Судоходство наперекор стихии

Чем сложен судоремонт в условиях полярной ночи и суровых холодов? Почему новый плавдок "Северного речного пароходства" за год не пустовал ни одного дня? Куда отправляются суда компании зимой?
Сегодня у нас на портале разговор пойдет о деятельности одной из крупнейших судоходных компаний, работающих в российских арктических морях и реках. Мы беседуем с заместителем генерального директора по эксплуатации флота АО "Северное речное пароходство" Ольгой Крыгиной.
 
Ольга Крыгина, заместитель гендиректора по эксплуатации флота АО "СРП" / Северное речное пароходство

– Ольга Леонидовна, расскажите, из каких судов состоит флот компании?

– У нас многопрофильная судоходная компания. Это означает, что в нашем управлении находятся целый спектр судов разного класса для разных задач. У нас есть морские крановые суда ледового класса 1АSuper – Arc-5 дедвейтом 8 748,05 т, оборудованные двумя кранами грузоподъемностью 60 тонн. Есть суда типа "Сормовский" грузоподъемностью 3500 тонн и грузовместимостью 4777 кубических метров. Есть сухогрузные суда "СТК" грузоподъемностью 1560 тонн и грузовместимостью 1940 кубических метров. Есть буксиры-толкачи мощностью 150, 300, 450, 600 и 2000 л.с. Есть сухогрузные баржи-площадки грузоподъемностью 600, 800, 1000 и 2000 тонн, в том числе оборудованные для выгрузки тяжеловесного крупногабаритного груза методом выкатки "рo-рo". Есть плавучие краны грузоподъемностью от 5 до 25 тонн. Наконец, есть нефтеналивные баржи грузоподъемностью 500, 700, 1700 и 2500 тонн. В этом году мы переоборудовали несколько барж, установив на них аппарели.

Нефтеналивные баржи особенно востребованы на севере при работе в труднодоступных районах. Используя их, мы имеем возможность производить выгрузку нефтепродуктов на значительном удалении от береговой линии, развернув грузовую линию до 1,5 – 2 километров. Это сложное производство, и оно является одним из наших ключевых преимуществ по сравнению с другими судоходными компаниями.

Техническая оснащенность позволяет нам предоставлять клиентам полный спектр услуг доставки груза "от двери до двери". Мы привлекательны для них тем, что можем взять груз в любой точке земного шара и доставить в любую точку.

– Где и как ведется обслуживание судов компании? Как вы оцениваете в целом состояние судоремонтной отрасли на Севере?

- Осуществлять судоремонт в условиях Севера всегда намного сложнее, чем в южных регионах. Полярная ночь и отрицательные температуры вносят свои коррективы: требуется обеспечивать дополнительное освещение, обогрев, горячее питание специалистам и многое другое.

Судоремонтный потенциал нашей компании – собственная судоремонтная база в порту Котлас (Архангельская область), в порту Лабытнанги (ЯНАО). У нас есть отдельные участки, на которых мы можем проводить ремонтные работы, например, в порту Ямбург (ЯНАО). Наши специалисты также могут осуществить судоремонт на необорудованных территориях, при необходимости используя специальные технологии выкатки судна на берег. Проведение подобного рода работ позволяет не выводить флот на время ремонта из рабочего ядра в период активной фазы навигации.

О чем стоит рассказать отдельно – это о нашем новом судоремонтном плавучем доке. Инженерный проект и разработку дока осуществили инженеры конструкторского бюро "Северного речного пароходства". Строительство осуществлялось в Котласе, на базе обособленного подразделения "СРП-Поморье" специалистами нашей компании.

Несамоходный плавучий док № 2701 проекта Р171Д класса Р 1,2 предназначен для подъема судов, ремонта корпуса поднятого судна. Размеры дока: габаритная длина – 93 метра, ширина – 22,86 метра, грузоподъемность – 1400 т.
 
Фото: Северное речное пароходство

Осенью 2018 года док отбуксировали из Архангельска в Западно-Сибирский регион, основной район работы нашего обособленного подразделения "СРП-Ямал", расположенного в Лабытнанги.

С того момента и до настоящего времени у нас не было ни одного дня, чтобы док простаивал. Мы не только докуем свои суда, но и оказываем эти же услуги нашим клиентам. Сейчас это одна из востребованных услуг, которая предоставляется нашей компанией, поскольку ближайшие доки, либо стапельные линии, находятся в Сургуте и в Архангельске, то есть на значительном расстоянии от места дислокации флота в Обском бассейне. Данный проект был презентован на II Международном форуме "Судостроение в Арктике", проходившем в Архангельске в 2019 году, и наш опыт вызвал неподдельный интерес у представителей крупных предприятий.

– Какие грузы и в каких направлениях перевозятся? Успешно ли прошла минувшая навигация в этом плане?

– Грузы, которые перевозит флот пароходства, это песчано-гравийные смеси, генеральные грузы, контейнеры, накатная техника, строительные материалы, нефтепродукты. За 2019 год перевезено почти миллион тонн грузов. Это уголь, лес, строительные материалы, техника, контейнеры, нефтепродукты, черные металлы, удобрения и др.

Практически нет такого груза, который мы не могли бы взять к перевозке. Если что-то не помещается на судно, то мы договариваемся с заказчиком, и нам подготавливают нужные судовые партии. К примеру, таким образом мы доставляли в Сабетту большую фильтровальную станцию – разрезали, разъединяли трубопроводные системы и везли в таком состоянии, а на месте уже монтировали.

Два года назад мы были участниками масштабного проекта по доставке оборудования на Красноярскую ГЭС. Производственная компания "Силовые машины" изготовила для два крупногабаритных колеса гидротурбин для модернизации Красноярской ГЭС. Каждое из колес диаметром 8,5 м и весом 244 тонны. Ошибка экипажа в процессе доставки такого груза была недопустима, и экипаж нашего теплохода "СТК — 1020" отлично справился со сложной задачей.

– Уточните, пожалуйста, кто ваши заказчики? Частные фирмы, госкомпании, госведомства?

– В Северо-Западном регионе мы активно работаем с лесопромышленным комплексом — группой компаний "Илим", "Титан", лесоперерабатывающими комбинатами, а также компаниями "Беломортранс", "Северное морское пароходство", Архангельский морской торговый порт, "Арктик консалтинг сервис", "МРТС Терминал". Что касается Западно-Сибирского региона, то основные заказчики – это компании нефтегазодобывающей области, в том числе "Ямал СПГ", "Арктик СПГ – 2", краевые администрации ЯНАО и другие.
 
Фото: Роман Казаков, Северное речное пароходство

– Как проводите зимнюю навигацию? Переводите ли какие-то суда на юг?

– По окончании летней навигации суда типа "река-море" передислоцируются в районы Черноморско-Азовского бассейна, Балтики, Западной, Центральной и Южной Европы. В зимний период главной задачей для нас является подготовка флота к началу летней навигации. Как правило, в ноябре большая часть флота размещается на судоремонтных базах, и до апреля проводятся судоремонтные и профилактические работы.

Плавсостав, помимо отпуска, проходит повышение квалификации, обучение, проверку знаний, обновление сертификатов, согласно утвержденному Министерством транспорта РФ регламенту. Береговой состав – рабочие, сварщики, газосварщики, проходят подготовку в рамках своих программ.

Еще одна важная составляющая работы в этот период: в январе – марте в районах Крайнего Севера мы осуществляем технологически сложную операцию по доставке грузов на припайный лед. К примеру, в марте 2018 года наш флот одним из первых доставил грузы к месту строительства завода на Салмановском НГКМ (Утреннее) в ЯНАО.

– Прокладываются ли сегодня новые маршруты?

– В истории пароходства есть страницы, связанные с освоением новых маршрутов. Если упомянуть последние годы, к примеру, в 2016 году впервые флот Северного речного пароходства осуществил перевозку по Северному морскому пути маршрутом порт Шанхай (Китай) – порт Сабетта (ЯНАО) с прохождением по трассе Севморпути в декабре, в сложной метеорологической обстановке. В 2017 году наш флот совершил один из самых длительных в истории Северного речного пароходства переходов по арктическим широтам — дошел до Зеленого Мыса на реке Колыма и до порта Певек.

– Расскажите, пожалуйста, о том, кто сегодня составляет штат компании и есть ли сложности в подборе персонала?

– Сегодня в пароходстве работает 830 человек. Помимо плавсостава, это инженеры, механики, судоремонтники, а также управленческий персонал. Наши специалисты, в основном, это выпускники профильных отраслевых вузов и учебных учреждений Архангельска, Тюмени, Новосибирска, Котласа, Астрахани, Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Санкт-Петербурга.
 
Фото: Северное речное пароходство

Безусловно, наше пароходство, как и в целом отрасль водного транспорта, испытывает дефицит квалифицированных кадров, особенно востребованы судовые специалисты, рядовой плавсостав.

Главный потенциал любой компании – это профессионалы, знатоки своего дела. В нашей компании они есть, такие люди – это основное наше богатство. Мы надеемся, что вырастет и достойная смена.

[Больше фото в галерее ниже]

Материалы по теме:
Северное речное пароходство: традиции и новаторство (интервью с гендиректором "СРП")
Северный, речной, электронный... (интервью с директором по развитию и инвестиционной деятельности компании "Северречфлот")

 
"Северное речное пароходство", АО
Архангельск
+7 (3452)290-390 (1401)
"Архангельский Морской Торговый Порт", ОАО Архангельск
+7 (8182) 45-41-40, +7 (8182) 45-41-18
"Северное морское пароходство", ОАО Архангельск
+7 (818) 263-73-18
"Беломортранс", филиал ЗАО Архангельск
+7(8182)276-111
"Арктик Консалтинг Сервис", ЗАО Архангельск
+7(8182)65-77-40
"Ямал СПГ", ОАО Москва
+7 (495) 228-98-50
"Силовые машины", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 346-70-33, +7 (812) 346-70-11



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости