Развитие транспортной инфраструктуры Крымского полуострова и в первую очередь паромной линии порт Крым-порт Кавказ сейчас значится в числе первоочередных государственных задач. Действительно, переправа является одной из главных составляющих для пассажиро- , товаро- и грузооборота Севастополя и Крыма в целом. Многокилометровые очереди на паромы выстраиваются даже зимой.
Поэтому, судоходство и судоремонт в Крыму – это вопрос жизнеобеспечения.
Работа в подобных условиях накладывает на профильные предприятия особый груз ответственности, приходится проводить мобилизацию всех производственных и кадровых ресурсов. Но с другой стороны, возможно, это и будет основное преимущество крымских предприятий перед российскими: ответственный подход к каждому заказчику, борьба за каждого клиента.
Именно по такому принципу строится работа севастопольского судоремонтного завода "Южный".
Предприятие расположено на территории Севастопольского морского рыбного порта в бухте Камышовая. Навигация в порту длится круглый год. Глубины на входе в порт 20,0 м, по акватории – от 20,0 м и до 6,0 м. Сама акватория судоремонтного завода "Южный" расположена вдоль юго-восточной части бухты Камышовая. Длина причальной линии составляет 820 метров и 142 метра плавучих позиционированных причалов возле плавдока.
В активе предприятия имеется плавучий док грузоподъемностью 8500 т и рабочей длиной 139 метров, плавкран грузоподъемностью 100 т, а также портальные краны грузоподъемностью 10, 15, 20 тонн. Завод имеет возможность производить ремонт судов весом до 100 тонн. Кроме того, на заводе есть собственное бесперебойное электроснабжение, что актуально для крымских судоремонтников.
За десятилетия работы предприятия было отремонтировано, модернизировано и переоборудовано более 200 судов. Среди выполненных заказов значатся: два пассажирских катера вместимостью до 200 человек для обслуживания прибрежных морских линий, два траулера прибрежного лова длиной 18 метров, четыре ж/д парома (вместимостью от 25 до 50 вагонов), а также автомобильно-пассажирский паром (вместимостью 300 человек и 34 автомобиля). Также были переоборудованы суда для перевозки угля с изменением габаритных размеров.
Как мы уже отмечали, сейчас особое место в деятельности предприятия занимает ремонт автомобильных и железнодорожных паромов, которые осуществляют грузоперевозки на паромной переправе порт Крым — порт Кавказ и по направлениям — Россия, Болгария, Турция, Грузия.
В 2013 г. заводом был сдан пассажирский паром "Николай Аксененко", который на сегодняшний день работает на паромной переправе п. Крым – п. Кавказ.
В июне 2014 г. завод завершил работы по модернизации парома "Севастополь", который также присоединился к судам, осуществляющим перевозки на железнодорожной паромной переправе п. Крым – п. Кавказ. Грузопассажирский паром "Севастополь" имеет возможность для единовременной перевозки 290 пассажиров и 34 единиц автотранспорта.
Заказчиками работ выступали и выступают как частные судовладельцы, так и крупные судоходные компании из России, Украины и других стран СНГ, Европы, Ближнего Востока, Африки и других регионов мира.
Сейчас своим клиентам завод "Южный" предлагает широкий спектр услуг по ремонту и переоборудованию судов, включая корпусные работы с проведение очистки и окраски, ремонт винто-рулевого комплекса, ремонт двигателей и агрегатов, судовых механизмов, монтаж и ремонт радиооборудования и средств навигации, достроечные работы любых уровней сложности, малое судостроение и т. д.
Причем, все операции осуществляются под контролем ОТК технологической службы завода и под надзором РС, РРР, Регистра Cудоходства Украины, также имеется опыт взаимодействия с Lloyds Register, Bureau Veritas, RINA, IRS.
На сегодня штат завода составляет 300 человек высококвалифицированных и рабочих и инженерно-технических специалистов. При больших объемах ремонтов или переоборудования судов привлекаются подрядные организации, которые достойно зарекомендовали себя на рынке.
Многие заказчики, ещё до крымских событий 2014 года, предпочитали для ремонта керченские и севастопольские предприятия. Во многом, конечно, руководствуясь меньшей стоимостью работ, нежели у российских коллег. Ситуация несколько сменилась и теперь в числе преимуществ крымских предприятий "цена" меняется на "выгодное географическое положение" или "оптимальные сроки исполнения работ" и т. д. Конкуренция предстоит серьезная. Но корабелы Крыма смотрят на неё с оптимизмом.