Судоремонтное предприятие со статусом судостроителя - «Галактика»

В 2011 году на производственной площадке ООО «Галактика» было закончено строительство трех судов-кабелеукладчиков «Хазар-1», «Хазар-2» и «Хазар-3» для совместной норвежско-российской компании «Петролеум Гео Сервис Хазар». Для «Галактики» событие стало знаковым: изначально судоремонтное предприятие обрело статус судостроителя.
Среди предприятий-мастодонтов в области судоремонта Астрахани, таких как: ССЗ им. Ленина или завод им. Карла Маркса - «Галактика», несомненно, выделяется. А именно, объемом проводимых работ: 50-60 отремонтированных судов в год (причем наблюдается  постоянный его рост) и той масштабной модернизацией производственных мощностей, которую проводит предприятие. В рамках поездки «Корабела» на юг мы воспользовались случаем и посетили компанию «Галактика».

Предприятие было основано в 2000 году группой единомышленников во главе с Рахманом Шарифовым и поначалу располагалось на арендованных территориях завода им. Гужвина. На тот момент штат «Галактики» состоял из 20 человек. Что показательно, за первую зиму своей работы «Галактика» отремонтировала 2 судна, тогда как силами завода было сделано только одно. Затем мощности только наращивались: куплены два плавучих дока г/п 6000 тонн (для судов габаритами до 150*21 метр), обновлено крановое оборудование, а в 2011 году выкуплен весь завод имени Гужвина — теперешняя судостроительная площадка компании.

«С самого первого дня эксплуатации доков у нас, они все время находятся в работе. Был только один случай простоя, из-за того, что сторонний буксир столкнулся с башней дока. Мы были вынуждены остановить док на день, чтобы провести ремонтные работы», - рассказывает главный инженер «Галактики» Валерий Александрович Шайдулин.

Параллельно с эксплуатацией арендованных площадей на заводе имени Гужвина, в 2002-2003 году «Галактика» выкупила мастерские им. Артема Сергеева, где расположилась теперешняя судоремонтная площадка предприятия.

Если взять историю возникновения мастерских на месте будущих судоремонтных цехов «Галактики», то она ведет нас к началу 20 века, когда на этом месте общество «Ваканта» Волжско-Камского нефтяного товарищества занималось ремонтом нефтеналивных барж. Уже после Революции, в 1931 году, оно было переименовано в «Реммастерские им. Артема Сергеева», передано «Наркомречфлоту» и эксплуатировалось как база по ремонту несамоходных барж. С 1958 года мастерские им. Артема Сергеева перешли в заведование Астраханского Районного Управления и занимались ремонтом небольших прогулочных судов, СПК, промысловых судов типа «Рыбница». У предприятия был в активе кран г/п 100 тонн, с помощью которого осуществлялся подъем  на берег. За счет него мастерские и жили практически до настоящего времени. Общая обстановка 90-х в стране, конечно, коснулась и предприятия. В результате мастерские сначала прекратили работу, а потом пошла смена владельцев, разруха — все по стандартному сценарию, пока не перешли в руки к Рахману Шарифову.
"Дагестан" и "Нива" на ремонте. ООО "Галактика" / www.korabel.ru
Состояние мастерских на момент их приобретения «Галактикой» было просто удручающим. Требовался капительный ремонт.
За два года было проведено много работ по восстановлению - только  металлоконструкций изготовлено более 400 тонн .

В этом году предприятие принялось за капитальный ремонт слипа завода им. Гужвина, сейчас заканчиваются последние операции по восстановлению надводной части, а зимой планируется перейти к подводным объектам, для чего будет полностью закрыт ковш, и откачена вода.

«Специалистам известно, что при правильной постановке дела судоремонт дает до 40% прибыли, тогда как судостроение - не более 15%, где более важен объем. Но в том и другом случае, чтобы все работало, требуются большие финансовые вливания, а их взять можно только из прибыли», - продолжает Валерий Александрович.

Сегодня штат «Галактики» составляет порядка пятисот только производственных рабочих. Последние семь лет выполняется совместная программа с ВУЗами Астрахани по подготовке инженерного состава, и она уже дала свой результат: около десятка молодых специалистов трудится на предприятии. Тесные контакты есть и в сфере среднего профессионального образования. Кроме того, каждая бригада рабочих обязана каждый год готовить по 2-3 человека из числа молодежи.

«Остров X-летия Октября» — самое зеленое место в городе. К тому же, здесь самая дешевая арендная плата за жилье. Пятая часть работоспособных мужчин «десятки» работают у нас на предприятии», - говорит Валерий Александрович. 

Все больший вес в работе «Галактики» занимают зарубежные заказы, прежде всего из прикаспийских стран: Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Ирана. В отличие от черноморского бассейна, где у российских судоремонтных заводов большая конкуренция со стороны иностранных коллег, на Каспийском море не так много крупных игроков в этой сфере. Мало предприятий могут предложить полный комплекс услуг: от докового ремонта — корпусных работ, работ с винторулевой группой до обслуживания СЭУ, электродвигателей и систем навигации.

У компании есть лицензия на производство работ для иностранных заказчиков. Все происходит по отработанной процедуре: иностранное судно должно быть без флага, без экипажа, поэтому оно берется с рейда, буксируется силами предприятия с временным экипажем. После проведения всех работ сдается заказчику в обратном порядке, а затем оформляется вывоз за рубеж и возврат НДС. Хотя, сумма в итоге получается не такая большая, тем не менее «Галактика»  за счет такой схемы является самым крупным экспортером в Астраханской области.

«Например, тем же туркменским судам идти на ремонт в Баку намного ближе, нежели в Астрахань, но стоимость судозахода в азербайджанский порт начительно дороже, чем в российский. Хотя не спорю, что в Баку все делают намного быстрее. То, что отечественные судостроители сделают за два дня — там сделают за один», - заключает Валерий Александрович.

Докование и подъем на слип судов на предприятии проводится круглый год, помогает в этом его расположение. Ниже старого моста начинается морской рейд, где регулярно ходят ледоколы, поэтому, при любой ледовой обстановке суда с Каспия  при помощи собственных буксиров «Галактики» могут свободно прийти на ремонт. 

Несмотря на ограничения для заказчиков, связанные с глубиной фарватера, работы у предприятия хватает. «Некоторым клиентам с небольшим ремонтом, к сожалению, даже приходится отказывать. Не выгодно», - описывает ситуацию Валерий Александрович.

У компании есть свое конструкторское бюро ООО «Каспийское инженерное бюро», силами которого как раз и были спроектированы три судна для компании «ПГС «Хазар».

Большие планы у «Галактики» связаны со слипом. Конструкция его уникальна: грузоподъемность — 3000 тонн с тремя стапельными дорожками по 150 п.м., каждая из которых обслуживается кранами г/п по 10-15 тонн (в ближайшее время крановое вооружение также планируется заменить). Потенциал слипа позволяет проводить операции одновременно с четырьмя судами: три из них «отдаются» на берег и одно остается на трансбордере. Возможно не только осуществлять ремонты и переоборудования, включая удлинение/укорачивание корпусов судов, но и их формирование (строительство).
В области судостроения помимо трех кабелеукладчиков, у «Галактики» за спиной целый ряд подрядных работ по переоборудованию, в том числе, сложных судов для геофизических исследований, а также проект мобильной буровой установки МБУ-3 по заказу компании «Петроресурс».
ООО "Галактика" / www.korabel.ru
Поэтому все предпосылки для расширения объемов судостроения у предприятия есть. Тем более, что вектор развития предприятия очевиден всем - и заказчикам, и региональным властям, а значит, будут и заказы, и поддержка со стороны властей. Подтверждение этому прозвучало в нашем интервью с заместителем министра промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области Дмитрием Евгеньевичем Антоновым, где прозвучала весьма лестная оценка деятельности Рахмана Шафирова и возглавляемого им коллектива «Галактики».
"Судостроительно-судоремонтный завод им. А.П.Гужвина", ООО Астрахань
+7(8512) 56-00-15, +7(8512)56-32-21, +7(8512)56-33-18
"Галактика", ООО Санкт-Петербург
+7(812) 7027022
"Каспийское Инженерное Бюро", ООО Астрахань
+7(8512)58-67-43
"ПГС-Хазар", ООО Геленджик
+7 (861 41) 594-53



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Школьникам рассказали о подготовке к спуску ледокола проекта 22220
18:53 / пресс-релизы