петрозавод. По итогу из-за регулярных обстрелов СНСЗ в октябре 1941 г. перебазируют на территорию эвакуированного Завода навигационных приборов.
Тральщик "Владимир Полухин", испытывающий артиллерийское вооружение в сентябре 1942 г. подвергся огневому поражению. Тогда орудия испытали прямо на враге, который засел в шпиле Петергофской церкви, где засели фашистские наводчики. 13 мая 1942 г. СНСЗ получает задачу – строительство самоходных плашкоутов для Ладожской Дороги жизни (проект разрабатывали конструкторы Петрозавода).
В 1943 г. после прорыва кольца блокады производственная программа СНСЗ резко возросла. В конце года завод взялся за ремонт канонерской лодки "Пионер". 11 января 1944 г. – заказ на постройку пяти трал-барж (две из них необходимо было сдать уже в феврале). Ноябрь 1944 г. – подготовка к строительству 100-тонных малых тральщиков. 1945 г. – ввод в эксплуатацию малых тральщиков "МТЩ-73", "МТЩ-74" и "МТЩ-86".
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1985 года Средне-Невский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны 1-степени. В память о погибших заводчанах перед зданием администрации СНСЗ в сквере установлен памятник.
Завод имени А.А. Жданова
Как и на остальных верфях, в первые годы войны многие заводчане записались в народное ополчение. Кроме того предприятие весьма быстро оказалось практически рядом с линией фронта: до немцев оставалось 3 км. Завод имени А.А Жданова подвергся самому мощному обстрелу, по сравнению с другими заводами Ленинграда, однако рабочие все равно продолжали ковать победу.
Ждановский завод поставил фронту 55 лафетов, 631 щит, 20 тысяч мелких деталей для полковых 76 мм пушек, 12 артиллерийских установок, а также оборудовал жилые вагоны для орудийных расчетов, снабдили батареи средствами связи, соорудили три платформы с 37-мм зенитными пушками. Предприятие производило детали танков "KB", собирала долговременные огневые точки из корабельной брони, артиллерийские снаряды, мины, фугасные и зажигательные авиабомбы, шанцевый инструмент и т.п.
Из-за близости к фронту Ждановский завод частично всё-таки был эвакуирован на Малую Невку Выборгской стороны, а из-за серьезных обстрелов на заводе не планировали строить те самые баржи для Дороги жизни. Но заводчане настояли. И выбили себе заказ на сверхплановую, одиннадцатую баржу.
Интересно будет кому-то вспомнить, а кому-то узнать, что каждый ленинградский судостроительный завод по началу пытался самостоятельно организовать сборку корпусов, но получалось это не очень. По итогу приняли решение в бухте Гольцмана создать объединенную верфь во главе с директором Завода имени А.А. Жданова Сергеем Боголюбовым. Решение оказалось удачным, а коллектив трудился по 16-18 часов в сутки, чтобы вовремя все успеть. Благодаря таким стараниям первая баржа появилась уже 27 мая 1942 г. А всего обеспечивали Дорогу жизни 14 барж. Также Ждановский завод строил самоходные тендеры грузоподъемностью 10-12 тонн и плашкоуты на 25 тонн, которые снабжали автомобильными моторами. Всего их было сделано 18.
Не обошлось, конечно, и без судоремонта. А как иначе в войну? На счету предприятия эсминцы "Строгий" и "Стройный" (весной и летом 1942 велись достроечные работы, при этом корабли продолжали вести боевые действия). Лидер эскадренных миноносцев "Минск": корабль затонул после налета авиации в 1941 г., в 1942 г. был поднят. Всего на ремонт ушло 60 дней. 5 ноября 1942 г. "Минск" отпраздновал свой второй день рождения. 1943 г. – ремонт сторожевого корабля "Вихрь", в этом же года стали строить малые тральщики – стотонники про проекту 253 Л. Кстати, производство тральщиков организовали поточнопозиционным методом. Это позволило довольно-таки быстро выпустить 17 малых и 11 больших тральщиков, изготовить плавучие емкости для заправки топливом малых кораблей и катеров. В копилку ремонтных работ также нужно добавить эсминец "Стрегущий".
Кстати, в 1989 г. Ждановский завод вновь становится Северной верфью. Сегодня на территории предприятия расположен известный памятник в виде носа корабля, на котором написано "Корабелам, стоявшим насмерть!"
Кронштадтский морской завод
Тут к началу объявления войны на ремонте находилось 26 боевых кораблей, но буквально через неделю из-за минной опасности на Балтике их число стало увеличиваться. Первым в очереди на ремонт 27 июня 1941 г. оказался крейсер "Максим Горький", наткнувшейся на минной поле у острова Даго (Хийумаа). Корабль в строй вернули за 43 дня.
Работали тут, как и везде, круглосуточно: две смены по 12 часов. Дел было более чем достаточно. Вскоре приступили к переоборудованию деревянных рыболовных судов в магнитные тральщики. На шаланды насаживали орудия, модернизируя их до канонерских лодок. А буксиры и катеры оснащали зенитными установками, минным и тральным вооружением.
За время ВОВ судоремонтному заводу приходилось не только заниматься ремонтом, но и строить: тут изготавливали 50-мм минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки. Для зимы готовили санные установки и плавучие доты для 45-мм пушек, минометов, пулеметов. Непосредственно для обороны заводы были созданы 10 бронированных огневых точек, 114 блиндажей, 2 дота, в здания 160 амбразур; протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы.
И не зря. За время военных действий Кронштадтский морской завод неоднократно подвергался налетам и обстрелам. А сухие доки нужно было защищать – они были жизненно необходимы кораблям. Так, чтобы сохранить работоспособность дока Велещинского, его батопорт был усилен бронеплитами. И это действительно помогло. А следы обстрелов Кроншдатского морского завода на предприятии можно найти и сегодня, прямо в сухом доке, на граните которого запечатлелись ссадины войны.
Вновь к судоремонту
За 1942 г. на АО "КМЗ" отремонтировали 125 кораблей (40 крупных), а также были переоборудованы нескольких десятков внеплановых кораблей. Кронштадтский морской завод изготовил для фронта 500 камельков для блиндажей, 100 волокуш для пулеметов, запасные части для газогенераторных установок. Благодаря стараниям и опережению плана, к зимнему судоремонту работники предприятия приступили на месяц раньше.
К 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта – 62 корабля, к 1 апреля – 119 кораблей. К наступлению апреля плановый ремонт Балтийского флота был завершен. Всего привели в порядок 229 кораблей, 5 – капитально, 154 корабля прошли через доки; возобновили массовый выпуск морских шлюпок (125 единиц) и 12-весельных баркасов.
Вместо вывода
С наступающим Днем Победы всех нас!
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |