В портовом городе нельзя обойтись без судоремонта - неотъемлемой части отрасли. Множество компаний в разных точках мира успешно пытаются опровергнуть знаменитое выражение "Ничто не вечно под Луной" (из стихотворения русского историка, писателя и поэта Николая Карамзина "Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Экклезиаста"), сохраняя на ходу суда и корабли и оберегая их от поломок и неисправностей. Эту статью можно назвать вводной, потому что на ее публикации рассказ о судоремонте не остановится.
Итак, наконец-то, область судоремонта. Сторона судового ремесла, важность которой я осознавал, но не ощущал сложности и тонкости этой работы. Разобраться во всех нюансах мне помогли специалисты компании Nordweg, имеющие в своем инструментарии инновационные технологии и методы по ремонту флота.
Nordweg — официальный сервисный центр компании Daihatsu, японского производителя двигателей, который входит в концерт Nissan. Продукция производителя дизелей из Японии представлена в основном в Азии. Оборудование Daihatsu также распространено в Европе, но преимущественно на средних по габаритам судах. Их линейка двигателей подходит для рыболовного флота. К примеру, 60% японского рыбопромыслового флота как раз имеет главный и вспомогательный двигатели Daihatsu. В России же дизелей японской компании не так много. Nordweg являются их официальными представителями.
|
На территории завода, где раньше производили тракторы и танки, сейчас находится компания Nordweg |
Экскурсию по производству судоремонтной компании Nordweg проводил:
|
Антон Седельников - руководитель инженерного центра компании Nordweg |
Основной упор в работе Nordweg ложится на выезды. Здесь, на производстве, работают только станки, специалисты, привязанные к месту работы, складское и административное помещения. Выездные бригады в свою очередь ждут вызова.
|
Сергей Осеннов - руководитель корпусной группы отдела морского сервиса |
|
Денис Шебеко - сервисный инженер отдела морского сервиса компании Nordweg |
Мне удалось поговорить с Денисом, специалистом, который как раз и работает на выездах, и узнать, в чем заключается работа сервисного инженера из отдела морского сервиса в области судоремонта:
Мне потребовалось десять лет, чтобы стать сервисным инженером. Я считаю, что самым важным в моей работе является именно мое непосредственное участие в процессе. Не наблюдение за ним со стороны, а передача опыта другим. Я должен уметь делать все, чтобы потом научить этому других. Есть "первые" и "вторые". До того, как стать "первым", я был "вторым", постоянно учился у "первых". Благодаря непрерывной работе, уже после первых выездов я мог передавать собственные навыки в отрасли, которыми начал обладать.
В это время на производстве кипела работа различных токарных, фрезерных, расточных и карусельных станков, нужных для ремонта деталей судовых двигателей или изготовления элементарных частей.
На территории Nordweg есть все средства для полноценного самостоятельного судоремонта с практически зацикленным алгоритмом производства.
Центральный механический цех:
Здесь располагаются токарные, фрезерный, карусельный и прочие станки.
За карусельным станком работает Андрей.
|
Андрей - оператор компании Nordweg |
После производства или обработки детали, предназначенные для ремонта, проверяются гидроиспытаниями. У Nordweg есть отдельный участок с испытательными стендами. Мне повезло, во время моей экскурсии проверяли гидроцилиндр.
Во время гидроиспытания все работают в тишине, наблюдая за показателями на приборах.
Помимо механического цеха и испытательного участка, есть помещение для проверки и ремонта топливной аппаратуры:
|
Ремонт топливной аппаратуры судовых двигателей |
|
|
Ремонт топливной аппаратуры судовых двигателей |
|
|
Ремонт топливной аппаратуры судовых двигателей |
|
|
Ремонт топливной аппаратуры судовых двигателей |
Здесь ремонтируют распылители форсунки, топливную аппаратуру и все, что связано с оборудованием, обеспечивающее подачу топлива.
|
Ремонт топливной аппаратуры судовых двигателей |
На фотографии наглядный пример того, как не должна работать форсунка: топливо не должно течь струями. Правильное функционирование форсунки - непрерывные впрыски топлива.
|
Александр - слесарь топливного участка компании Nordweg |
Охарактеризовать Nordweg можно словом "мобильность", потому что за долгие годы работы компания смогла достичь высоких результатов не только в судоремонте, но и отношениях с российскими портами:
"В Петербурге — мы одни из немногих компаний, которые могут работать на любой территории в любом порту, — делится Антон. — Это колоссальная сложность: в порту несколько районов и большое количество разных коммерческих причалов, территорий, где встают суда. Попадать всюду — очень сложно, тем более суда стоят по времени мало, и если что-то форс-мажорное случается, то необходимо сразу же попасть на судно и устранять проблему. Для этого нужно иметь постоянные пропуска в портах, договоры с таможней и с пограничниками, чтобы все это мгновенно оформлялось".
Почти все сотрудники Nordweg водят машину, этого требует специфика компании. Автопарк полон микроавтобусов и погрузчиков.
Также Nordweg является компанией-судовладельцем, имея в составе буксир. Функции и целесообразность погрузчика и микроавтобусов понятны, буксир же необходим при срочном аварийном ремонте буквально в акватории. Антон Седельников поделился секретом судоремонта: при появлении проблем с пропуском в порт, к судну можно подплыть.
Основным направлением Nordweg является судоремонт. Но на нем сотрудники не зацикливаются. За последние годы компания нарастила активные темпы работы в области энергетики, причем происходит это параллельно, не в ущерб ремонту судов. Принцип работы во многих областях промышленности, судостроения и судоремонта одновременно застраховывает компанию от внеплановых затрат и банкроства.
Так, сотрудники Nordweg ремонтируют насосные станции нефтяных компаний.
Nordweg знаменита на рынке судоремонта своими уникальными знаниями и технологическими процессами, среди которых есть технология "Металок". Это помогает компании развиваться не только в своей основной области профессиональной деятельности.
|
Наглядная работа технологии "Металок" |
Основными преимуществами этой технологии являются отсутствие термического воздействия на металл и возможность проведения ремонтных работ без демонтажа объекта. Трещины и разломы попросту сшиваются с помощью специальных ключей. Дополнительные достоинства метода состоят в прочности и герметичности соединения, а также в сохранении геометрии и восстановлении целостности поверхности объекта реставрации.
Мы можем ремонтировать чугунные конструкции без сварки, — рассказывает Антон Седельников. — Примечательно, что эта технология применяется не только на морском рынке, но и в промышленности. К примеру, у нас был заказ по восстановлению Синего и Певческого мостов с чугунными тюбингами. Нижние балки у них из чугуна. Теоретически можно было бы вырезать старые конструкции и поставить на их место метталические. Но в Санкт-Петербурге эти мосты считаются архитектурными памятниками. Поэтому правительство заслуженно приняло решение их восстанавливать. Таким образом, мы эти тюбинги отремонтировали с помощью технологии "Металок", потому что сваркой там нельзя пользоваться — она негативно влияет на конструкции. Так же восстанавливали ворота в Царском селе и чугунное ограждение Аничкова моста, которое выбил автомобиль.
Следующим материалом в серии публикаций о судоремонте и компании Nordweg будет репортаж с места событий: о производстве комингсов реакторного отсека атомного ледокола "Арктика".
[Больше фото в галерее ниже]