Мы продолжаем знакомить наших читателей с современным зарубежным судостроением. Воспользовавшись тем, что в Санкт-Петербурге открыл свой офис Голландский Морской Дом в России, мы обратились к его руководителю Михаэлю Корнелиусу Рураде, с просьбой ответить на наши вопросы.
На сегодняшний день о судостроении в Голландии среднестатистический россиянин помнит только, что в далеком 17 веке Петр I учился строить корабли под руководством мастера Тиммермана. Более того — судя по опросу на сайте bd.fom.ru, только 28% россиян уверены в том, что Голландия и Нидерланды — одна и та же страна. Новостные порталы регулярно радуют нас заметками, что тот или иной завод в России или Украине строит корпуса по заказам голландских судостроительных фирм. Но о сегодняшнем судостроении в Нидерландах ни слова!
Убежден, что это надо исправлять. И начинать необходимо с информирования российских коллег о голландском судостроении.
Расскажите, сколько компаний работают на рынке судостроения в Голландии?
Сегодня в стране функционирует около 100 судостроительных и судоремонтных верфей. Кроме того, компаний-поставщиков оборудования около 750. Во всей отрасли работает более 35.000 человек. Совместный оборот отрасли составляет 8,8 миллиардов евро, из которого 4,6 миллиардов приходится на экспорт.
Какие верфи Вы бы выделили?
Самые известные голландские верфи – «DAMEN» и «IHC Merwede». На самом деле, это крупные холдинги, в состав которых входит множество специализированных верфей. «DAMEN» строит буксиры, рабочие катера, патрульные корабли, грузовые суда, земснаряды, мега-яхты, суда военно-морского флота, и т.д. «IHC Merwede» - земснаряды всех типов и суда специального назначения для нефтегазового сектора. Продукция этих предприятий давно завоевала всемирное признание и применяется для решения самых сложных задач в любой точке земного шара.
Какую долю на рынке судостроения занимают международные корпорации?
Упомянутые верфи сами являются международными корпорациями с филиалами по всему миру, но базируются в Нидерландах. В этом отношении следует отметить, что Нидерландское судостроение пережило серьезные трудности в 60-х и 70-х годах ХХ-го века. После того как поддерживаемая государством корпорация обанкротилась, остались лишь отдельные частные предприятия. Наша промышленность могла в то нелегкое время потихоньку исчезнуть со сцены мирового судостроения. Однако проведенная реструктуризация отрасли дала положительные результаты, и только благодаря постоянным инновациям отрасль сумела справиться с проблемами и заняла нынешнее положение на мировом рынке. Несмотря на конкуренцию других стран, постоянное технологическое развитие нашего судостроения способствует тому, что для решения самых сложных морских задач обратиться можно только к голландцам. Российское Правительство, кстати, хорошо понимало это, когда решало задачу подъема подлодки «Курск» со дна Баренцева моря.
Какое судовое оборудование производят голландские компании, на рынки каких стран они наиболее ориентированы?
Помимо того, что я возглавляю Голландский Морской Дом в России, я представляю Голландскую Ассоциацию Поставщиков Морского Оборудования. В этой отрасли в Нидерландах работает 750 компаний, 300 из которых - члены нашей Ассоциации. Эти компании занимаются морским проектированием, подрядными работами, в том числе производством практически всех видов оборудования и комплектующих, предоставлением услуг в сфере морского бизнеса. Половина всего объема продукции экспортируется на мировой рынок. Важные для нас направления - это Вьетнам, Китай, Индия, Сингапур, Ближний Восток, Соединенные Штаты, Россия, Румыния, Норвегия, Греция, Испания, Германия и другие. Все мировые судостроительные державы являются нашими партнерами.
Какие технологии в области судостроения можно с полным правом назвать «голландскими»?
Наши поставщики производят практически все виды оборудования и поэтому трудно осветить все стороны отрасли. Конечно, некоторые поставляют достаточно стандартную продукцию. Но эти компании сумели завоевывать себе достойное положение на мировом рынке благодаря превосходному сервисному обслуживанию и хорошему соотношению цены-качества. Другие предприятия достигают успехов на мировом рынке благодаря инновациям. Такие примеры можно найти даже среди компаний, которые входят в состав правления Голландского Морского Дома в России.
Взять, к примеру, компанию «Winteb». Она является самым крупным в мире производителем вентиляционных головок из алюминия. В отличии от стандартных стальных головок которые нуждаются в замене каждые 3-4 года, продукция компании Winteb служит 10-15 лет даже без покраски. Данная продукция продается в 67 странах и имеет типовое одобрение РМРС и 8 других классификационных обществ. Недавно «Winteb» также разработала варианты с внутренним электрообогревом для арктических условий и вентильные головки, которые позволяют обеспечить постоянную циркуляцию балластной воды.
Другая компания «Promac»: среди прочего, она производит льдогенераторы. Казалось бы, это тоже довольно стандартный вид оборудования. Однако вместо чешуйчатого льда, который может повреждать рыбу при транспортировке и хранении, уникальный генератор «Promac» производит ледяную шугу или жидкий лед, который не представляет угрозы для сохранности ценного улова. Данная разработка получила второе место в номинации на лучшую морскую инновацию Нидерландов в 2009 году.
Как видите, примеры уникальных «голландских» технологий найти несложно. Надеюсь, что в ближайших выпусках Вашего издания мы сможем рассказать о других инновациях и разработках нашей отрасли.
Стремятся ли Ваши соотечественники к выходу на российский рынок оборудования? И, если «да», то с чем?
Ответ, несомненно, положительный. Некоторые компании десятилетиями работают на российском рынке, другие сравнительно недавно стали проявлять к нему интерес. Когда несколько лет назад наша Ассоциация провела исследование рынка, выяснилось, что в российской судостроительной промышленности нашу страну, естественно, помнят как место обучения Петра I, как Вы справедливо отметили в начале нашей беседы, но до сих пор не знают, чем наша промышленность может помочь сегодняшнему развитию российского судостроения.
Поэтому в 2007 г. мы объединились с Голландский Ассоциацией Поставщиков Оборудования для Добычи и Разведки Нефти и Газа (IRO) и Ассоциацией Водного Спорта (HISWA) и начали финансированную Нидерландским Правительством трехлетнюю программу «Focus on Russia». Цель программы - более тесное технологическое сотрудничество между голландскими и российскими компаниями и поставщиками оборудования с учетом потребностей судовладельцев. В рамках этой программы были организованы семинары, торговые миссии, выпущены каталоги и был создан интернет-портал www.focusonrussia.com. В данное время в программе участвует около 60 голландских компаний. С каждым годом их число растет.
В рамках этой программы был создан Голландский Морской Дом в России . Учреждение состоялось в сентябре прошлого года во время выставки «НЕВА» в Санкт-Петербурге. Это представительство действует как связующее звено между морскими отраслями России и Нидерландов. Познакомив специалистов из России с передовыми знаниями Нидерландов в отрасли, и помогая голландским компаниям расширить свою деятельность в России, мы рассчитываем способствовать развитию мирового судостроения и судоходства.
В июне этого года в рамках нашей программы мы организуем торговую миссию, которая посетит Приволжский регион и Санкт-Петербург. Делегация состоит из тридцати представителей Голландских компаний. В сентябре также планируется принять делегацию из России.
В июне этого года в рамках нашей программы мы организуем торговую миссию, которая посетит Приволжский регион и Санкт-Петербург. Делегация состоит из тридцати представителей Голландских компаний. В сентябре также планируется принять делегацию из России.
Расскажите об яхтостроении в Голландии. Считается, что этом деле Вы «впереди планеты всей».
Это действительно так. Нидерланды, конечно, не единственная страна, где производят мега-яхты, но факт, что до начала кризиса наши компании ежегодно поставляли в среднем около 30 мега-яхт российским заказчикам, говорит сам за себя. Наши верфи, проектировочные бюро славятся по всему миру. Яхты, которые выпускает, например, Timmerman Yachts в Москве, не только спроектированы голландской компанией, но и большая часть технической «начинки», от гидравлики и системы электрики до краски, голландские.
В сентябре этого года в Гамбурге пройдет очередная выставка SMM-2010. Будут ли Ваши компани на ней представлены? Думаю это хорошая возможность ближе познакомиться российским и голландским судостроителям.
Как и на выставке «НЕВА-2009» в Санкт-Петербурге, голландские производители будут представлены на выставке «SMM-2010» в Гамбурге. Они объединены под специально разработанным брэндом - «Maritime by Holland». Этот будет совместный стенд на 900 м2 , который трудно не заметить. Все 44 голландских компаний,-участников SMM будут рады встретиться с представителями Российского судостроения.
Беседовал - Николай Ивакин, главный редактор «Корабел.ру»
Справка редакции о голландском судостроении в 2008 году:
14 мая 2009 года Ассоциация судостроения Голландии опубликовала обзор отечественного судостроения по итогам 2008 года. Оборот голландского судостроения по итогам 2008 составил 8.8 миллиарда евро (7.6 в 2007), занято 37500 человек (35000 в 2007).
В 2008-м построено 378 морских судов. Заказано 204 общей стоимостью 2.6 миллиарда евро (4.12 миллиарда в 2007), на долю экспорта, то есть заказов иностранных судовладельцев, приходится 85%.
Оборот снабженческих компаний составил 5.7 миллиарда евро, на 17% больше чем в 2007-м, всего в морском снабжении задействовано 750 голландских компаний. Занятость выросла на 10% и достигла величины 23100 рабочих мест.
Оборот судоремонтной отрасли составил 744 миллиона евро (664 в 2007), в отрасли занято 2140 человек (2100 в 2007).
В 2008 году построено и сдано 182 не морских судна стоимостью 810 миллионов евро (2007 - 149 судов на 920 миллионов).