Пишу эти строки, как вы понимаете, в апреле 2020 года. Время смутное, вирус во всем мире наделал такого шухера, которого я еще не видел. Говорят, что во времена Великой депрессии было нечто похожее, но я сравнивать не берусь, так как сам не видел, да и время было другое.
Сейчас из всех СМИ на нас выливается огромное количество негативной информации, зачастую одна новость противоречит другой, мнение одного признанного авторитета совершенно не совпадает с мнением другого, не менее признанного. Короче, ничего не понятно, но страшновато. На этом фоне совершенно не хочется добавлять отрицательных эмоций, попробую найти позитив. Естественно, писать буду о судостроении и всем с ним связанном.
Главным позитивным для нас моментом является то, что работа для всех занятых в нашей отрасли есть. Никто не прогнозирует отказ от заказов, строящихся за счет бюджета. Военно-морской флот финансирование не останавливает, как это было на рубеже 1980-х и 1990-х годов прошлого века, когда на стапелях были остановлены работы практически на всех верфях, новых заказов не предвиделось и перспективы были весьма туманны.
Сейчас же и ВМФ, и Росморречфлот, и рыбаки от своих заказов не отказываются, более того, критикуют судостроителей за отставание в графиках строительства от ранее запланированных сроков. И деньги платят. Конечно, на фоне экономического кризиса, скорее всего, произойдет некоторое снижение активности в секторе коммерческого транспортного флота, но это вряд ли сильно ударит по нашим верфям, так как объемы такого судостроения у нас не особенно велики.
Приятной неожиданностью также стало и то, что курс нашей валюты не свалился в пике, как это было, например, в 1998 году, когда за считанные недели доллар подорожал с 6 рублей до 28! Я до сих пор без содрогания не могу вспоминать то время. Ведь тогда сложилась ситуация, при которой стоимость строительства судна в рублях (а все договоры с государственными заказчиками, ведь других просто не было, заключались в рублях) вдруг стала меньше суммы договоров на приобретение импортного оборудования, которое тоже было не на что заменить. Именно в это время мы по 3 – 4 месяца зарплату людям не платили. Денег просто не было. Сейчас же удорожание импорта на 10 – 15%, конечно, не самая приятная новость, но все же это не 450%. Кроме того, за прошедшие годы такие неприятности возникали не раз и кое-какие механизмы их разрешения уже наработаны.
Таким образом, предпосылок для краха отрасли пока, по крайней мере, не видно. Более того, есть реальный шанс, что наши предприятия станут очагами стабильности, ведь на фоне других бизнесов они должны выглядеть существенно лучше. Сегодня понятно, что значительное число работников в туристической индустрии, сфере услуг и продаж, ресторанном бизнесе и всем, что связано с населением как с заказчиком, останется не у дел. А на верфях зарплату платить будут. Может быть, в этих условиях человек серьезно задумается, кем быть? Охранником в ресторане или в "Пятерочке"? Или все-таки сборщиком, сварщиком и т.д. на судостроительном заводе? Если правильно воспользоваться ситуацией, то можно серьезно поднять престиж судостроителя, пополнить наши ряды, серьезно поредевшие за последние 10 – 15 лет.
В общем, ситуация сейчас, конечно, не самая радужная, но и не караульная. Надо просто привыкнуть к той реальности, в которой мы оказались, и спокойно делать свое дело – строить и обслуживать суда и корабли, модернизировать предприятия, осваивать новые технологии и совершенствовать старые, учить новые поколения корабелов.
И не болеть!
Главным позитивным для нас моментом является то, что работа для всех занятых в нашей отрасли есть. Никто не прогнозирует отказ от заказов, строящихся за счет бюджета. Военно-морской флот финансирование не останавливает, как это было на рубеже 1980-х и 1990-х годов прошлого века, когда на стапелях были остановлены работы практически на всех верфях, новых заказов не предвиделось и перспективы были весьма туманны.
Сейчас же и ВМФ, и Росморречфлот, и рыбаки от своих заказов не отказываются, более того, критикуют судостроителей за отставание в графиках строительства от ранее запланированных сроков. И деньги платят. Конечно, на фоне экономического кризиса, скорее всего, произойдет некоторое снижение активности в секторе коммерческого транспортного флота, но это вряд ли сильно ударит по нашим верфям, так как объемы такого судостроения у нас не особенно велики.
сухогруз "Пола Ярослава" / "Красное Сормово" Завод", ОАО |
Приятной неожиданностью также стало и то, что курс нашей валюты не свалился в пике, как это было, например, в 1998 году, когда за считанные недели доллар подорожал с 6 рублей до 28! Я до сих пор без содрогания не могу вспоминать то время. Ведь тогда сложилась ситуация, при которой стоимость строительства судна в рублях (а все договоры с государственными заказчиками, ведь других просто не было, заключались в рублях) вдруг стала меньше суммы договоров на приобретение импортного оборудования, которое тоже было не на что заменить. Именно в это время мы по 3 – 4 месяца зарплату людям не платили. Денег просто не было. Сейчас же удорожание импорта на 10 – 15%, конечно, не самая приятная новость, но все же это не 450%. Кроме того, за прошедшие годы такие неприятности возникали не раз и кое-какие механизмы их разрешения уже наработаны.
Таким образом, предпосылок для краха отрасли пока, по крайней мере, не видно. Более того, есть реальный шанс, что наши предприятия станут очагами стабильности, ведь на фоне других бизнесов они должны выглядеть существенно лучше. Сегодня понятно, что значительное число работников в туристической индустрии, сфере услуг и продаж, ресторанном бизнесе и всем, что связано с населением как с заказчиком, останется не у дел. А на верфях зарплату платить будут. Может быть, в этих условиях человек серьезно задумается, кем быть? Охранником в ресторане или в "Пятерочке"? Или все-таки сборщиком, сварщиком и т.д. на судостроительном заводе? Если правильно воспользоваться ситуацией, то можно серьезно поднять престиж судостроителя, пополнить наши ряды, серьезно поредевшие за последние 10 – 15 лет.
Корабел.ру |
В общем, ситуация сейчас, конечно, не самая радужная, но и не караульная. Надо просто привыкнуть к той реальности, в которой мы оказались, и спокойно делать свое дело – строить и обслуживать суда и корабли, модернизировать предприятия, осваивать новые технологии и совершенствовать старые, учить новые поколения корабелов.
И не болеть!
С уважением, Николай Ивакин, главный редактор