Научно-исследовательское судно «Профессор Логачев», имеющее постоянную прописку в Петербурге, сейчас ищет полезные ископаемые в Атлантике.
Как сообщает газета Санкт-Петербургские "Ведомости", научное судно длиной почти с футбольное поле названо в честь геофизика Александра Андреевича Логачева. В Атлантике есть и месторождение, носящее имя ученого.
Речь о ГПС, глубоководных полиметаллических сульфидах. Вот металлы в них и интересны. Чтобы вести разведку (а потом добычу) на морском дне в нейтральных водах, государства заключают договор с Международной организацией по морскому дну. И получают в свое распоряжение районы, в пределах которых могут вести геологоразведку. В нашем случае это Российский разведочный район в центральной Атлантике, в так называемой осевой зоне Срединно-Атлантического хребта.
— Предпосылки к поиску именно там, конечно, были, — говорит управляющий директор Полярной морской геологоразведочной экспедиции (ПМГРЭ) Росгеологии Павел Лунев. — ГПС в Атлантике были открыты в 1985 году, и с 1986‑го начались систематические работы по их поиску и разведке с использованием специально оснащенных судов Полярной экспедиции "Геолог Ферсман" и "Профессор Логачев". Поэтому сейчас мы хорошо знаем, в какой части Срединно-Атлантического хребта вести детальную разведку.
Сначала был поисковый этап: к 2021 году было открыто 14 рудных полей. В их пределах и находятся месторождения. По прогнозу, в них 150 – 200 млн тонн рудной массы глубоководных полиметаллических сульфидов. Содержание меди в них — 10 – 30 %, цинка 3 – 15 %, золота 5 – 40 граммов на тонну, серебра 15 – 200 граммов на тонну. Как говорят геологи, "это очень богатое содержание".
— Точность оценки содержания полезных компонентов зависит от детальности исследований, — поясняет Павел Лунев. — На первом этапе мы нашли рудные тела, то есть скопления руды. Выяснили, где именно количество полезных компонентов высокое. Теперь ведем уже детальную разведку, чтобы перед добычей было понимание: какова конфигурация этих скоплений, какие компоненты где именно добывать. На финальных стадиях геологоразведочных работ мы назовем ту цифру, на которую уже можно рассчитывать при добыче.
Нынешний этап — второй, оценочный. Ученые ПМГРЭ детально изучат наиболее перспективные рудные поля: Пюи де Фоль, Сюрприз, Зенит-Виктория, Петербургское и Юбилейное. Да, первое название выделяется — объекты называют исследователи, их открывшие, и тот единственный был обнаружен французами. Но находится в Российском разведочном районе, и право вести там геологическую разведку, а потом и добычу предоставлено России. Геологи используют дистанционные геофизические методы, подводную видео- и фотосъемку, спецаппаратуру, которая позволяет получать образцы руды и пород на глубинах до 6 км.
— Морская глубоководная геологоразведка — востребованное направление в мире, — добавляет Павел Лунев. — Но она у всех ведущих стран находится на начальном этапе развития. В основном это технологии будущего.
Весь рейс "Профессора Логачева" рассчитан примерно на пять месяцев, это полевой этап. Лабораторные исследования и интерпретация полученной информации займут около года. В итоге будут определены точки для наиболее важного и сложного этапа — бурения. Но это еще не добыча, а продолжение научного исследования. Первые опытно-методические работы с буровой установкой запланированы на 2023 год.
Установка отечественная, сейчас ее делают — к тому времени как раз будет готова к испытаниям.
"Профессор Логачев" – одно из судов, построенных на Черноморском судостроительном заводе в рамках советского проекта по разведке глубоководных полезных ископаемых / Фото: Корабел.ру |
— Предпосылки к поиску именно там, конечно, были, — говорит управляющий директор Полярной морской геологоразведочной экспедиции (ПМГРЭ) Росгеологии Павел Лунев. — ГПС в Атлантике были открыты в 1985 году, и с 1986‑го начались систематические работы по их поиску и разведке с использованием специально оснащенных судов Полярной экспедиции "Геолог Ферсман" и "Профессор Логачев". Поэтому сейчас мы хорошо знаем, в какой части Срединно-Атлантического хребта вести детальную разведку.
Сначала был поисковый этап: к 2021 году было открыто 14 рудных полей. В их пределах и находятся месторождения. По прогнозу, в них 150 – 200 млн тонн рудной массы глубоководных полиметаллических сульфидов. Содержание меди в них — 10 – 30 %, цинка 3 – 15 %, золота 5 – 40 граммов на тонну, серебра 15 – 200 граммов на тонну. Как говорят геологи, "это очень богатое содержание".
— Точность оценки содержания полезных компонентов зависит от детальности исследований, — поясняет Павел Лунев. — На первом этапе мы нашли рудные тела, то есть скопления руды. Выяснили, где именно количество полезных компонентов высокое. Теперь ведем уже детальную разведку, чтобы перед добычей было понимание: какова конфигурация этих скоплений, какие компоненты где именно добывать. На финальных стадиях геологоразведочных работ мы назовем ту цифру, на которую уже можно рассчитывать при добыче.
Нынешний этап — второй, оценочный. Ученые ПМГРЭ детально изучат наиболее перспективные рудные поля: Пюи де Фоль, Сюрприз, Зенит-Виктория, Петербургское и Юбилейное. Да, первое название выделяется — объекты называют исследователи, их открывшие, и тот единственный был обнаружен французами. Но находится в Российском разведочном районе, и право вести там геологическую разведку, а потом и добычу предоставлено России. Геологи используют дистанционные геофизические методы, подводную видео- и фотосъемку, спецаппаратуру, которая позволяет получать образцы руды и пород на глубинах до 6 км.
— Морская глубоководная геологоразведка — востребованное направление в мире, — добавляет Павел Лунев. — Но она у всех ведущих стран находится на начальном этапе развития. В основном это технологии будущего.
Весь рейс "Профессора Логачева" рассчитан примерно на пять месяцев, это полевой этап. Лабораторные исследования и интерпретация полученной информации займут около года. В итоге будут определены точки для наиболее важного и сложного этапа — бурения. Но это еще не добыча, а продолжение научного исследования. Первые опытно-методические работы с буровой установкой запланированы на 2023 год.
Установка отечественная, сейчас ее делают — к тому времени как раз будет готова к испытаниям.