Наиболее интересной частью пятой сессии стали вопросы спикерам и их ответы.
Заместитель генерального директора по флоту ФГУП "Гидрографическое предприятие" Анатолий Массанюк на вопрос о том, чего не хватает архангельскому судоремонту, ответил, что доковых мест и качества. Компания не удовлетворена сроками. Также импортные суда и запчасти в плане ремонта стали большой проблемой для всех предприятий.
Генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" Афанасий Саввин и директор института информационных технологий ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет" Алексей Липис представили свои наработки в развитии Жатайской судоверфи.
Можно сказать, что верфь строится практически с нуля, что позволяет внедрять в неё современные информационные технологии ещё на стадии проектирования. Алексей Липис считает, что Жатайская судоверфь станет одним из ведущих цифровых предприятий не только региона, но и страны.
Спикеры отвечали и на вопрос, касающийся кадров. Жатайская судоверфь предоставит 700 рабочих мест, и их нужно закрывать, а кадров не хватает. Поэтому были заключены договоры с учебными заведениями Санкт-Петербурга и Новосибирска. Афанасий Саввин сказал, что они готовы рассмотреть сотрудничество и с Архангельском. Модератор дискуссии и директор Ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" Сергей Смирнов предложил в ответ свою помощь: подключить к процессу коллег-корабелов, а также предприятия, которые могли бы пригодиться при строительстве судов.
Генеральный директор ООО "Беломорская Сплавная Компания" Иван Пуканов поделился опытом ведения дел на своем предприятии. Эта компания занимается как сплавом леса, так и судоремонтом. Одновременно с этим там недавно построили для собственных нужд буксир.
На вопрос о том, готово ли предприятие строить суда под заказ, Иван Пуканов ответил положительно.
Тему с нехваткой профессиональных кадров в судоремонте поддержали сразу два спикера: директор БТО АО "Архангельский траловый флот" Сергей Мальгин и генеральный директор ООО "Северо-Двинское речное пароходство" (СДРП) Ольга Крыгина. Кстати, как только представление компаний завершилось, тема кадров зазвучало очень и очень остро.
"Не побоюсь этого слова – школа кадров потеряна. Очень бы хотелось поддержки области в этом плане", – Сергей Мальгин охарактеризовал нехватку специалистов, как наболевшую.
В ответ на такое замечание модератор дискуссии предложил сформировать общий запрос на потребность в специалистах, при этом подчеркнул, что предприятие должно дать гарантию трудоустройства.
Сергей Мальгин также поделился опытом предприятия в модернизации и ремонте судов. БТО АО "Архангельский траловый флот" модернизировали рыбопромысловые суда. Предприятие не просто привело в порядок корпус одного из судов, но поменяло часть рыбной фабрики.
Ольга Крыгина рассказала о том, как выживают небольшие судоходные компании. СДРП занимается транспортировкой леса, и чинить свои суда им приходится самостоятельно ввиду специфики деятельности и региона базирования. СДРП – то редкое предприятие, которое освоило технологию выкатки плавсредства на берег с последующим ремонтом. Также у них есть собственная ремонтная база. Компании пришлось закупить оборудование и обзавестись специалистами, которых СДРП очень ценит. При этом три буксира до сих пор стоят без плавсостава. Проблема кадров, как подчеркнула Ольга Крыгина, касается не только ремонта.
В завершение дискуссии управляющий компанией "Поморская судоверфь" Евгений Пеньевской довольно резко заявил, что судоремонт недооценен государством, и сильно недокапитализирован. Банки отказываются кредитовать эту отрасль, а тем временем судоремонт необходим. По его мнению – направление требует поддержки и развития.
Подводя итоги, модератор Сергей Смирнов предложил развернуть масштабную профориентационную работу.