"Квоты под киль" и "Инвестиционные квоты" стали стимулом судостроения в России или катализатором, обнажившим основные проблемы на заводах и верфях? На каких вопросах важно сосредоточиться, когда речь заходит о промысловых судах? Основные проблемы были сформулированы на круглом столе "Первые итоги взаимодействия российских рыбопромысловых и судостроительных предприятий по обновлению флота", прошедшем в рамках Международного рыбопромышленного форума и выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий.
Начнем с Выборгского судостроительного завода (ВСЗ). Именно здесь был построен первый крупнотоннажный траулер "Баренцево море" для нужд СЗРК, и именно тут первыми не побоялись признать, что предприятие испытывает объективные затруднения в строительстве.
"Верфи переоценили себя", – констатировал факт генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев.
|
Генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев / Фото: Корабел.ру |
А потом осознали эту ситуацию, и стали совместно искать пути решения. С какими стандартными проблемами сталкиваются судостроительные предприятия, взявшиеся за "рыбаков"? Длительная доработка проектов и необходимость параллельно работать и над документацией, и над строительством судна, затяжные согласования по внесению изменений в документацию, порой необходимость работать сразу над несколькими головными судами параллельно, увеличение реальной трудоемкости по сравнению с планируемой, нехватка квалифицированных кадров, проблемы с поставленным оборудованием или его настройкой, и, как результат, смещение сроков строительства вправо. Также генеральный директор ВСЗ заметил, что программа квот не стала прорывом для судостроения.
Почему?
Потому что для верфей и заводов она, скорее, оказалась сверхзадачей, нежели драйвером, как на это многие рассчитывали, когда брались за дело.
|
Представитель от ОСК Владимир Рачин / Фото: Корабел.ру |
Однако разговор не о провале, а о выводах, которые необходимо сделать. Строительство рыбопромыслового флота помогает российским корабелам развивать компетенции, которых до этого у них не было, о чем напомнил всем во время круглого стола представитель от ОСК Владимир Рачин. При этом хочется отметить, что сами рыбаки с пониманием отнеслись к сдвигу сроков, несмотря на то, что они понесли убытки, дискуссия во время встречи выстраивались в дружелюбной обстановке. Заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко, генеральный директор ООО "УК "Фор", заместитель генерального директора по связям с общественностью "Норебо" Сергей Сенников, принявшие участие в дискуссии, лишь обозначили "узкие места", с которыми стоит поработать. Судостроители в ответ заметили с большой благодарностью, что деньги за свою работу получают вовремя.
|
Заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко / Фото: Корабел.ру |
Россия, на чем сошлись несколько спикеров, на сегодня строит по-настоящему современные рыбопромысловые суда, некоторые из которых не имеют аналогов в мировом судостроении, что может стать поводом задуматься об экспортном потенциале теплоходов. Ведь в какой-то момент заказ внутри страны на рыбопромысловые суда исчерпает себя. Но возможно ли, что Россия станет поставлять "рыбаков" за рубеж? По данному вопросу мнения разделились.
|
Генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов / Фото: Корабел.ру |
Генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев сказал, что российские рыбопромысловые суда никогда по цене не смогут конкурировать с зарубежными (речь о Турции и Китае) по ряду причин, генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов не увидел проблемы в том, чтобы поставлять их на экспорт.
В ходе круглого стола также обнажилась проблема взаимодействия с Регистром. Именно здесь судостроителям часто приходится натыкаться на те самые длительные согласования внесенных изменений в документацию. На этот счет главный редактор Корабел.ру и модератор встречи Николай Ивакин предложил собрать воедино все "претензии" и обсудить их на предстоящей выставке "Нева 2021".
|
Главный редактор Корабел.ру и модератор встречи Николай Ивакин / Фото: Корабел.ру |
В заключение отметим, что тем, кто столкнулся со строительством промысловых судов, сегодня больше всего необходимы конкретные, ясно сформулированные решения, способные ускорить строительство. И они шаг за шагом появляются.
Пожелаем корабелам удачи, а рыбакам терпения. А мы в скором времени предложим вашему вниманию видеосюжет с круглого стола, а также статью, где будут развернуто представлены позиции всех участников дискуссии.