Такое предложение на совещании главы Приморья Олега Кожемяко с руководителями муниципалитетов и ведомств озвучил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Сергей Цыбулин. Он отметил, что, как показал опыт первого этапа реализации федерального проекта "Генеральная уборка", судоподъем – очень сложный процесс, требующий соответствующего опыта, техники и оборудования.
В связи с этим, по словам Цыбулина, в настоящее время идет отбор организаций для выполнения работ по судоподъему в запланированных объемах. "На эти цели из краевого бюджета предусмотрено 95,8 миллиона рублей, которые частично компенсируются за счет продажи поднятого металлолома и из средств федерального бюджета", – пояснил замминистра. Он добавил, что в 2023 году в Приморье было обследовано восемь затонувших судов, которые и предстоит поднять в 2024-м. Суда будут поднимать в бухтах Владивостока, Хасанского округа и Находки. Вообще же фронт работ по судоподъему в Приморье немалый – на дне акваторий края лежат не менее 80 "утопленников".
Отметим, что в №2 журнала "Корабел.ру" (февраль, 2024 г.) будет опубликована статья, посвященная "Генеральной уборке" на Дальнем Востоке. Немного забегая вперед, дадим спойлер: в процессе подготовки материала выяснилось, что первый этап работ в акваториях Сахалина и Северо-Курильска далеко не всегда шел гладко. Как рассказали нам в ГК "Гидро" Денис Целищев, – именно эту группу компаний привлекали для обследования затонувших судов в Приморье, – на первом этапе "уборки", в течении 2023 года, участниками проекта была выявлена системная проблема, которая может привести к ощутимому сдвигу сроков, а то и вовсе к провалу программы.
По его словам, многие подрядчики, выигравшие тендеры, не всегда четко представляли сложность предстоящих работ и, как следствие, их реальную стоимость. Многим приходится придумывать разные способы, чтобы уложиться в стоимость контракта, что часто невозможно.
"Затраты некоторых подрядчиков уже перекрывают выделенные им средства, – говорит Целищев. – Из-за этого идет почти повсеместно затягивание работ и попытки выйти из проекта с по возможности минимальными потерями. Другими словами, проекты в рамках федерального проекта "Генеральная уборка" абсолютно не интересны по деньгам, и скоро это будет понятно представителям всей отрасли, включая и тех, кто только собирается заходить в тендеры".
Денис Целищев признался, что и его предприятие не стало исключением. ГК "Гидро" заключила пять договоров на подъем 15 судов, из которых в течении прошлого года успешно подняли станки одного судна в Первой Пади, двух в Озерском, пяти судов в Северо-Курильске, частично провели подъем одного судна в Невельске.
Таким образом, больше половины объема работ выполнили, но как дело пойдет дальше пока неизвестно. Среди тех 15 судов траулер "Аскания", затонувший вблизи порта Холмск 30 лет назад. Водоизмещение останков этого плавучего рыбзавода составляет 6500 тонн, длина остова – 107 м, ширина по ватерлинии – 15 метров. По тендеру на подъем "Аскании" было выделено 30 миллионов рублей. "Между траулером и берегом зона интенсивного наката волн высотой под два метра и выше даже в хорошую погоду. В таких условиях стоимость подъема судна, даже в двое меньшего по размеру, составляет около 200 млн рублей. Поэтому сейчас мы с юристами прорабатываем возможности отказа от данного проекта с минимальными потерями", – сказал наш собеседник.
С такой проблемой предприятие столкнулось в акватории Сахалина, зато с Приморьем Целищев связывает большие надежды. По его словам, чиновники края подошли к проблеме организации судоподъема более рационально, чем их соседи по Дальневосточному федеральному округу. В прошлом году краевой Минтранс провел тендеры на разработку проектной документации, а конкурсы на сам подъем пройдут вторым этапом, на основе уже полученных сведений. Предположительно, они пройдут до конца первого квартала, то есть уже в начале весны будут известны победители. В этой работе приняла участие и ГК "Гидро". Было проведено обследование по восьми объектам, подготовлена соответствующая документация.
Среди "утопленников" морской буксир и судно на дне бухты Золотой рог, плавучий док в акватории бухты Диомид, деревянно-металлический баркас в акватории о. Рейнеке, понтон в акватории бухты Находка и объекты в акваториях пролива Старка, а также бухт Новик и Витязь.
Специалисты оценили стоимость работ по подъему всех этих объектов, и остаётся надеяться, что их оценка совпадет с возможностями краевого бюджета. "Корабел.ру" будет следить за развитием ситуации.