— Анатолий Викторович, расскажите, пожалуйста, как появились "Бельские"?
— До создания барж, с 1962 по 1963 годы, бюро выполняло проработки по определению оптимальных размеров и грузоподъемности нефтеналивных барж. Суда были необходимы для вывоза нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в бассейне рек Белой и Камы. В частности — с Уфимского нефтеперерабатывающего завода потребителям Волжского бассейна, для перевалки в танкеры и дальнейшей транспортировки по Волго-Балтийскому пути в европейскую часть России и в Европу.
В 1963 году было разработано несколько вариантов конструкций барж для перевозки вязких нефтепродуктов (мазута) — они обеспечивали эффективную перекачку и подогрев с наименьшими затратами. В процессе их создания использовался опыт проектирования, строительства и эксплуатации нефтеналивных барж проекта Р168А АЦКБ и проекта 403Б ОГК завода "Красное Сормово", рассмотрены правила "Германского Ллойда", "Английского Ллойда" и "Американского бюро", а также информация каталога по судам фирмы "Драво".
— Проектирование судна — сложная задача, где необходимо многое учитывать, в том числе район плавания. Какие путевые условия учитывались при проектировании "Бельских"?
— Эксплуатация барж предусматривалась на реках Белая, Кама, Волга и водохранилищах, в частности, Куйбышевском. Для работы на реке Белая учитывались ее особенности — извилистое русло, имеющее крутые изгибы, и величины проходной осадки судов 1,8–2,5 м. Для бассейна разряда "О" (Куйбышевское водохранилище) было учтено, что достаточно продолжительное время в навигационный период высота волн составляет меньше 1,5 м при силе ветра 5 баллов и менее.
С учетом этого, а также для снижения массы барж с одновременным увеличением грузовместимости, было принято соотношение главных размерений LxBxH, равное 5,5 вместо 6,6-7,5. Кроме того, было введено ограничение на эксплуатацию барж в водохранилищах при силе ветра более 5 баллов.
— Сколько всего судов этого типа было построено за все время?
— Первое судно "Бельская-1" спущено и передано в эксплуатацию в 1964 году. Оно и все последующие строились на судостроительно-судоремонтном заводе им. III Интернационала в Астрахани, слип которого позволял строить и поднимать суда шириной 20 м и более. Проектная организация и завод находились рядом, что позволяло оперативно решать все возникающие вопросы при постройке и сдаче барж.
Всего за период с 1964 по 1982 год на заводе построили 86 барж типа "Бельская" всех модификаций. Из них по состоянию на 2018 год эксплуатируется 16 барж проекта Р-27 и 23 баржи проекта Р-27К.
В 1971 году была разработана модификация барж для перевозки нефтепродуктов I и II классов, не требующих подогрева — проект Р27А для Амурского пароходства (строились на Хабаровской РЭБ).
Интересен разборный вариант баржи — проект Р27Л для Ленского пароходства (предусматривалась перевозка конструкций баржи на 25 ж/д платформах) в порт Осетрово на р. Лена.
— Какие компании эксплуатируют "Бельские" сейчас?
— Изначально заказчиком строительства и эксплуатирующей организацией нефтеналивных барж типа "Бельская" являлось пароходство "Волготанкер". В настоящее время владельцами барж являются различные компании, в том числе
судоходная компания "БашВолготанкер".
|
"Бельская" до модернизации / "БашВолготанкер", СК ЗАО |
— В чем преимущества "Бельских" перед другими судами?
— Баржи предназначены для перевозки вязких нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 60 С, в основном мазута, в бассейне разряда "Р" и с ограничением в бассейне разряда "О". Преимуществом барж "Бельская" является большая грузовместимость при малой осадке в грузу, а также большая производительность погрузки-выгрузки — береговыми средствами 600–1000 м3/час.
— На каких транспортных маршрутах баржа может осуществлять работу?
— Суда могут эксплуатироваться на маршрутах Волжско-Камского бассейна внутренних водных путей при проходной ширине шлюзов не менее 20 м и бассейнах рек Амур, Лена.
— Долгосрочная эксплуатация судна — какие препятствия вы видите? Как, по-вашему, их надо решать?
— За много лет произошли кардинальные изменения правил Российского Речного Регистра, в том числе по экологической безопасности. Современные баржи, находящиеся в эксплуатации, должны иметь двойное дно и двойные борта, должны быть предусмотрены конструктивные меры от разлива нефтепродуктов при выполнении грузовых и зачистных операций.
Можно прогнозировать и дальнейшее повышение требований к судам, предназначенным для перевозки нефтепродуктов. Поэтому суда, не соответствующие современным нормам, должны быть своевременно модернизованы для последующей долгосрочной эксплуатации.
Для барж типа "Бельская" решением является дооборудование вторым дном и вторыми бортами либо установка встроенных грузовых емкостей, например, горизонтальных цилиндрических баков по образцу проекта Р27М.
— "БашВолготанкер" провел в этом году масштабную модернизацию флота. Проектное решение устройства на корпусах "Бельских" второго борта и второго дна было разработано АЦКБ. Как формировалось и принималось проектное решение?
|
"Бельская" после модернизации / "БашВолготанкер", СК ЗАО |
— Процесс проектирования начался с получения от судоходной компании "БашВолготанкер" технического задания и установки сроков выполнения проекта.
Основная сложность заключалась в поиске нужного варианта выполнения дополнительных конструкций, при котором масса устанавливаемого металла будет наименьшей, а грузоподъемность сохранится на максимально возможном уровне. Кроме того, спроектировать новые конструкции необходимо было так, чтобы трудоемкость их установки позволяла выполнить модернизационные работы в кратчайшие сроки.
В результате принято решение установить второе дно и вторые борта и увеличить общую высоту борта путем установки нового ширстречного пояса, что позволило компенсировать уменьшение объема грузовых танков. Учитывая сжатые сроки выполнения проекта, документация разрабатывалась в два этапа. На первом этапе проходила разработка и согласование конструкций корпуса с Нижне-Волжским филиалом РРР, а также передача документации заводам для выполнения модернизации.
Второй этап включал выполнение расчетов прочности судна, его остойчивости и др., подтверждающих правильность выбранных решений конструкций. Также на этом этапе разрабатывалась общесудовая документация и рабоче-конструкторская документация модернизации систем и электрооборудования.
При таком подходе со стороны "БашВолготанкера" необходима была уверенность в профессионализме конструкторского бюро в том, что все решения первого этапа будут оптимальны и верны и не придется переделывать конструкции корпуса после выполнения второго этапа проектирования. Выбранный подход позволил практически одновременно вести как разработку документации, так и выполнение работ по модернизации судов на заводах. При этом все вопросы, возникающие в процессе строительства барж, оперативно решались в рамках авторского надзора.
— Как думаете, что эффективнее — модернизировать суда или строить новые?
— Строительство новых барж с характеристиками, аналогичными баржам типа "Бельская", требует больших финансовых затрат и времени.
Конструкции барж в соответствии с действующими правилами получаются более металлоемкие — масса корпуса вновь проектируемых барж в сравнении с эксплуатирующимися аналогами может быть больше на 50% и более. Поэтому для достижения грузовместимости и осадки в грузу, таких же как у "Бельских", необходимо увеличение габаритов вновь проектируемой баржи.
Опыт модернизации судов в предыдущие годы, когда производилась установка вторых бортов и грузовых горизонтальных цилиндрических емкостей, повышение прочности корпуса до класса "О1,5", показал, что
"Бельские" продолжают успешно работать.
Модернизация барж проекта Р27К, заключающаяся в установке второго дна и вторых бортов с одновременным выполнением очередного ремонта, произведенная в период судоремонта 2017-2018 года, является удачной вехой
в продлении жизни этих судов. При этом затраты времени и финансов значительно меньше, чем строительство новых барж такой же грузоподъемности.
Беседовал Степан Кулаков