Член правления Tallinn Shipyard Евгений Белянин уверен, что в условиях жесткой конкуренции BLRT Grupp готов предложить своим заказчикам лучшие решения.
Каковы последние тенденции в сфере судоремонта?
Важно отметить, что мы продолжаем двигаться в сторону специализации предприятий, накапливая на заводах и площадках специальные знания и компетенцию. Например, Литва все больше занимается газовыми проектами и сложными проектами по модернизации, а Таллинн остается центром компетенции по ремонту, – в первую очередь, рыболовецких судов. Несомненно, и Финляндия займет свою нишу – мы создадим там структуру на базе концепции, принятой на заводах в Литве и Эстонии. Пионером здесь выступает фирма Baltic Premator, которая от начала и до конца будет заниматься всеми очистными и покрасочными работами. Она и раньше уверенно стояла на ногах, но теперь ее позиции станут гораздо прочнее. Думаю, по этому пути пойдут и другие наши компании.
Сейчас наш главный фокус – это модернизация судов, связанная, прежде всего, с требованиями IMO – Международной морской организации – относительно объемов выбросов серы. Благодаря серьезной работе, проделанной за последние годы, в этом направлении произошел прорыв. Только за последние полгода в Литве и Эстонии мы подписали контракты на установку семи скрубберов, еще семь аналогичных проектов находятся в стадии подготовки. Поэтому можно смело утверждать, что сформированный не так давно Департамент конверсий и модернизаций во главе с Виктором Васильевым и его командой – Александром Вербицкасом и Дмитрием Тютиковым – профессионально выполняют поставленные перед ними задачи.
Еще одно направление, которым мы занимаемся уже практически пять лет – система очистки балластных вод.
Кроме того, в Литве мы участвуем в проекте по переоборудованию универсального сухогрузного судна в цементовоз и переводу его на сжиженный газ – самый экологичный вид топлива. В этом проекте мы участвуем совместно с компаниями MacGregor и Wärtsilä. Первая поставляет оборудование для погрузки и выгрузки цемента, вторая – танки, запорную арматуру и занимается переоборудованием двигателя.
Следует подчеркнуть, что проект осуществляется в теснейшем сотрудничестве с нашей литовской компанией Western Baltic Engineering, поскольку в 21 веке без качественной документации немыслимы никакие серьезные проекты. За последние годы это предприятие шагнуло далеко вперед. И произошло это, прежде всего, благодаря усилиям директора Мариуса Аркушаускаса, который сумел собрать команду, состоящую, с одной стороны, из специалистов с прекрасным образованием и опытом, а с другой стороны – из подающей большие надежды молодежи. Именно такой симбиоз позволяет им великолепно выполнять свои функции и постоянно развиваться.
Насколько благоприятна нынешняя ситуация на рынке?
Последние полгода на рынке по-прежнему наблюдается жесткая конкуренция. Наши основные конкуренты – это польские компании, хотя и рижский завод остается заметным игроком на рынке. Мы постоянно следим за ситуацией, уделяя особое внимание именно Польше, где находятся крупные судоремонтные предприятия. Пять-семь лет назад они вышли на рынок офшорных конструкций и платформ, что потребовало достаточно много ресурсов. Сейчас же на этом рынке наблюдается серьезный спад: из-за низких цен на нефть немало проектов заморожено, и пока сложно сказать, сколько времени уйдет на улучшение ситуации. Поэтому многие компании решили частично вернуться на важные и для нас рынки. Потенциал у них огромный: их суммарный оборот превышает миллиард евро. Конечно же, доля судоремонта составляет здесь меньше половины, но приходится считаться с тем, что польские верфи способны принять много судов.
Есть у нас конкуренты среди шведских и датских предприятий, которые добавляют "головной боли" нашей компании Turku Repair Yard. Иногда эти фирмы получают заказы, которые могли бы отойти нашим литовским коллегам. То есть, идет довольно жесткая конкурентная борьба – предложений на рынке по-прежнему больше, чем заказов. Но тут нужно оговориться, что ситуация в нашем регионе значительно более стабильная, чем в Средиземноморье, и это несомненный плюс.
Как же выиграть в этой конкурентной борьбе?
Мы делаем все возможное, чтобы наши заказчики оставались довольны. Самое главное для нас – не просто принять судно, отремонтировать его и передать клиенту. Мы всегда стремимся предложить заказчикам самые оптимальные решения. Яркий пример – проект по установке скрубберов на судах типа "РО-РО" компании Grimaldi Group – Finnkraft, Finnhawk, Finnmill и Finnpulp, где партнером выступал Tallinn Shipyard. Проект был сложным, несмотря на то, что речь шла об однотипных судах. Мы столкнулись с небольшими конструктивными особенностями в расположении переборок и различных механизмов. Все это значительно повлияло на рабочий процесс, поскольку в 90% случаев необходимые системы изготавливаются еще до прихода судна. В итоге, из-за этих конструктивных особенностей системы приходилось переделывать практически на ходу. При этом сроки были очень сжатыми: на установку скруббера отводилось только три недели, люди работали круглосуточно. Ситуацию усугубляло и то, что из-за большого числа смежных участков приходилось осуществлять постоянную диспетчеризацию: суда находились в одних и тех же местах, и отдать кому-либо предпочтение было невозможно. Но мы справились и, в отличие от наших польских конкурентов, все-таки уложились в сроки. Заказчик остался доволен, что привело к подписанию очередных двух контрактов на установку скрубберов. Теперь будем прикладывать все усилия, чтобы получить еще три аналогичных заказа.
Схожая ситуация сложилась и на Western Shiprepair (VLR). В прошлом году наши коллеги из Клайпеды приняли участие в тендере на установку скрубберов на 14 однотипных судах, объявленном компанией Spliethoff. В напряженной конкурентной борьбе предпочтение было отдано нашим конкурентам – польской верфи Remontowa. Но руководитель проекта со стороны заказчика Геррит ван Оммен, впечатленный детальной проработкой проекта, решил заключить с VLR резервный контракт. И уже в начале текущего года ван Оммен объявил, что желает прервать реализацию программы в Польше, поручив модернизацию оставшихся пяти судов VLR. Сегодня переоборудование двух судов успешно завершено, к концу 2015 года будет выполнен еще один проект, а два оставшихся судна будут оснащены скрубберами уже в начале 2016 года.
Несмотря на объективные трудности, с которыми пришлось столкнуться в ходе реализации первых проектов, нам удалось удовлетворить все требования столь взыскательного заказчика как Spliethoff и выйти на новый уровень сотрудничества – Western Baltic Engineering участвует в тендере на разработку конструкторской документации по установке систем очистки балластных вод для судов 15 различных типов, принадлежащих компании Spliethoff.
Важно отметить, что мы продолжаем двигаться в сторону специализации предприятий, накапливая на заводах и площадках специальные знания и компетенцию. Например, Литва все больше занимается газовыми проектами и сложными проектами по модернизации, а Таллинн остается центром компетенции по ремонту, – в первую очередь, рыболовецких судов. Несомненно, и Финляндия займет свою нишу – мы создадим там структуру на базе концепции, принятой на заводах в Литве и Эстонии. Пионером здесь выступает фирма Baltic Premator, которая от начала и до конца будет заниматься всеми очистными и покрасочными работами. Она и раньше уверенно стояла на ногах, но теперь ее позиции станут гораздо прочнее. Думаю, по этому пути пойдут и другие наши компании.
Сейчас наш главный фокус – это модернизация судов, связанная, прежде всего, с требованиями IMO – Международной морской организации – относительно объемов выбросов серы. Благодаря серьезной работе, проделанной за последние годы, в этом направлении произошел прорыв. Только за последние полгода в Литве и Эстонии мы подписали контракты на установку семи скрубберов, еще семь аналогичных проектов находятся в стадии подготовки. Поэтому можно смело утверждать, что сформированный не так давно Департамент конверсий и модернизаций во главе с Виктором Васильевым и его командой – Александром Вербицкасом и Дмитрием Тютиковым – профессионально выполняют поставленные перед ними задачи.
Еще одно направление, которым мы занимаемся уже практически пять лет – система очистки балластных вод.
Кроме того, в Литве мы участвуем в проекте по переоборудованию универсального сухогрузного судна в цементовоз и переводу его на сжиженный газ – самый экологичный вид топлива. В этом проекте мы участвуем совместно с компаниями MacGregor и Wärtsilä. Первая поставляет оборудование для погрузки и выгрузки цемента, вторая – танки, запорную арматуру и занимается переоборудованием двигателя.
Следует подчеркнуть, что проект осуществляется в теснейшем сотрудничестве с нашей литовской компанией Western Baltic Engineering, поскольку в 21 веке без качественной документации немыслимы никакие серьезные проекты. За последние годы это предприятие шагнуло далеко вперед. И произошло это, прежде всего, благодаря усилиям директора Мариуса Аркушаускаса, который сумел собрать команду, состоящую, с одной стороны, из специалистов с прекрасным образованием и опытом, а с другой стороны – из подающей большие надежды молодежи. Именно такой симбиоз позволяет им великолепно выполнять свои функции и постоянно развиваться.
Насколько благоприятна нынешняя ситуация на рынке?
Последние полгода на рынке по-прежнему наблюдается жесткая конкуренция. Наши основные конкуренты – это польские компании, хотя и рижский завод остается заметным игроком на рынке. Мы постоянно следим за ситуацией, уделяя особое внимание именно Польше, где находятся крупные судоремонтные предприятия. Пять-семь лет назад они вышли на рынок офшорных конструкций и платформ, что потребовало достаточно много ресурсов. Сейчас же на этом рынке наблюдается серьезный спад: из-за низких цен на нефть немало проектов заморожено, и пока сложно сказать, сколько времени уйдет на улучшение ситуации. Поэтому многие компании решили частично вернуться на важные и для нас рынки. Потенциал у них огромный: их суммарный оборот превышает миллиард евро. Конечно же, доля судоремонта составляет здесь меньше половины, но приходится считаться с тем, что польские верфи способны принять много судов.
Есть у нас конкуренты среди шведских и датских предприятий, которые добавляют "головной боли" нашей компании Turku Repair Yard. Иногда эти фирмы получают заказы, которые могли бы отойти нашим литовским коллегам. То есть, идет довольно жесткая конкурентная борьба – предложений на рынке по-прежнему больше, чем заказов. Но тут нужно оговориться, что ситуация в нашем регионе значительно более стабильная, чем в Средиземноморье, и это несомненный плюс.
Как же выиграть в этой конкурентной борьбе?
Мы делаем все возможное, чтобы наши заказчики оставались довольны. Самое главное для нас – не просто принять судно, отремонтировать его и передать клиенту. Мы всегда стремимся предложить заказчикам самые оптимальные решения. Яркий пример – проект по установке скрубберов на судах типа "РО-РО" компании Grimaldi Group – Finnkraft, Finnhawk, Finnmill и Finnpulp, где партнером выступал Tallinn Shipyard. Проект был сложным, несмотря на то, что речь шла об однотипных судах. Мы столкнулись с небольшими конструктивными особенностями в расположении переборок и различных механизмов. Все это значительно повлияло на рабочий процесс, поскольку в 90% случаев необходимые системы изготавливаются еще до прихода судна. В итоге, из-за этих конструктивных особенностей системы приходилось переделывать практически на ходу. При этом сроки были очень сжатыми: на установку скруббера отводилось только три недели, люди работали круглосуточно. Ситуацию усугубляло и то, что из-за большого числа смежных участков приходилось осуществлять постоянную диспетчеризацию: суда находились в одних и тех же местах, и отдать кому-либо предпочтение было невозможно. Но мы справились и, в отличие от наших польских конкурентов, все-таки уложились в сроки. Заказчик остался доволен, что привело к подписанию очередных двух контрактов на установку скрубберов. Теперь будем прикладывать все усилия, чтобы получить еще три аналогичных заказа.
Схожая ситуация сложилась и на Western Shiprepair (VLR). В прошлом году наши коллеги из Клайпеды приняли участие в тендере на установку скрубберов на 14 однотипных судах, объявленном компанией Spliethoff. В напряженной конкурентной борьбе предпочтение было отдано нашим конкурентам – польской верфи Remontowa. Но руководитель проекта со стороны заказчика Геррит ван Оммен, впечатленный детальной проработкой проекта, решил заключить с VLR резервный контракт. И уже в начале текущего года ван Оммен объявил, что желает прервать реализацию программы в Польше, поручив модернизацию оставшихся пяти судов VLR. Сегодня переоборудование двух судов успешно завершено, к концу 2015 года будет выполнен еще один проект, а два оставшихся судна будут оснащены скрубберами уже в начале 2016 года.
Несмотря на объективные трудности, с которыми пришлось столкнуться в ходе реализации первых проектов, нам удалось удовлетворить все требования столь взыскательного заказчика как Spliethoff и выйти на новый уровень сотрудничества – Western Baltic Engineering участвует в тендере на разработку конструкторской документации по установке систем очистки балластных вод для судов 15 различных типов, принадлежащих компании Spliethoff.