|
Смирнов Cергей Владимирович, директор ассоциации "Созвездие" и ассоциации "Судостроительный кластер Архангельской области" / Фото: Ассоциация "Судостроительный кластер Архангельской области" |
Сергей Владимирович, ассоциация задумывалась, как региональная сеть поставщиков для Штокмановского газоконденсатного месторождения. Как пришли к судостроению?
– Давно это было, шестнадцать лет назад. "Созвездие" создавалось по инициативе правительства Архангельской области и норвежской компании Statoil, как некоммерческая ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности. Мы и сегодня продолжаем развивать нефтегазовое направление, но не только. В 2018 году во взаимодействии с руководством региона образовали ассоциацию "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области".
– И начали проводить форум "Судостроение в Арктике"…
– Да, в этом году он пойдёт уже в пятый раз. Судостроительную тематику мы выделили в отдельное направление, потому что мы живем на берегах нескольких морей, и для нас слова "строить пароходы" – не пустой звук. Этим занимались наши деды и прадеды, этим занимаемся мы. Судостроение – важный сегмент экономики Архангельской области. Оно представлено не только крупными компаниями ОСК, но небольшими частными фирмами. Работают в регионе судоходные и рыбопромысловые компании.
|
Форум "Судостроение в Арктике" 2021 / Фото: Ассоциация "Судостроительный кластер Архангельской области" |
Флот – это не только крупные морские сухогрузы, это еще и суда "река-море", баржи, вспомогательный флот. Архангельск обеспечивает севера такими судами. Неотъемлемая часть эксплуатации судов где угодно, особенно, в Арктике – судоремонт. Он всегда был развит у нас, и сегодня представлен множеством компаний. Перевозки в регионе ведутся с высокой интенсивностью, и в порту Архангельск, кроме погрузки-выгрузки судов, происходит их ремонт и техническое обслуживание.
У нас в регионе высокий объём пассажирских перевозок на водном транспорте, наши промысловые суда ведут добычу морских природных ресурсов, не забудьте еще про науку. Все эти направления связаны с судостроением, и их представители будут участниками нашего мероприятия.
Почему форум проводится именно в Архангельске?
Как я уже сказал, на территории области работают не только крупнейшие предприятия ОСК ("Севмаш", "Звездочка", "СПО "Арктика"), есть еще целый ряд малых и средних частных компаний. Это поставщики и подрядчики Объединенной судостроительной корпорации, самостоятельные верфи. Все они развиваются, строят и ремонтируют суда, платят налоги. Значительная часть нашего населения трудоустроена в таких компаниях, поэтому их надо поддерживать. Некоторые по ошибке называют наш форум "Судостроение для Арктики". На самом деле его название "Судостроение в Арктике".
|
Форум "Судостроение в Арктике" 2021 / Фото: Ассоциация "Судостроительный кластер Архангельской области" |
– Крупные судостроительные предприятия области на слуху, расскажите о тех, кто менее известен…
– У нас есть и судостроители, и судоремонтники. Филиал "Звездочки" завод "Красная Кузница", база технического обслуживания Архангельского тралового флота, "Архангельская РЭБ флота", большое количество небольших подрядных организаций. Например, группа компаний "Оптимист". Есть проектные бюро. Судостроение – это всегда кооперационная история, связь с другими регионами, производителями оборудования. Какое-то судовое оборудования производится здесь, в Архангельске, но большая часть поступает к нам из других регионов.
– Вы упомянули в основном судоремонтников…
– "Архангельская РЭБ флота" – это не только судоремонтники, это и судостроение, но, в целом, вы правы. Нужно отметить, что у нас идет постоянное совмещение судоремонта и судостроения. "Архангельская РЭБ флота" десятилетиями строит баржи, понтоны, вспомогательные суда. "Лайский док" – буксиры, понтоны, наливные суда. Это направление для нас тоже актуально.
|
Лайский судоремонтный завод / Фото: архив Лайского судоремонтного завода |
Одно из наших новых направлений – строительство пассажирских судов на СРЗ "Красная Кузница". Проект интересен тем, что пассажирские перевозки у нас осуществляются по Северной Двине и Белому морю, но ежегодно наступают периоды, когда летняя навигация уже закрыта, а ледовой переправы нет. Нужны суда для работы в ледовых условиях. Наши проектировщики их спроектировали, и "Красная Кузница" построит четыре судна с ледовым усилением (проект РЕГК.126).
|
Судно проекта РЕГК.126 / Фото: ГБУ Архангельской области "Региональная транспортная служба" |
Это будут пассажирские суда вместимостью от 65 до 100 человек, комфортабельные и современные. Они смогут работать в дельте Северной Двины и акватории морского порта Онега, перевозить людей. Это один из важных и интересных проектов.
– Архангельская компания "Матрикс" оказывала какую-то поддержку в его создании?
– Компания "МАТРИКС Морской Инжиниринг" помогла разработать дизайн судна. Компания небольшая, начинающая, но, думаю, перспективная. Мы не можем похвастаться крупными объемами, но судостроение для Архангельска очень важное и перспективное направление развития. Самое главное, что наш заказчик находится рядом.
– Финансирует строительство судов с ледовым усилением "Машпромлизинг"?
– Да. К нам в Архангельск приезжал глава Минпромторга Денис Мантуров, знакомился с промышленным потенциалом. Ему представили этот проект, он показался Денису Валентиновичу интересным, и на встрече с губернатором Архангельской области министр решил проект поддержать. Мы воспользовались программой льготного лизинга. Думаю, это первая ласточка. Будем строить и другие пассажирские суда по этой программе. Это первое. Во-вторых, у нас есть довольно мощный лесопромышленный комплекс, главная задача которого пилить лес. Но его нужно затем транспортировать, доставлять бревна на перерабатывающие комбинаты буксирами. Сейчас потребность в таких буксирах очень высока. Одно из наших предприятий "Титан", занимающееся лесопереработкой, создало "Беломорскую сплавную контору"(БСК). И сейчас они занимаются не только судоходством по Северной Двине, но и строительством буксиров–толкачей и барж длиной до 70 м. Сейчас на БСК заканчивают строительство первого буксира проекта "Ярослав".
|
Т/х "Генерал Стрелков" проекта "Ярослав"/ Фото: ООО "Беломорская сплавная компания", https://bsk29.ru/ |
– А кто проектирует эти суда?
– Специалисты конструкторской группы Северного филиала Российского речного регистра
– За пределами региона ваши судостроители заказчиков не пытались искать?
– Пытались, конечно. Та же самая "Архангельская РЭБ флота" в большом количестве строила баржи и понтоны для голландцев и немцев, делала корпуса судов норвежцам. Заказчиками являются и ближайшие наши соседи – Ненецкий автономный округ. Коми строит у нас суда для обеспечения речных перевозок. Конечно, географию работ нужно расширять, мы постоянно думает об этом, продвигаем свой проект в другие северные регионы. Думаю, он будет очень актуален для Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов.
Замечу, наши крупные судостроительные предприятия не только выполняют Гособоронзаказ, но и активно занимаются гражданскими проектами. Мощности у них для этого есть. Они строят один из суперблоков ледостойкой платформы для месторождения "Каменномысское-море". Думаю, в перспективе эти предприятия будут заинтересованы в наращивании гражданского направления. Есть постановление правительства, которое это регламентирует.
– Недавно в Архангельске был сформирован судоремонтный комплекс. Туда вошли почти все – и "Красная Кузница", и база технического обслуживания тралового флота", и "Оптимист"?
– Да. Судоремонт – отдельная история, которая будет обсуждаться на нашем форуме. Он является важной составляющей эксплуатации арктического флота, потому что здесь очень сложные условия эксплуатации: льды, минусовые температуры, пароходы часто требуют ремонта. Мы настроены развивать несколько очень важных направлений. Хотим, чтобы компетенции наших судоремонтников повышались, они осваивали новые и новые направления в судоремонте. Понятно, что сейчас действуют санкции, которые создают некоторые сложности. Стараемся налаживать производство запчастей либо в кооперации, либо заниматься их изготовлением самостоятельно. Первые шаги в этом направлении уже делаем.
Судоремонт – довольно оперативный вид услуг: требуется быстро и слаженно отремонтировать пароход и отпустить его в дальнейший путь. Поэтому для нас очень важно, чтобы судоремонтники предлагали комплексные услуги. Не просто пришел пароход в Архангельск, где один делает одно, другой – другое. У нас не так. Судно заходит в Двину и попадает в руки наших судоремонтников, которые решают задачу комплексно. Берут на себя всю вопросы, связанные с ремонтом: вплоть до размещения экипажа и доставки его на верфь. Все делается в рамках одного контракта ответственным исполнителем: и постановка в док, и сопутствующие работы, и винт, и вал, и покраска. Что касается заводского ремонта или сопутствующих работ, это довольно большой объем работ, которые нужно выполнять четко, быстро и под надзором регистра.
Для нас важно, чтобы судоремонтные предприятия региона развивались, расширяли штат сотрудников и компетенции. Необходимо улучшать производственную инфраструктуру: доки, слипы, краны для технических операций, технологическое оборудования. Это комплекс вопросов, которые мы решаем совместно с правительством Архангельской области.
– Какие формы поддержки доступны компаниям судостроительной промышленности в регионе?
Очень разнообразные. Одна из основных – значительные налоговые преференции для предприятий, которые являются резидентами Арктической зоны. Они могут получать кредиты на довольно выгодных условиях, а также уменьшить объём страховых отчислений. Хорошо зарекомендовал себя региональный Фонд развития промышленности (ФРП). К примеру, с его помощью одно из предприятий ГК "Оптимист" модернизировало док, увеличив его грузоподъемность. И условия для привлечения денег были комфортными. Также участники судостроительного кластера из числа малых и средних предприятий могут получать меры поддержки по линии регионального центра кластерного развития.
– На каких новых клиентов рассчитывает архангельский судоремонт?
– Количество судов в Арктике растет, их объективно становится больше. Интенсивно растет объем перевозимых грузов, завоз на арктические проекты. Морской порт Архангельск работает, пароходы ходят, как трамваи. И это не только архангельские суда, но и флот из других регионов, который тоже нуждается в ремонте. Мы обслуживаем здесь почти все суда, которые работают в Арктике. Традиционно ремонтируются мурманские предприятия, суда из Ямало-Ненецкого округа, Якутии. Молчу уже про Красноярский край: владелец Хатангского морского порта – наш постоянный партнер.
– Чем завершились разговоры об обнулении НДС для судоремонтных работ?
Для нас хорошо все, что связано с уменьшением налоговой нагрузки. Но тема с НДС была особенно актуально в те времена, когда мы конкурировали с зарубежными судоремонтниками – верфями Норвегии, Польши, Эстонии. Сегодня она, наверное, сохраняет злободневность, но это, в большей степени, будет помощью судоходным компаниям, потому что они платят этот налог. Наша же главная задача – справится с тем потоком ремонтных работ, который сформировался.
– Кого ждете на форуме?
– "Судостроение в Арктике" для нас это большой праздник, важное событие. Представители отрасли собираются вместе, чтобы поделиться новостями, обсудить проблемы. Естественно, все флаги в гости к нам: ждем и нижегородский судостроительный кластер, и петербургские предприятия. Приглашаем всех – вы можете сделать презентацию или выступить слушателем форума с возможностью установить новые деловые связи с коллегами из отрасли. Наши постоянные гости – это федеральные органы исполнительной власти: Минпромторг, Минтранс, Минвостокразвития, Росморречфлот.
|
Форум "Судостроение в Арктике" 2021 / Фото: Ассоциация "Судостроительный кластер Архангельской области" |
У нас нет рафинированных докладов, приветствуется свободное общение, разнообразие точек зрения, мнений. Обязателен личный и индивидуальный контакт между предприятиями. Проводя мероприятия, мы не "маринуем" гостей в залах – стараемся возить их на предприятия, в порты, организовываем культурную программу. В этот раз гости форума посетят завод "Красная Кузница", где состоится закладка головного пассажирского судна проекта РЕГК.126.
– Расскажите о судоходстве. Что сегодня представляет из себя Архангельский транспортный узел?
– С момента развития Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и арктических проектов основу нашей грузовой базы составляют грузы для Арктики. Изначально Архангельск был лесным портом, здесь переваливали пиломатериалы, целлюлозу. Сегмент пиломатериалов здравствует и поныне, но тон сегодня задают арктические грузы. А что это такое? Это не навал, это категория генеральных грузов, довольно специфическая: трубы, вахтовые домики, строительные плиты, техника, контейнеры и так далее. С ними надо управляться.
Архангельский морской порт – это 12 самостоятельных терминалов. Примерно половина из них работают с моногрузами (пиломатериалами, нефтепродуктами). Шесть-семь терминалов – универсальные, рассчитаны на широкую номенклатуру грузов. Основная часть этих терминалов располагается в центре города.
В Архангельский транспортный узел сегодня входят ОАО "Архангельский морской торговый порт", Соломбальский терминал, "МРТС-терминал", Речной порт, Рыбный порт, "Северный проект терминал". Все они работают на Арктику. Это частные компании, но они решают одну общую задачу, и, что важно, работают слаженно, нивелируя пики грузопотока, который поступает в Архангельск и отправляется отсюда в Арктику.
Наш транспортный узел имеет свою очень интересную нишу. Грузы сегодня нуждаются в контейнеризации, и этот сервис у нас хорошо развит. Хранением, упаковкой, контейнеризацией, оформлением грузов занимаются несколько терминалов. Остается добавить, что в Архангельском транспортном узле задействованы все виды транспорта: речной, морской, железнодорожный и авиатранспорт.
– Откуда в Архангельск поступают грузы?
Наш порт обладает оптимальным географическим положением. Мы располагаемся близко к Центральной части России, и Архангельск является очень удобным местом перевалки арктических грузов, которые формируются в различных регионах страны. Если мы будем переваливать их в Петербурге, то придется огибать всю Скандинавию и проходить несколько зарубежных морей. У Архангельского порта прямой выход к северным морям, поэтому в него и стекаются грузы со всей страны.
– Какими путями?
– 60% грузов поступает на автомобильном транспорте. Железная дорога доставляет 30-40%, остальное – это речные перевозки, т.е. Беломоро-Балтийский канал.
– Архангельский порт имеет свою специфику: небольшие глубины, нанос песка, лед …
– Идеального порта вы не найдете нигде. У нас устьевой порт, идут течения, какие-то замываемости. Но это происходит в любом порте. Есть у нас и еще одна особенность – очень большая протяженность терминалов. Это одновременно и плюс, и минус. Сегодня наша задача – возводить новые терминальные мощности, конечно, с поправкой на нынешний инвестиционный климат. Планы на строительство новых причалов у нас были, и, надеюсь, они продолжат реализовываться в случае стабилизации ситуации.
В Архангельске вводятся в строй терминальные площадки для хранения. "СП-терминал", Речной порт, "МРТС-терминал" – все готовятся вводить в строй новые причалы. Наши компании действуют по ситуации: есть спрос – они очень быстро и адекватно вводят терминалы. Будет жить Арктика – будет жить Архангельск.
– На какой стадии находится проект портового индустриального парка "Онега"?
– Проект в самом начале, есть вопросы по глубинам, инфраструктуре, которые инвестор решает совместно с концессионером и региональным правительством. Думаю, когда они запроектируются, все станет более-менее ясно. Мы рады всем инициативам.
– На какие федеральные проекты работают архангельские компании?
– У нас постоянное судоходство между Архангельском и Сабеттой, мы возим грузы для "Арктик СПГ-2". Второе направление – дудинское. Мы снабжаем через Архангельск ГМК "Норильский никель", доставляем им оборудование. "Ямал СПГ" – почти реализованный проект, его затрагивать не будем. Еще одно важное направление – проект "Восток Ойл", строительство терминала в бухте Север. Там наши предприятия работают и в качестве подрядчиков, и занимаются доставкой грузов и материалов. Сотрудничаем мы и с рядом горнорудных проектов.
Летом постоянно работает линия между Архангельском и Нарьян-Маром. Суда "река-море" ходят, завозят грузы в Ненецкий автономный округ. Нарьян-Мар, Ямал, Красноярский край, Якутия, а дальше – Чукотка, там уже золотодобытчики.