Судостроительная стратегия России: от экономики – к Человеку

Как нашей стране в ближайшие годы предстоит развиваться во времени и пространстве, к чему в этой связи готовиться работникам морской отрасли в целом и корабелам в частности?
Вид на акваторию морского порта Санкт-Петербург / Фото: Корабел.ру
Вид на акваторию морского порта Санкт-Петербург / Фото: Корабел.ру

В предновогодней суете некоторые знаковые для Государства Российского события оказались незаслуженно обойденными вниманием отраслевых медиа. Так, 28 декабря 2024 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал правительственное распоряжение №4146-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030-го и с прогнозом до 2036 года.

Как следует из текста документа, основной целью осуществления этого процесса является создание сбалансированной системы распределения трудовых ресурсов и территориальной организации экономики России в целом, что будет способствовать достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности. Таким образом, речь идет не столько о приращении территории, сколько об оптимизации комплексного использования уже имеемого пространства – при всесторонней поддержке и строгом контроле со стороны государства.

Среди представленных в Стратегии новых терминов и понятий особого внимания заслуживает определение геостратегических территорий России – как пространств в границах одного или нескольких субъектов (или их части) Российской Федерации, имеющих существенное значение для обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности, развитие которых в связи со специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности требует дополнительных ресурсов. 

Одним из приоритетных направлений дальнейшего развития России признана необходимость укрепления международных торговых связей, что в свою очередь требует масштабной модернизации и дальнейшего наращивания отраслевой инфраструктуры. В связи с этим первоочередное внимание Стратегии естественным образом концентрируется на решении проблем освоения потенциала Арктической зоны, Дальневосточного и Азово-Черноморского федерального округов (включая вошедшие в состав последнего новые регионы России). Ключевым же условием для успешного развития указанных территорий является совершенствование и пополнение транспортной составляющей региональных экономик – в первую очередь портовой инфраструктуры, морского и речного флотов, а также железнодорожного и автомобильного сообщения. 

Приоритет транспортной системы диктуется чувствительными изменениями геополитических реалий, в результате которых Россия и в среднесрочной перспективе сохранит курс на разворот основных грузопотоков с Запада на Восток. Так, согласно прогнозам отечественного Кабмина, к 2030 году (по сравнению с показателями "мирного" 2021-го) объемы нашей внешней торговли с недружественными странами  сократятся в шесть раз, зато товарооборот с иными странами вырастет в 2,5 раза и составит более 90 процентов от всего общего объема внешней торговли. При этом крупнейшими торговыми партнерами Российской Федерации станут государства Восточной и Южной Азии, а также Ближнего Востока.

В первую очередь это касается Китая, который является главным торговым партнером России еще с 2010 года. Согласно статистике правительства РФ, по итогам 2023 г. двусторонний товарооборот между нашими странами вырос на 23,1% в годовом исчислении, превысив отметку в $228 млрд. За этот же период физические объемы отечественного экспорта в Индию увеличились почти в десять(!) раз, а в Турцию – более, чем на четверть. По результатам же 2024 года Кабмин ожидает еще более впечатляющих достижений по приросту грузооборота с этими (и не только) партнерами, отказавшимися от присоединения к антироссийским санкциям.

Соответствующие изменения наблюдаются и в распределении грузопотоков по международным транспортным коридорам. При этом снижение данного показателя на Северо-Западном направлении компенсируется отчетливым его приростом на Восточном и Южном (Азово-Черноморском) направлениях: 

Распределение грузопотоков по основным направления МТК, %
Распределение грузопотоков по основным направлениям МТК, %/Данные: Стратегия пространственного развития РФ на период до 2030 г.

 

Направления МТК

2022

2023

"Северо-Западное"

42

36

"Восточное"

34

37

"Азово-Черноморское"

23

25

Прочие

1

2

Распределение грузопотоков по основным направления МТК, % / Фото: Данные: Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г.
Распределение грузопотоков по основным направления МТК, % / Данные: Стратегия пространственного развития РФ на период до 2030 г.

Российское правительство прогнозирует, что по сравнению с 2023-м, к 2030 году доля экспортно-импортных перевозок по МТК "Восточное направление" увеличится до 39%, в то время как аналогичный показатель для МТК "Северо-Западное направление" просядет до 33%. Заметим, что при этом все же ожидается 5,5% прирост физических объемов перевозимых по северо-западным маршрутам грузов. Согласно предварительным расчетам Кабмина, в целом грузопоток по проходящим по территории России международным транспортным коридорам к 2030 году достигнет 1,52 миллиарда тонн, что в полтора раза выше соответствующего показателя 2021 года. 

Однако достичь подобного результата в установленные сроки будет непросто. Формирование и наращивание грузовых потоков по новым приоритетным направлениям (в условиях переориентации внешней торговли) настоятельно требует:

1. Уменьшения транспортных издержек – за счет снижения себестоимости перевозок и оптимизации их маршрутов, а также логистических цепочек.

2. Повышения устойчивости грузоперевозок – за счет снижения транзита через третьи страны.

3. Увеличения количества опорных точек (порты, наземные пограничные переходы) для входа на рынки дружественных стран, а также поступательного наращивания их перевалочных/пропускных мощностей.

Решать все эти задачи без оперативного создания современного транспортного флота представляется делом малоперспективным. Примечательно, что прогнозируя дальнейший прирост грузовой базы для Северного морского пути (главным образом за счет экспорта ресурсных грузов, добываемых в "приарктической" зоне), Стратегия пространственного развития России откровенно признает, что рост морских перевозок по этому перспективному маршруту на практике сдерживается нехваткой крупнотоннажного флота – включая ледоколы и суда ледового класса. 

Утилизация Корабля и Контейнерный терминал в порту Санкт-Петербурга / Фото: Корабел.ру
Утилизация Корабля и Контейнерный терминал в порту Санкт-Петербурга / Фото: Корабел.ру

Формирование такого флота наряду с увеличением пропускной способности портов Арктического бассейна (в первую очередь глубоководных) представляются ключевыми условиями для обеспечения круглогодичного транспортного сообщения с удаленными и труднодоступными районами Арктики, Сибири и Дальнего Востока. В свою очередь круглогодичная навигация жизненно необходима для реализации крупных инвестиционных проектов на прилегающих территориях. Природный газ, нефть, уголь, руды – все это мало извлечь из земных недр в экстремальных природных и погодных условиях, но необходимо еще и доставить потребителям, причем преимущественно силами водного транспорта.

В дополнение к этому, Стратегия подчеркивает необходимость активного развития контейнерных перевозок в Азово-Черноморском направлении, а также из портов Дальневосточного федерального округа. В последнем случае отдельной строкой отмечается особая значимость развития морских линий для российско-индийской торговли по маршруту Владивосток – Ченнаи, о котором Korabel.ru подробно рассказывал ранее.

Итак, России настоятельно, в кратчайшие сроки и в значительном количестве требуются наливные и СПГ-танкеры, контейнеровозы, балкеры, суда под генеральный груз – что открывает перед отечественными корабелами весьма широкое поле деятельности. Удовлетворение столь масштабного внутреннего спроса требует не только максимальной мобилизации уже существующих судостроительных мощностей, но и сооружения новых верфей, первую из которых предполагается к 2031 году ввести в строй на Дальнем Востоке.

Кстати, одними лишь транспортными судами ассортимент будущего новостроя не ограничивается. Стратегия пространственного развития нашей страны предусматривает еще и поступательную активизацию использования морских биоресурсов, включая интенсивное увеличение объемов рыбоводства (аквакультуры), а также переход от преимущественно прибрежного рыболовства к промыслу в отдаленных районах Мирового океана.

 Наращивание добычи биоресурсов с их последующей максимально глубокой переработкой – не только один из важнейших элементов обеспечения продовольственной безопасности государства, но и естественный ключ к освоению его удаленных регионов, привлечению в них дополнительных трудовых ресурсов и, как следствие, большей экономической отдачи. Однако, чтобы эффективно пользоваться этим ключом, нужен современный промысловый флот, а также обеспечивающая его деятельность береговая инфраструктура. Это позволяет надеяться, что известная программа инвестиционных квот (т.н. Квоты под киль) получит свое продолжение – причем в первую очередь для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, на долю которого приходится порядка трех четвертей всего объема отечественного вылова биоресурсов.

Но чтобы строить новые верфи и флот, управлять современными судами, ремонтировать их и обеспечивать перевалку грузов прежде всего нужен Человек, обладающий соответствующим набором необходимых компетенций, профессиональных навыков и опыта. При этом людям, создающим экономику страны, должны быть безусловно обеспечены достойные условия жизни – вне зависимости от регионов их проживания и трудовой деятельности. 

Глубоким пониманием этой простой истины и объясняется наличие в числе приоритетов новой Стратегии России развития социальной сферы с целью сокращения разрыва в качестве жизни и условий труда между различными геостратегическими территориями. Для этого предполагается нарастить обеспеченность их "опорных" населенных пунктов элементами конкурентоспособной социальной инфраструктуры (образования, медицинского обслуживания, спорта и т.д.). При принятии же решения на создание новых социальных инфраструктурных объектов или расширения возможностей уже существующих теперь станет обязательным учет состава населения (по возрасту и полу), степень привлекательности территорий для молодежи и семей с детьми, уровня миграционных потоков, а также соотношение демографического прогноза и реальной кадровой потребности реализуемых (или планируемых) на местах инвестиционных проектов.

В этой связи стоит отметить, насколько тесно социальные положения Стратегии пространственного развития России смыкаются с предшествующими поручениями высшего руководства нашей страны. Особенно наглядным это представляется для судостроительной отрасли, о необходимости повышения зарплат в которой заявил сам Президент России Владимир Путин. Так, на правительственном совещании в конце июня прошлого года, глава государства отметил, что уровень зарплат отечественных корабелов "достаточно скромный пока" и призвал "создать в судостроении действительно привлекательные, конкурентные условия труда, включая достойные, высокие заработные платы рабочих, инженеров, технического персонала, управленцев", включая специальные социальные программы для поддержки специалистов и их семей. Президент также подчеркнул, что это – общая задача государства, предприятий отрасли и всей системы образования.

…теперь остается только (объединенными усилиями) эту стратегическую задачу решить.

 

Материалы по теме:



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Донской Алексей Владимирович
03.02.2025, 21:11
Так! И кто этот ЧЕЛОВЕК? ))
Свежие новости
Онежский ССЗ выиграл тендер на поставку шести самоходных шаланд для "Росморпорта"
21:30 , 05 Февраля 2025 / судостроение