Железнодорожная "сила" Балтийского завода – это три тепловоза ТГМ-23, один производства 1983 года и два - 1990 года. Для путевых работ есть еще железнодорожный кран КДЭ-163 1971 года выпуска и снегоочиститель-мотовоз 1946 года выпуска. К сожалению, происхождение его установить сложно, но скорее всего собирали его здесь, на Балтийском заводе.
|
Тепловозы Балтийского завода |
|
|
Тепловозы Балтийского завода |
|
|
Выезд железнодорожного состава с парома-ледокола |
|
Возраст у тепловозов довольно солидный, но на заводе к ним относятся с любовью. Так, за 2013 — 2014 годы на всех заменили дизельные двигатели на такие же, только после капитального ремонта. Годом ранее — отремонтировали автосцепки, колесные пары, всю электропроводку.
В 2014 году с привлечением лицензируемой организации завод прошел процедуру продления сроков эксплуатации всех трех тепловозов до 2019 — 2021 годов.
Уже в этом году привели в порядок внешний вид. На спуске головного ледокола "Арктика" в июле один из тепловозов приковывал внимание гостей не меньше, чем главный герой всей церемонии.
|
Выезд железнодорожного состава с парома-ледокола / Корабел.ру |
С самого начала нулевых годов периодически поднимается вопрос о замене тепловозов модели ТГМ-23 на более современную модель ТГМ-4. У него есть уже две независимые двухосные тележки, что в условиях Балтийского завода с его кривыми малого радиуса было бы очень актуально. Особенно с точки зрения меньшего износа рельсов.
Но у ТГМ-4 есть два существенных недостатка. Большой вес — 80 тонн против 47 у ТГМ-23, что влияет на грузоподъемность и вместимость парома-ледокола, и цена. Стоимость одного тепловоза ТГМ-4 по состоянию на декабрь 2016 года — 15 млн рублей. Пока на такие расходы завод идти не готов.
|
Паром-ледокол "ПЛ-2" / Корабел.ру |
Что касается самого парома-ледокола "ПЛ-2", то он считается если не ветераном, то заслуженным работником точно. Построили его в 1972 году на собственных стапелях Балтийского завода. По техническим характеристикам его максимальная грузоподъемность 252 т, а это 3 стандартных груженых железнодорожных вагона.
|
Паром-ледокол "ПЛ-2" |
|
|
Табличка. Паром-ледокол "ПЛ-2" |
|
|
Паром-ледокол "ПЛ-2". На мостике |
|
До "ПЛ-2" на заводской переправе работал паром "ПЛ-1". Построенный еще до войны, он изначально был на паровой тяге. По воспоминаниям давно ушедших работников, в зимнее время в тяжелой ледовой обстановке на один рейс уходило до 15 часов. С большим трудом ему приходилось пробиваться сквозь лед. В 50-х годах прошлого века этот паром перевели на дизельную тягу, и он честно трудился вплоть до 1972 года, пока его не заменил "ПЛ-2".
|
Сцепное устройство на пароме-ледоколе |
|
|
Тепловоз на паром-ледоколе "ПЛ-2" |
|
|
Стык рельсов |
|
Загрузка у железнодорожников Балтийского завода за прошедшие 10 лет снизилась существенно. В 1996 году все железнодорожное хозяйство как непрофильный актив, а это 8 локомотивных бригад, 8 диспетчеров, большой штат ремонтников – всего около 60 человек, завод отдал в аренду компании ООО "Терминал-Сервис". Компания занималась перевалкой мазута. Железнодорожники обрабатывали до 5000 вагонов в год.
В августе 2015 года завод забрал хозяйство себе, объемы снизились до 20 вагонов в месяц, а штат до 13 человек.
|
Паром-ледокол "ПЛ-2" подходит к паромной пристани станции Новый порт / Корабел.ру |
О будущем железнодорожного транспорта на Балтийском заводе пока говорят сдержанно. Ввод в строй Западного скоростного диаметра со съездом на Васильевском острове может положить конец сложной системе транспортировки через паромную переправу. И, возможно, предпочтение отдадут более простому автомобильному транспорту, даже с учетом двойной перевалки – все равно грузы приходят на станцию по железной дороге.
|
Головной ледокол проекта 22220 "Арктика на стапеле Балтийского завода. Вид с моста через Екатерингофку / Корабел.ру |
Но пока экономику процесса никто не считал. Так что есть еще время посмотреть на уникальную промышленную достопримечательность Санкт-Петербурга. С моста через Екатерингофку по Гапсальской улице ее отлично видно.
|
Железнодорожное хозяйство Балтийского завода/ Автор: Анастасия Эйвазова |
План-схема Балтийского завода. Красным цветом обозначены рельсовые пути
Отдельную благодарность за помощь в подготовке материала редакция и автор лично выражает пресс-службе Балтийского завода, а также:
Ильдусу Ихласовичу Хайруллину, начальнику железнодорожного участка
|
Начальник железндорожного участка Ильдус Ихласович Хайруллин / Корабел.ру |
Петру Ивановичу Загуменных, слесарю депо
|
Петр Иванович Загуменных/ Корабел.ру |
Андрею Юрьевичу Сухову, помощнику машиниста тепловоза
|
Андрей Юрьевич Сухов / Корабел.ру |
Алексею Викторовичу Крылову, машинисту тепловоза
|
Алексей Викторович Крылов / Корабел.ру |