Если плавание в море ассоциируется у вас с суровой романтикой, аскетизмом и изоляцией от внешнего мира, то вы правы только отчасти. Благодаря современным технологиям, команда судна теперь может полноценно взаимодействовать с офисом на берегу и не терять связи с близкими в течение всего плавания.
Верным курсом
Мы, компания "Orange Business Services", занимаемся спутниковой связью более 20 лет. Все это время команда спутниковых инженеров совершенствовала свои навыки в создании корпоративных сетей на базе выделенных спутниковых каналов и сетей VSAT (Very Small Aperture Terminal). Но в последние годы из-за активного строительства оптоволоконных линий спрос на спутниковые каналы среди клиентов, офисы и площадки которых находятся в труднодоступных районах, снизился. Тогда мы подумали, что всю существующую инфраструктуру с минимальной модернизацией можно применить для подключения судов к корпоративным сетям заказчиков, используя геостационарные спутники.
За два года мы приобрели немало теоретических и практических навыков в сфере судоходства, устанавливая и обслуживая антенны. Затем сконцентрировались на развитии функциональности услуги: как на подвижных терминалах предоставлять все то же качество связи, что и на стационарных спутниковых терминалах; что делать, когда судно перемещается из зоны покрытия одного спутника в зону другого и т.д.
Расширив нашу сеть и получив первый опыт эксплуатации, мы поняли, что стали с услугой «на ты». И тогда решили не просто сделать судно еще одним пользователем интернета, а обеспечить на нем доступ ко всем корпоративным приложениям, включая почту, голосовую связь, файлообменники, CRM-системы и все, чем компания пользуется на суше. Чтобы судно стало фактически одним из офисов, а команде больше не приходилось переносить все данные в систему из журнала, причалив к берегу.
Быть на постоянной связи с берегом судну помогают зарезервированные каналы связи. Если какая-либо преграда перед спутниковой антенной не дает ей поймать сигнал, антенна переводится на другой спутник, благодаря внедренному интеллектуальному алгоритму автоматического поиска. Он постоянно отслеживает положение судна, фиксирует, с какого спутника в конкретной области осуществляется лучший прием, и переключается на него.
Благодаря такому решению, клиенты могут создавать ситуационные центры для повышения безопасности мореплавания. Если судно застревает во льдах, вся информация — с установленных на нем датчиков, с двигателя, данные о курсе, координатах и скорости, видео с камер — поступает в центр, где эксперт может ее проанализировать и направить капитана.
Плавали, знаем
Наш сотрудник Евгений Журович лично отправился в море на одном из судов, чтобы узнать задачи и потребности команды изнутри. Он был в плавании почти три недели и за это время смог глубоко погрузиться в профессиональную среду и понять, насколько важно для судна всегда оставаться на связи.
В результате команда осталась довольна: когда на судне появился широкополосный интернет, первые несколько дней люди были в диком восторге. Доступ к данным кардинально изменил рабочие процессы. Так, например, если раньше при неполадках какого-либо оборудования взаимодействие с вендором брал на себя офис и заключение могло занять несколько дней, то теперь старший механик может самостоятельно скачать нужные документы и решить вопрос за полчаса. В дальнейшем у клиента появится возможность перейти на новый уровень сервиса с производителем установок, чтобы он осуществлял онлайн-мониторинг состояния агрегатов, производил ремонт удаленно и предупреждал поломки.
Особенную радость у команды вызвала возможность звонить близким не только голосом, но и по видеосвязи. Кроме того, теперь прямо с судна можно проверить свой счет в онлайн-банке, почитать соцсети и даже посмотреть на успеваемость своего ребенка в цифровом дневнике.
Чем дальше, тем лучше
Когда мы пришли к идее офиса в море, интегрированного в береговую инфраструктуру, мы обратили внимание на основные нужды отрасли и учли их в своем решении. Так для судовладельцев открылся ряд преимуществ:
? Благодаря динамическому распределению трафика, всю полосу можно использовать на судне для нужд бизнеса, когда это необходимо, а в остальное время максимально задействовать ее для досуга команды. Таким образом, для каждой цели можно получить максимум возможностей.
? Многие судовладельцы отдают свой флот в аренду различным компаниям, например, нефтяным. Возможность интеграции судна в береговой офис будет конкурентным преимуществом при проведении тендеров и поможет судовладельцам стать привлекательнее для заказчиков.
? Мы владеем собственной наземной и спутниковой инфраструктурой. Благодаря этому, и на спутнике, и на земле действуют единые корпоративные политики для CoS (class of service). Связь находится под управлением и обслуживанием наших инженеров. Если что-то случается, мы проводим диагностические мероприятия, едем к ближайшему порту, выполняем необходимые работы по восстановлению сервисов. Неполадки — наша проблема, дело компании — возить нефть, ловить рыбу, заниматься наукой и т. д.
Более 400 судов во всем мире используют наши решения, в том числе 60 судов подключено в России. Мы работаем с такими судоходными компаниями, как Topaz Energy, «Доброфлот», Арктическое морское пароходство, ФГУП «Росморпорт», «Морской траст», Arkas, ZIM и другие. Благодаря решениям Orange суда могут быть на связи даже на Северном морском пути.
1000 DDoS-атак, или Как отбиться от киберпиратов в открытом море
По данным исследования BIMCO (Балтийского и международного морского совета) на тему защиты данных в море, целями киберпиратов в основном являются IT-системы, однако атакам подвержены также промышленные и навигационные системы. Основные типы кибератак не сильно отличаются от всех остальных отраслей (фишинг, ransomware, кража данных, подбор паролей и т. д.) Их результатами становятся нарушение работоспособности систем, репутационные и финансовые потери. Большее количество инцидентов оценивается в 5000 долларов, остальные — более дорогие и специфические. Основные мотивы для кибератак на отрасль судоходства — получение финансовой выгоды и саботаж, направленный на нарушение деятельности судов.
Примеры кибератак в море:
? Новое сухогрузное судно было оснащено для безбумажной навигации и не имело бумажных карт. Произошел отказ ECDIS-системы, который приняли за технический сбой. Технический эксперт производителя, прибыв на судно, обнаружил, что обе сети ECDIS были заражены вирусом. Вирус был помещен на карантин, компьютеры ECDIS восстановлены. Источник и способ заражения остался неизвестен. Затраты на ремонт и задержка в плавании составили сотни тысяч долларов США.
? Злоумышленники взломали компьютерную сеть порта Антверпен (Бельгия) для целей сокрытия следов доставки наркотиков. После обращений владельцев грузов об исчезновении их контейнеров полиция вскрыла преступную сеть и арестовала злоумышленников.
? В 2017 году MAERSK пострадал от вируса-шифровальщика NotPetya. Многочисленные ИТ-системы были заблокированы. Все операции выполнялись вручную, что привело к недополучению прибыли и затратам, связанным с восстановлением ИТ-инфраструктуры (около 210 миллионов долларов).
Неудовлетворенные фрахтователи, задержки в портах и доставке грузов, потеря денег и репутации — вот лишь некоторые из последствий, которые может вызвать киберинцидент на судне. Поэтому мы можем самостоятельно обеспечить полную защиту данных при желании заказчика. Хотите плавать в море, но не можете оставить офис? Хотите плавать в море, но не можете оставить офис? Напишите нам, мы что-нибудь придумаем.
О других решениях в сфере судоходства читайте на нашем сайте.