Судоходным ГТС на Оке исполнилось 110 лет

0 46 2 мин
В 2024 году исполняется 110 лет с начала ввода в эксплуатацию низконапорных гидроузлов Белоомут и Кузьминск. Это первые гидротехнические сооружения на Оке. При строительстве шлюзов использовалась конструкция, ранее не применявшаяся в стране. Сегодня первые гидротехнические сооружения, построенные на Оке, находятся в ведении Рязанского РГС – филиала ФГБУ "Канал имени Москвы".
Гидротехнические сооружения на Оке находятся в ведении Рязанского РГС – филиала ФГБУ
Гидротехнические сооружения на Оке находятся в ведении Рязанского РГС – филиала ФГБУ "Канал имени Москвы" / Фото: Федеральное агентство морского и речного транспорта

 

Постоянными усилиями персонала филиала гидротехнические сооружения поддерживались и находились в годном к эксплуатации техническом состоянии. В современный период реконструкция гидроузлов позволила повысить их пропускную способность, улучшить судоходные условия и увеличить гарантированные судоходные глубины на участках реки Оки.

Так, в навигацию 2023 года через гидроузел Кузьминск прошло 1046 судов различного назначения, перевезено более 48,1 тыс. тонн грузов и 8,2 тыс. пассажиров. Через гидроузел Белоомут прошло 7,3 тыс. судов различного назначения, перевезено 11,4 тыс. пассажиров и 2,1 млн тонн грузов. 

 

Гидроузел Кузьминск / Фото: Пресс-служба
Гидроузел Кузьминск / Фото: Пресс-служба "Росморречфлота"

 

Гидроузел Кузьминск построен в новом створе, расположенном на 3 км ниже по течению, на 750,3 км судового хода от устья реки Оки. Строительно-монтажные работы начались в 2012 году. В 2015 году новый гидроузел был введен в эксплуатацию с поднятием верхнего бьефа до нормального подпорного уровня. Благодаря реконструкции гидроузла Кузьминск было восстановлено движение пассажирских судов на круизной линии "Малой Московской кругосветки". Гидроузел оснащен автоматизированной системой управления затворами шлюза и плотины, имеет систему технологического видеонаблюдения, датчики уровней верхнего и нижнего бьефов. Подпор от гидроузла Кузьминск при нормальных условиях эксплуатации распространяется до гидроузла Белоомут, что отвечает основному требованию к водному режиму бьефа Белоомут-Кузьминск для обеспечения судоходных глубин на данном участке реки. 

 

Строительно-монтажные работы по реконструкции гидроузла Белоомут начались в 2015 году. Объект введен в эксплуатацию в 2021 году. Трудности в проведении реконструкции на гидроузле Белоомут возникли из-за возведения сооружений в непосредственной близости от старой плотины. Реконструкция гидроузла Белоомут позволила увеличить гарантированные судоходные глубины до 2,2 м. За счёт внедрения автоматизированного технологического процесса сократилось время шлюзования. При регулировании уровней воды больше не используется ручной труд. 

 

Для реконструкции гидроузлов приняты новые конструктивные решения и использованы современные технологии. Проектные решения конструкций основных элементов шлюза и плотины обоих гидроузлов однотипны. Различия параметров связаны с характеристиками и особенностями места расположения сооружений, сообщает Росморречфлот.

ГТС гидроузла Белоомут / Фото: пресс-служба Росморречфлота
ГТС гидроузла Белоомут / Фото: пресс-служба Росморречфлота

 

Строительство гидроузлов велось в 1910-1914 годах по проекту инженера Нестора Пузыревского для создания на реке Оке судоходных глубин в маловодную межень. Гидроузлы, имея в своем составе шлюз и плотину, в постоянную эксплуатацию вводились поэтапно. Дата ввода плотины гидроузла Кузьминск – 1913 год. На год позже, в 1914 году, введены шлюзы гидроузлов Кузьминск и Белоомут. В 1932 году введена в постоянную эксплуатацию плотина гидроузла Белоомут. 

Плотина гидроузла Белоомут / Фото: пресс-служба Росморречфлота
Плотина гидроузла Белоомут / Фото: пресс-служба Росморречфлота



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025