Россия серьезно сосредотачивает силы для масштабного пополнения своего транспортного флота, поступательно переходя от обширных программ к конкретным планам. Все более ясно определяются приоритеты по количеству и типоразмерам необходимых стране новых судов, а также комплектующего оборудования. В самые сжатые сроки нам предстоит построить сотни судов, причем преимущественно крупнотоннажных – это является ключевым условием эффективного обеспечения экспортных перевозок.
После длительного периода всестороннего изучения проблемы наконец наблюдается явный прогресс в решении вопроса создания новых производственных мощностей. Так, 20 мая в ходе правительственного совещания первый вице-премьер (а до недавнего времени – глава Минпромторга) Денис Мантуров сообщил о совместных планах Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и банка ВТБ по созданию по крайней мере еще одной высокотехнологичной верфи.
Предполагается, что новое предприятие будет преимущественно ориентировано на решение задач по освоению Северного морского пути, а окончательное решение по месту его расположения и квалификации производства предполагается принять до конца текущего года. Но уже сейчас представляется очевидным, что где бы не появилась эта верфь – на Дальнем Востоке или на Северо-Западе – она станет мощной судостроительной площадкой, для обеспечения работы которой дополнительно потребуются сотни тысяч тонн металла.
Помнится, при обсуждении планов сооружения новой высокотехнологичной верфи на острове Котлин, речь шла о возможности обработки на ней 300 тыс. тонн металла в год. К тому же, наряду с созданием новых судостроительных предприятий, программа пополнения флота предполагает активизацию работы уже действующих производственных мощностей, что также потребует существенного увеличения поставок металла на нужды отрасли. Но смогут ли российские корабелы рассчитывать на подобную прибавку в условиях жестких санкционных реалий?
Для ответа на этот вопрос обратимся к оценкам сравнительной динамики производства и экспорта стали в нашей стране, составленным по наблюдениям профильных внешних источников – экспертов Всемирной ассоциации производителей стали (WSA) и Администрации международной торговли США (ITD). Они традиционно пристально следят за успехами (и неудачами) наших металлургов и лишь усилили свое внимание после закрытия Федеральной таможенной службой России официальной статистики по внешней торговле – в качестве естественного ответа на введение Западом целого комплекса недружественных мер в отношении нашей экономики:
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 (I кв.) | |
Производство | 71,6 | 75,6 | 71,7 | 75,8 | 18,7 |
Экспорт | 28,6 | 32,5 | 17,9 | 20,7 | 4,7 |
Данные: World Steel Association (WSA), International Trade Administration (ITD)
Как видим, накануне предельного обострения украинского кризиса металлургическое производство в России уверенно восстанавливалось после проседания, вызванного пандемией Covid-19. По итогам 2021 года в сегменте выпуска стальных изделий удалось преодолеть рубеж в 75 млн тонн, причем на внешние рынки было направлено чуть более 40% всей этой продукции. Основные (более 90%) объемы производства были сконцентрированы на мощностях "великолепной семерки" металлургических комбинатов, которые контролируют и соответствующие доли экспорта:
Топ-7 производителей стали в России, млн тонн/год
№ | Предприятие | Производительность*, |
1 | Новолипецкий металлургический комбинат | 17,4 |
2 | ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" | 13,6 |
3 | ЕВРАЗ | 13,6 |
4 | ПАО "Северсталь" | 11,6 |
5 | Компания "Металлоинвест" | 4,9 |
6 | Трубная метталургическая компания (ТМК) | 3,6 |
7 | Группа "Мечел" | 3,5 |
*Отраслевая статистика по итогам 2021г
Однако в марте 2022-го страны Евросоюза ввели запрет на закупки российского стального проката, сварных и бесшовных труб, а также арматуры, сохранив лишь ограниченные (квотированные) объемы поставок металлических полуфабрикатов. Результатом принятия подобных мер стало резкое проседание экспорта стального проката уже по итогам первого полугодия, причем его закупки снизили не только государства ЕС, но и по-прежнему сохраняющая партнерские отношения с нашей страной Турция. Менее значительно, но все же весьма чувствительным оказалось снижение закупок Евросоюзом стальной арматуры и проволоки, также стальных профилей всех видов:
В целом же по итогам 2022-го вывоз российской стали на внешние рынки в годовом исчислении уменьшился почти в два раза. Это безусловно сильно ударило по карману экспортеров (и по отчислениям в Федеральный бюджет), однако одновременно поспособствовало созданию дополнительных резервов соответствующих стальных изделий для внутреннего рынка – в том числе и для судостроительной промышленности.
Речь прежде всего идет о плоском прокате, который составляет свыше 90% всего потребляемой корабелами стали, в то время как на прочие металлоконструкции (трубы, профили, арматура и т.д.) приходится едва 10% этого жизненно важного для судостроения материала.
Оперативная переориентация части стальных экспортных потоков на собственно российский рынок позволила решить еще одну важную проблему: предотвратить обрушение производства. Вопреки ожиданиям инициаторов санкций, российской металлургии удалось устоять перед новыми рисками. Зарубежные аналитики вынуждены были с разочарованием признать, что по результатам 2022 года выплавка стали в России просела всего на 5%, а в 2023-м был зафиксирован ее существенно более заметный рост.
По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), наша страна заняла третье место в мире по темпам развития сталелитейного производства. Это достижение представляется еще более значимым на фоне одновременного резкого падения данного показателя в странах Еврозоны:
Страна | % г/г |
Индия | +11,8 |
ЮАР | +10,6 |
Россия | +5,6 |
Египет | +5,4 |
Польша | -11,3 |
Бельгия | -16,1 |
Франция | -17,4 |
Чехия | -21,1 |
Нидерланды | -23,9 |
Данные: WSA
К началу 2024 года руководство Министерства промышленности и торговли с уверенностью констатировало, что российским сталеварам все-таки удалось преодолеть негативные тенденции, вызванные ограничением возможностей поставок своей продукции на внешние рынки. Об этом в частности заявил 16 февраля тогдашний глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании по поддержке промышленности в Челябинске.
Решению проблем поспособствовали как разворот части экспортных потоков из Европы в Азию (в частности в Индию и Китай), так и диверсификация структуры сбыта, с наращиванием объемов отгрузок металлоизделий на внутренний рынок. По комплексным оценкам, рост отечественного спроса только на стальной прокат в рассматриваемый период достиг 8-10%. Первоочередными потребителями этой неожиданной, но приятной "добавки" стали объекты инфраструктурного и жилищного строительства, а также машиностроительные предприятия – в том числе и судостроительной отрасли.
Обнадеживающие оценки отечественного Минпромторга в целом подтверждаются данными мониторинга WSA. В частности, эксперты ассоциации отмечают, что с мая прошлого года по февраль текущего российские предприятия поступательно увеличивали темпы выпуска сталелитейной продукции.
При этом ежемесячные объемы выплавки в среднем составляли 6,2-6,4 млн тонн, причем на протяжении всего периода данный показатель не опускался ниже отметки в 6 млн тонн в месяц. Развитие этого позитивного тренда несколько замедлилось к концу I кв. 2024 года, по итогам которого производство стали в стране составило порядка 18,7 млн тонн, что лишь на 0,2% ниже соответствующего прошлогоднего показателя.
Несмотря на подобное проседание, руководство Минпромторга предполагает и дальнейшее увеличение производительности отечественной сталелитейной отрасли – до 1,3% по итогам текущего года. Этот прогноз хорошо коррелирует с общемировой тенденцией роста спроса на сталь. Согласно последним (апрель) исследованиям WSA, спрос на продукцию сталеваров в глобальном масштабе по итогам 2024-го составит 1 млрд 793 млн тонн (+1,7% в годовом исчислении), с последующим ростом еще на 1,2% в 2025 году – до 1 млрд 815,2 млн тонн.
При длительном сохранении столь благоприятной конъюнктуры Россия получает хорошие шансы для постепенного восстановления позиций своего стального экспорта на мировом рынке. Тем не менее, основным драйвером развития отраслевого производства в ближнесрочной перспективе все же останется фактор повышенного внутреннего спроса, солидную долю которого как раз и составят поставки российским корабелам для реализации масштабных судостроительных программ.
Так что без собственной стали в обозримом будущем Россия не останется – остается только превратить этот металл в современный транспортный флот.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |