Накануне навигации 2022 года судовладельцы в лице Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга обратились к руководству города с просьбой принять меры, гарантирующие продолжение деятельности судоходных компаний, осуществляющих перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в Санкт-Петербурге.
Начнем с того, что Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга создана в 2003 году и на текущий момент объединяет в своих рядах 30 судоходных компаний города, многие из которых успешно работают и развивают туристическую привлекательность Санкт-Петербурга на протяжении вот уже как 30 лет. При этом на судоходные компании, входящие в Ассоциацию, приходится 90% внутригородских перевозок внутренним водным транспортом, что важно.
Теперь по существу:
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта еще в июне 2020 года была отнесена Правительством РФ к отраслям экономики в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Однако, федеральные меры государственной поддержки, оказались не в состоянии компенсировать урон, нанесенный судоходным компаниям падением спроса на их услуги, запретами и временными ограничениями, введенными Правительством Санкт-Петербурга после объявления режима повышенной готовности на территории города.
Ситуация усугубилась в сентябре 2020 года после решения Федеральной антимонопольной службы России (далее ФАС) отказать в в аренде частей сооружений набережных, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Следует отметить, что ФАС избрала отнюдь не лучший момент для изменения существующего порядка, который не вписывался в политику Правительства РФ по поддержке пострадавшей отрасли экономики малого и среднего бизнеса, да и просто противоречил здравому смыслу в условиях пандемии. Решение ФАС привело к тому, что судоходные компании лишились возможности использовать на законном основании ранее арендованные участки набережных.
По итогу за 2020 – 2022 годы более 30 таких сооружений, ранее используемых для посадки/высадки пассажиров, оказались без договоров аренды. Попытки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест" оспорить в судах решение ФАС ни к чему не привели.
Рекомендации ФАС, а, по сути, разъяснения о необходимости включения в государственную программу Санкт-Петербурга соответствующих мероприятий, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирских перевозок внутренним водным транспортом для предоставления государственных преференций судоходным компаниям при аренде сооружений набережных не были выполнены. Справедливости ради, необходимо сказать, что требования к городским властям были изложены еще в апреле 2017 года в письме ФАС "О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Но мы пришли к аукционной практике.
В связи с этим важно озвучить, что аукционы, конечно, в каких-то сферах хороши, но, когда речь идет о туристическом судоходстве в культурной столице России (и не только), аукционная практика, как правило, приводит к многократному увеличению арендной платы (до цифр, находящихся за пределами экономической целесообразности), а это в свою очередь влечет за собой
Стоит отметить, что многочисленные попытки судовладельцев города, Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга обратить внимание властей на рост негативных последствий для пассажирских перевозок водным транспортом, долгое время оставались без ответа. Даже решение заседания Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга от 17.09.2020 о внесении изменений в государственную программу Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" до настоящего времени не реализовано.
Переломным моментом стали обращение Ассоциации в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт Петербурге и решение о подготовке Комплексного плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Санкт-Петербурга в условиях внешнего санкционного давления в марте текущего года.
Критическая ситуация с отсутствием договоров аренды сооружений набережных у судоходных компаний накануне навигации 2022 года в сложившихся условиях вынудило Ассоциацию предложить властям города нестандартные, можно сказать нерыночные меры поддержки судоходных компаний, а именно:
Основной посыл о необходимости принятия в новой реальности нестандартных решений, позволяющих продолжить работу судоходным компаниям города, сохранить рабочие места и квалифицированные кадры, был положительно воспринят большей частью присутствующих. Представители Ассоциации акцентировали внимание участников совещания на отсутствие у судоходных компаний требований по уменьшению арендной платы или отсрочке ее внесения, иных региональных мер финансовой поддержки. Лозунг судоходных компаний города "Дайте возможность работать!".
Механизм реализации предложений Ассоциации было поручено проработать Комитету по транспорту совместно с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Теперь по существу:
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта еще в июне 2020 года была отнесена Правительством РФ к отраслям экономики в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Однако, федеральные меры государственной поддержки, оказались не в состоянии компенсировать урон, нанесенный судоходным компаниям падением спроса на их услуги, запретами и временными ограничениями, введенными Правительством Санкт-Петербурга после объявления режима повышенной готовности на территории города.
Фото: Корабел.ру |
Ситуация усугубилась в сентябре 2020 года после решения Федеральной антимонопольной службы России (далее ФАС) отказать в в аренде частей сооружений набережных, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Следует отметить, что ФАС избрала отнюдь не лучший момент для изменения существующего порядка, который не вписывался в политику Правительства РФ по поддержке пострадавшей отрасли экономики малого и среднего бизнеса, да и просто противоречил здравому смыслу в условиях пандемии. Решение ФАС привело к тому, что судоходные компании лишились возможности использовать на законном основании ранее арендованные участки набережных.
По итогу за 2020 – 2022 годы более 30 таких сооружений, ранее используемых для посадки/высадки пассажиров, оказались без договоров аренды. Попытки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест" оспорить в судах решение ФАС ни к чему не привели.
Рекомендации ФАС, а, по сути, разъяснения о необходимости включения в государственную программу Санкт-Петербурга соответствующих мероприятий, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирских перевозок внутренним водным транспортом для предоставления государственных преференций судоходным компаниям при аренде сооружений набережных не были выполнены. Справедливости ради, необходимо сказать, что требования к городским властям были изложены еще в апреле 2017 года в письме ФАС "О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Фото: Корабел.ру |
Но мы пришли к аукционной практике.
В связи с этим важно озвучить, что аукционы, конечно, в каких-то сферах хороши, но, когда речь идет о туристическом судоходстве в культурной столице России (и не только), аукционная практика, как правило, приводит к многократному увеличению арендной платы (до цифр, находящихся за пределами экономической целесообразности), а это в свою очередь влечет за собой
- Кратный рост цен на билеты;
- Отсутствие у судоходных компаний средств на развитие флота;
- Сокращение количества используемых спусков и т.д.
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов. / Фото: предоставлено собеседником |
"Отказ от преференций и переход к безальтернативному предоставлению участков набережных исключительно по результатам аукционов приведет к неэффективности инвестиций, вложенных в инфраструктуру судоходными компаниями, к неокупаемости новых вложений. Это особенно актуально с учетом сезонного характера пассажирских перевозок водным транспортом в Санкт-Петербурге, которые ограничены 5 – 6 месяцами в год. А на три летних месяца и 10-15 весенних/осенних дней, то есть 100 дней работы, приходится более 80% перевезенных пассажиров за весь период летней навигации", – Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов.
Стоит отметить, что многочисленные попытки судовладельцев города, Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга обратить внимание властей на рост негативных последствий для пассажирских перевозок водным транспортом, долгое время оставались без ответа. Даже решение заседания Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга от 17.09.2020 о внесении изменений в государственную программу Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" до настоящего времени не реализовано.
Фото: Корабел.ру |
Переломным моментом стали обращение Ассоциации в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт Петербурге и решение о подготовке Комплексного плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Санкт-Петербурга в условиях внешнего санкционного давления в марте текущего года.
Критическая ситуация с отсутствием договоров аренды сооружений набережных у судоходных компаний накануне навигации 2022 года в сложившихся условиях вынудило Ассоциацию предложить властям города нестандартные, можно сказать нерыночные меры поддержки судоходных компаний, а именно:
- Продление договоров аренды участков набережных для размещения объектов инфраструктуры водного транспорта, занятых экскурсионными перевозками, срок которых истек или истекает в 2022 года на 5 лет по упрощенной процедуре;
- Заключение (без проведения торгов) договоров аренды сооружений набережных, закрепленных за СПб ГБУ "Мостотрест" на праве оперативного управления, на 5 лет, с арендаторами, срок действия договоров которых истек в 2020 – 2022 годах;
- Установление моратория на расторжение договоров аренды сооружений набережных, закрепленных за СПб ГБУ "Мостотрест" на праве оперативного управления, до внесения в государственную программу Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" специальной программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.
Фото: Корабел.ру |
Основной посыл о необходимости принятия в новой реальности нестандартных решений, позволяющих продолжить работу судоходным компаниям города, сохранить рабочие места и квалифицированные кадры, был положительно воспринят большей частью присутствующих. Представители Ассоциации акцентировали внимание участников совещания на отсутствие у судоходных компаний требований по уменьшению арендной платы или отсрочке ее внесения, иных региональных мер финансовой поддержки. Лозунг судоходных компаний города "Дайте возможность работать!".
Механизм реализации предложений Ассоциации было поручено проработать Комитету по транспорту совместно с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга.
"Нам показалось, что чаша весов качнулась в сторону реальной поддержки судоходных компаний города. Правда, нам так казалось и после решения заседания Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга в 2020 году. Думаю, что в ближайшее время мы узнаем, насколько оперативно и эффективно умеют действовать органы исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга в новой реальности. А по результатам, сделаем выводы…" – Президент Ассоциации "Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга" Владимир Родионов.
Автор статьи: Президент Ассоциации "Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга" Владимир Родионов;
Подготовил к публикации: Петр Щеголихин.
Подготовил к публикации: Петр Щеголихин.